Продолжаю писать мемуары из приключений в Африке. Краткое содержание предыдущей части: съемочная группа Airpano приезжает в Замбию снимать документалку про водопад Виктория, с использованием дрона. В один непрекрасный день сталкивается со злобным аборигеном, который обещает всех покарать, и к несчастью оказывается министром авиации. Будучи публично унижен пограничниками на виду своей прекраснозадой подруги, встает на тропу мести, и используя административный ресурс начинает прессовать наших героев. Но те, не будь дураки, получают инфу от осведомителей, и бегут через границу в соседнюю страну. Кто не читал — смотрите предыдущую публикацию "Не ходите, дети, в Африку гулять: приключения съемочной группы в Замбии".
Итак, я и мой напарник Станислав спаслись от преследования, перебрались по мосту через великую реку Замбези, и оказались в Зимбабве. В Зимбабве тем временем перманентный экономический кризис, зимбабвийский доллар стоит дешевле бумаги и используется только в качестве туристических сувениров, у власти стоит практикующий ритуальное людоедство диктатор Роберт Мугабе, и заодно запрещены полеты дронов. В общем, что делать дальше не очень понятно. Потому как кино мы снимаем не просто так, а для американского канала National Geografic, и за потраченные на экспедицию деньги надо отчитываться, и вариант "ну я ни шмагла" не прокатит.
В общем, для начала заручилсь поддержкой местного рейнджера. Не буду называть тут имена, хотя прошло уже несколько лет, но чтобы у ребят не было проблем, часть героев останутся анонимными. Он нам да контакты своего друга, который обещал помочь. У того была своя компания по прокату рафтов, и для начала он подкинул нам идею, что можно снять каньон не с дрона, а проплывая на рафте. Это конечно не было полноценной заменой, но реки Замбези с ее порогами является одной из интереснейших в мире, и привлекает множество любителей сплава, так что в итоге этот сюжет даже был выпущен на NG отдельным эпизодом.
Суть съемок была в том, что мне нужно было прикрепить камеры на специальную телескопическую палку, и снимать как бы сбоку или сверху. Самое интересное, конечно, было в порогах, и вот тут возникала дилемма. Грести и держать палку одновременно было не возможно, а еще нужно было держаться. Но немного потренировавшись и сменив весло на палку, я вроде приноровился. Но через некоторое время я приноровился. Река Замбези имеет 24 порога, маршрут коммерческого туристического сплава проходит обычно от 4-го до 12-го, но 9-й порог принято обносить, он слишком опасный. Так мы и сделали.
Но был еще один порог, на котором капитан рафта попросил убрать "вообще все кроме весел" в гермомешки, и привязал их сетками. И это был Порог с большой буквы. На нем переворачиваются почти все. Надо сказать, что наш рафт прошел без переворота, но меня и мою соседку, английскую бабушку, смыло. Но мы не бросили весла даже выпав за борт, как и учил наш кэп, и нас довольно быстро выловили. Надо сказать, рафтинг в теплой воде мне понравился значительно больше, чем обычно у нас бывает, особенно когда оказываешься за бортом. Но, если вы помните предыдущий выпуск, вода в Замбези имеет один недостаток: она пахнет бегемотиками. Были в зоопарке у слонов и бегемотов? Ну, вот также. Причем если до водопада она пахнет просто бегемотиками, то после падения с высоты 300 метров она дополнительно насыщается кислородом, и запах становится еще более стойким.
Вдоволь наплававшись и нападавшись в воду, кое-что удалось снять. Но все таки задача была съемка пролетов. Мы спросили наших новых друзей сплавщиков, возможно ли это. Ну про легальный вариант речи не шло вообще, так что нас интересовали возможные последствия. "Ну, скорее всего вас заберут пограничники, отведут в полицию, и вас посадят в тюрьму. Примерно так. Но, если хотите, можем показать вам одно место, где можно попробовать полетать"
Ночь на раздумья, потом что время экспедиции подходит к концу. Решили позвонить в посольство, и спросить, как кормят в зимбабвийской кутузке. Там сказали, что мы конечно больные на всю голову, но, если что, из кутузки нас посольство спасет, но вот за оборудование не ручается. Ну, была не была, рискнем!
В общем, мы благополучно полетали внутри каньона, но главное было не взлетать выше краев, как нам сказали: там следят пограничники. Но на лодке можно пересечь эту реку как угодно, за этим особо не следят, потому что местные не дураки лезть в бурлящие пороги, а туристы нуикуда не убегут, стены то почти вертикальные.
Тем временем наш сердитый "авиационный друг" из Замбии слегка поумерил свой гнев, и сообщил, что так и быть, мы можем вернуться в Замбию, и он даже разрешит нам продолжить съемки. Но для этого мы должны выписать из столицы специальных экспертов, которые будут везде с нами ходить и следить, чтобы мы случайно что-нибудь своим дроном и грязными ручонками не испортили. Причем мы должны оплатить им командировку, проезд, проживание, обеспечить всяческий комфорт и чуть ли не с семьями их перевезти на полный пансион в дорогущий отель, потому что дешевых у водопада со стороны Замбии просто нет.
Подумав и посчитав расходы, мы решили что вертолет обойдется дешевле. Да, это был запасной план с самого начала. Если ничего не получится с дронами, снимать с вертолета. Над водопадом катают туристов на самолетах и вертолетах. Самолет нам не подходил, потому что слишком высоко, а нам нужно было снимать максимально близко. Вертолет может летать близко (хотя не так близко как дрон), летать быстро, и на большие дистанции. Поэтому в ряде случаев он является лучшим выбором, чем дрон, особенно если там где нужно летать есть вертолеты. Ну и главный минус — это стоимость полёта. В общем, закончив съемки в Зимбабве, мы вернулись в Замбию, и поехали к вертолетчикам
В Замбии полетами на вертолетах занимаются опытные пилоты, а нам достался просто сказочный Майк, бывший пилот королевских ВВС Великобритании. Мы объяснили ему, что нам нужно летать как можно ниже и ближе к водопаду. Тут его глаза блеснули, и он спросил: метров пять? Ага, кивнули мы со Стасом, метров пять отлично. Но еще нам нужно высунуть из вертолета палку метра на три, и повесить на нее камеру, так можно? Да фигня вопрос парни, можно, главное не пихайте ее в винты, это не полезно. В общем, ударили по рукам, и на следующий день Майк устроил нам аттракцион "смотрите как я могу". Ему, опытному пилоту, было скучновато катать обычных туристов, которые смотрят на водопад сверху, делают плавный круг над ним, и едут потом в ресторан. А тут он мог блеснуть своим мастерством, и показать класс. Стены каньона проносились в нескольких метрах, иногда казалась, их можно коснуться рукой. Вертолет взмывал и падал камнем, выписывал удивительные виражи, и все это время я думал "только бы камеры не выключились" — такое, увы, иногда бывало. В общем, это было круто, словами не передать.
В итоге наших съемок несмотря на все факапы материала оказалось более чем достаточно, и на Natioanl Geografic они собрали миллионные просмотры.
А я на этом не прощаюсь, и обещаю вам рассказать в следующих публикациях про битву с бабуинами. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!