Смолокурение: славянский народы в давние времена ушли из кочевого образа жизнедеятельности и селились по рекам, озёрам. Занимались в начале рыболовством, охотой, а затем стали осваивать хлебопашество. От кочевых народов им приходилось укрываться в лесных и горных районах и передвигались по рекам и озерам. На своих плавсредствах достигали Ладожского озера и далее в Северный край. Этот период расселения продолжался тысячелетия. Уже во времена создания первых судов в виде плотов, лодок, человеку потребовалась смола. В начале её варили из серы, подобранной из деревьев сосны и ели, впоследствии этот промысел совершенствовался.
Стали гнать смолу и древесины сосны и сосновых пеньков. Пеньковая смола всегда была выше качеством. Выжигали смолу в земле в земляных конусообразных ямах, в которой внизу ямы делали жаркую печь.
Укладывалось слои из сосны. Зажигали дрова в печи. А верх ямы покрывали двумя глиняными слоями и засыпали песком, чтобы чтобы жар держался в яме. В жаркой яме смола выделяла смолу чёрного цвета, которая стекала вниз по желобу из осиновой колоды стекала в подставленную деревянную бочку. В конце 19-го века печи смолокуренные (а не ямы) строили кирпичные постоянные, а выжиг смолы расставался в принципе тот же.
С увеличением строительства водных средств увеличилась и потребность в смоле. А особенно когда в Архангельске в 18-м веке началось строительство морского флота. Пётр Первый дал задание архангельским смолокурам: "Поставить 40 000 бочек доброй смолы ". Все суда речные и морские промазывались и конопатились со смолой.
Смолокурение в Верхопаденьге началось 16-м веке, когда по Северной Двине проходил водный путь на Москву из Архангельска. Из сосны смолу изготовляли четыре года. Деревья ошкуривались на высоту до 4 м, а затем деревья срубали, перерубали или пилили на чурки по полтора метра, кололи на поленья и выжигали смолу. Работа тяжелая, все время приходилось работать в дыму, угаре.
В Верхопаденьге было до 25 смолокуренных печей. Сейчас смолокурение прекратилось совсем. Ещё до войны 1941 г. были колхозные смолокуренные печи, а теперь этот промысел прекратился, вместо смолокурения сейчас сбор живицы в этих же лесах. (Это было при Советском Союзе, сейчас в лесах вокруг верхопаденьги никто живицу не собирает)
Дёгтекурение: первоначальные способы дёгтекурения принесли первопроходцы северный край из новгородских земель и Онежского озера. Верхопаденьгский дёготь являлся ценным продуктом переработки, как внутри страны, так и для заморского торга. Употреблялся при выработке кожи, а также для лечебных препаратов.
Бересту заготовляли в конце июня - в начале июля со старых берёз. Разодранную бересту собирали в кучи, укладывали нижней стороной вверх. Сверху кучи закладывали кряжами деревьев для гнёта, чтобы береста не скручивались в свёртки.
Заготовлять приходилось в жаркую летнюю пору. Кругом гнус, комары, овода, мухи, слепни, мошка носились вокруг, бросались в глаза, лезли в уши, в нос… Надо было быстро сдирать бересту, даже отмахнуться некогда, работа срочная, тяжелая.
Зимой бересту из куч свозили к дектярным заводам и начинали дёгтекурение. Для этого строили кустарные дегтекуренные заводы, а точнее сарай, в нём несколько печей, с обеих сторон укреплялись гончарные кубы (большого размера глиняные горшки). В сарае могло быть 4,6,8 кубов. Кубы имели вверху узкие отверстия в горловине, через которые их заполняли измельченный берестой. После заполнения кубов горловины плотно замазывали глиной с песком. Разжигали под кубами печки – одна печка на два куба. Раскаляли печки, пока не появится сток дёгтя.
Дёгтекурение требовало больших навыков в работе. Нужно по слуху знать, что делается в кубах, регулировать жар под кубами. Измерителей, градусников у дёгтекуров не было, вести определение приходилось на слух и по опыту. Нужно смотреть и качество дёгтя по цвету, если дёготь идёт чёрного цвета - это значит перегар, надо убавить у печи жар, чтобы кубы не взорвались от газов и не произошло самовозгорание.
Весной устраивали плоты из сухого дерева под названием «ведила» с отдельным местом для каждой бочки. Такие же «ведилы» делали и для смольных бочек. С наступлением весеннего половодья «ведилы» загружаются бочками смолы, дёгтя и вниз по реке Паденьге, а затем по Ваге и Северной Двине сплавляются в Архангельск для продажи в заморские страны и на внутренний рынок. В Верхопаденьге и Лосевской общине в 1925-м году было до 40 дёгтекуренных кубов. Спрос на дёготь был был устойчивый.
Из рукописи В.И. Резвого