Какую музыку вы любите, коллеги? Как складывались ваши отношения со звуками, с музыкой?
Если ли предпочтения, или срабатывает настроение, и музыка подбирается под него? Если под настроение, это всеядность или гибкость, и как этот факт отражается на вашей работе?
Начну с себя.
Много лет назад, в возрасте 4 лет я получила в подарок пианино. Во времена советского, тотального дефицита зависть соседей была обеспечена. Не знаю, этот ли стимул, или личные родительские амбиции сделать из меня маленького Моцарта, «прибили» меня к инструменту. Грустно об этом вспоминать, но тогда все сработало и продолжалось до того сакрального момента, когда в наших широтах не удалось найти учителя для малышки.
Кто только не упражнялся на мне, мучая гаммами и освоением простеньких пьес. Единственное, что тогда мне помогало, – природный музыкальный слух, все мелодии воспроизводились подбором, с точным попаданием в клавиши. Нарабатывать технику не получалось, и понять, почему, у родителей тоже не получалось. Сменив нескольких педагогов и в 7 лет зайдя, наконец-то в музыкальную школу, мы получили устойчивый результат: лень и саботаж. На этих демотиваторах, со сменой нескольких школ из-за переездов, я ползла по обучению до тех пор, пока родители навсегда не исчезли из моей жизни.
Учеба была заброшена, пианино продано в кризисные годы. В дальнейшем, присутствие в среде обеспечивалось мужем-музыкантом, его друзьями и братьями. К счастью, любовь к музыке выжила, на фоне перемен 80х и начала 90х разведывались новые жанры, которые сложились в определенный, настроенческий комплекс. Мы пели и играли всей семьей, посещали все филармонические концерты и музыкальные (они все там работали), азартно покупали и обменивались винилом и, в целом, интересно и весело жили в атмосфере музыки.
Тогда же я впервые познакомилась с психологией и психологами. Первое впечатление храню по сей день – кабинет, приглушенный свет и тихая музыка, под которую состоялась первая сессия. Сейчас я понимаю, что целью было создание атмосферы и релакс, для бОльшей открытости. Но запрос мой был построен больше на любопытстве, «что это за психология такая?», чем на возможности разобраться с текущими проблемами.
В своей работе я не создаю никаких фонов, напротив, стремлюсь к сути общения. И замечаю, что когда речь заходит о музыке, мы с клиентом либо говорим на одном языке, общение «льется, как песня», либо контакт «рвется», движение медленное, с запинками и откатами. Потом эти мои наблюдения перенеслись на все темы. Мне стало интересно, с чем это связано? Время от времени я об этом размышляю и задаю себе разные вопросы. Кто мы с клиентом, два дирижера собственных оркестров или объединенный дуэт? Как это работает? Как связаны музыка и психология?
Не сразу, но я обнаружила, что в музыке, как и в психологии меня влечет классика. Поняла я это не сразу, но сейчас могу уверенно утверждать, что фундамент, каноны, стройность концепции формируют мои представления о том, как это работает. И что, конкретно, в работе с запросом помогает мне понять клиента и его внутренние процессы. Побродив по популярным и броским отраслям, если их можно так назвать, я пришла к психоанализу и поймала это удивительное чувство - это мое, это оно!
Или "Оно", с которого когда-то все началось, запустило психологию в мировой океан человеческого самопознания.
Далее, производные находили свое место в этой матрице, разнообразили и отражали тонкости и хитросплетения человеческой души. Так же, как музыка принимала все более разнообразные формы и находила своих поклонников, разветвляясь, развиваясь и развивая.
Я вижу в этом интересную связь, а вы?
Автор: Афанасьева Елена
Психолог, Супервизор, Семейный консультант Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru