Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал широким кругозором и был успешным во многих сферах жизни. Сфера финансов — не исключение. В условиях стремительно меняющейся экономической среды, основы финансовой грамотности становятся фундаментом благосостояния человека.
Финансовая грамотность для детей — это важный навык, который помогает формировать здоровое отношение к деньгам с раннего возраста. Постепенно дети учатся распоряжаться карманными деньгами, развивается их ответственность и формируется осознанное отношение к принимаемым финансовым решениям.
Давайте разберемся, как научить ребенка принимать взвешенные решения, связанные с деньгами, и какие инструменты можно использовать.
С какого возраста начинать?
Дети дошкольного возраста быстро усваивают информацию. С ними уже можно вести разговоры на тему денег. Кроме того, в этом возрасте начинаются первые конфликты и настойчивые просьбы купить понравившуюся вещь. Каждый хоть раз наблюдал в магазине ситуацию, когда ребенок возраста 3-4 лет плачет навзрыд возле полки с игрушками. Конечно, в дошкольном возрасте объяснения должны быть максимально понятными и простыми.
Так, объяснить ценность денег можно на примере обмена игрушками: так же, как дети обмениваются игрушками между собой, взрослые в магазине или на работе обменивают свои навыки и время на деньги. Эти деньги затем используются для покупки необходимых товаров и услуг.
По данным опроса, проведенного финансовым маркетплейсом “Сравни.ру”, больше половины родителей в России считают, что начинать с детьми разговоры о финансах нужно с 7 лет. Треть считают, что обучение обращению с деньгами стоит начинать раньше — с 4 лет. Однако не во всех семьях ведутся разговоры с детьми о финансах.
Выделим причины формирования финансовой грамотности с детства:
- Формирование ценностей. Ребенок начинает с детства осознавать, что деньги — ограниченный ресурс. Это прививает чувство ответственности за траты. Ребенок осознает необходимость планирования, чтобы избежать импульсивных покупок.
- Контроль финансов и защита от финансовых рисков. Ребенок понимает, что деньги можно использовать не только для покупки продуктов и вещей, но и как инструмент для достижения долгосрочных целей. Знания о деньгах помогут ребенку не стать жертвой мошенников.
- Подготовка к взрослой жизни. Научить ребенка откладывать деньги на крупные покупки или долгосрочные цели — важный шаг в обучении финансовому планированию. По мере взросления важно объяснять детям, что деньги могут работать на них через сбережения или инвестиции.
Какие инструменты использовать?
Карманные деньги — это самый распространенный инструмент. Они помогают детям понять, как зарабатывать, тратить и копить деньги. СберНПФ и медиахолдинг Rambler&Co провели опрос, посвященный обучению финансовой грамотности детей в России. В большинстве российских семей родители считают важным объяснить детям, как появляются деньги и как ими распоряжаться. Так, 83% родителей дают детям карманные деньги. Чаще всего карманные деньги выдаются без какого-либо графика.
Есть аспекты, которые стоит учитывать при расчете суммы карманных денег:
- Сумма не должна быть большой. Так, для подростка в неделю достаточно 1-2 тыс. руб., дошкольнику или младшему школьнику для начала хватит и 200-300 руб.
- Рост объема выдаваемых карманных денег должен происходить постепенно, особенно если раньше ребенку денег вообще не давали.
- Установите сумму на месяц, при этом, сначала разделите ее на несколько частей. Далее, когда ребенок привыкнет и научится управлять карманными деньгами, он может планировать личный бюджет на месяц.
Важно не наказывать и не поощрять карманными деньгами. Правила их выдачи должны быть неизменны. Направления трат ребенок выбирает сам. Не ругайте его за неразумные траты. Путь он учится самостоятельно принимать решения.
Финансовые игры. Самая простая игра, которая подходит даже для дошколят — игра в магазин. Организуйте ее дома. Ребенок быстро освоит цифры, научится вычитать и складывать, считать сдачу. Такая игра может стать отличной подготовкой к школе.
Следующая группа игр — настольные игры. Они подойдут детям постарше. Здесь самой известной является монополия. Она учит детей понятиям собственности, торговли, аренды и банкротства. Подобных игр сегодня на рынке огромное множество.
В отдельную группу можно выделить приложения и компьютерные игры. Они предлагают детям интерактивные способы изучения таких понятий, как сбережения, бюджет и инвестиции.
Книги и мультфильмы о деньгах — отличный способ в игровой форме познакомить детей с финансовыми понятиями. На разный возраст сегодня в свободном доступе есть множество книг и мультфильмов. В пример можно привести широко известную книгу «Пес по имени Мани» и мультфильм «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». Подобные книги и мультфильмы помогают детям в доступной и увлекательной форме познакомиться с основными финансовыми принципами.
Однако, помните о том, что ваш собственный подход к управлению финансами оказывает наибольшее влияние на финансовую грамотность ребенка.
Самое важное — личный пример
Наблюдая за вашими действиями, дети лучше понимают, как работают деньги в реальной жизни. Покажите ребенку, как вы планируете расходы, откладываете деньги или инвестируете. Если дети не видят каким образом в семье принимаются финансовые решения, то они не могут стать частью их жизни. Обучение правильному обращению с деньгами займет у них больше времени. В свою очередь, если дети замечают, что родители планируют семейный бюджет и обсуждают финансовые вопросы, это будет частью их обыденной жизни. Прежде всего, сами взрослые должны работать над финансовым самоощущением в жизни. Так, если родители смелые и предприимчивые, пробующие разные финансовые инструменты, то и у детей больше шансов смело шагнуть в финансовый мир без предрассудков.
Важно не формировать у них негативные установки, связанные с деньгами. Так, по мнению генерального директора школы Vesperfin Арины Веспер, «если дети постоянно слышат от родителей, что их «доконала» ипотека, у них формируется негативное отношение к этому финансовому инструменту, отключается базовое доверие и любознательность. Любые финансовые разговоры и взаимодействия с детьми должны происходить только с позиции уважения, ценности, защиты и безопасности, направленных от взрослого к ребёнку».
Взаимодействие детей с деньгами нужно начинать не с подбора облигаций или формулы сложного процента, а с доверия. Можно и нужно доверять детям деньги. Так, например, попросите ребенка сходить в магазин и купить продукты по списку. Выделите на это определенную сумму денег. Ребенку нужно будет самостоятельно выбрать и оплатить товары, посчитать сдачу. Если он совершит ошибку или купит что-то ненужное, не стоит наказывать его за это.
Итак, обучение детей финансовой грамотности — это вклад в их будущее. Заполнение всего свободного времени ребенка кружками и секциями не гарантирует успех в жизни, если при этом ему не привить навыки финансовой грамотности. Важно помнить о том, что начать нужно с себя. Бесполезно прививать детям основы финансовой грамотности, если они каждый день видят негативное отношение родителей к деньгам, неумелое распоряжение ими.
✅ Торговые идеи и еще больше полезной информации по рынкам в телеграм канале Vesperfin
✅ Ставьте лайк, если было полезно!
Наши контакты:
👉 Сайт школы Vesperfin: https://click.vesperfin.com/vs18
👉 Вконтакте: https://vk.com/vesperfin