Интересный во всех отношениях эпизод я увидела по ТВ после того, как ушла на кухню испить кофейку по окончании выпуска "Место встречи", где обсуждали тему, волнующую на самом деле больше народу, чем кажется участникам программы.
Показывали "Тайны следствия", серии 2018 года.
Федя Курочкин приехал по делу к школьному учителю, бывшему ленинградцу, в сельскую школу в отдаленном уголке Карелии.
И о чем они говорят за столом?
Учитель:
- Я вернулся в мой город, знакомый до слез...
- До прожилок, до детских припухлых желез.
Федя, принимая рюмку:
- Ну!.. Как поет Алла Борисовна: "Ты вернулся сюда, так глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей..."
- Пу-га-че-ва, - неожиданно со странным давлением на слоги говорит учитель, работающий в глуши, поскольку отсидел за отравление человека и сам воспитавший, благодаря отличному преподаванию предметов естествознания, будущих отравителей (кстати, Феде помогли его воспоминания об учениках).
И они чокаются с большим чувством.
Учитель - в продолжение "Пугачевой":
- Знаешь, мне здесь больше всего города не хватает. Нет, не этих возможностей, которых, в сущности, нет совсем. И не культуры. Не культуры, которой тоже нет. А города... Гранита... Вот этих Атлантов... Этого ампира.
***
Заметьте, оба ленинградца не Осипа Мандельштама вспомнили, автора стихов которые цитировали. Хотя не пели.
Я тоже почувствовала себя слегка отравленной верой в своих вчерашних кумиров, ибо грешна и, конечно, слышала не раз песню "Как тревожен этот путь", которая так нравится одному из участников эфира у Норкина, и смотрела фильм "Женщина, которая поет".
***
Скажу честно, опрос, который устроили на "Месте встречи" мне не понравился. И голосовать не хотелось, потому что вопрос, мне кажется, сформулирован неудачно, и ответ мне ни один не подошел.
Но народ включился активно, как никогда:
Ясное дело - вспоминали, в основном группу, "Чемодан, вокзал, Израиль" и активную жизненную позицию ее членов в свете последних событий.
Мне показалось важным выделить три мнения, из того, что я услышала. Интересно было бы понять, какое из них разделяют наши люди.
Часть выступления журналиста Владимира Карпова:
- Мы говорим о творческих людях. Они талантливы, потому что они живут эмоциями, они транслируют эмоции, они умеют воздействовать на эмоции. У них просто иначе устроено сознание. Когда мы их начинаем мочить за то, что они сделали тот самый выбор - тут важно...
Норкин:
- Мы не мочим. Мы разочарованы, Мы этим людям верили. А эти люди обозвали нас быдлом, биомассой, сказали, что мы рабы и холопы. И уехали. Нам обидно, понимаете?
Карпов:
- Вот такие заявления делают только на эмоциях и воздействуют на эмоции. "Нам обидно" - это эмоции.
Из зала:
- У них три года уже эмоции. Что-то долго...
Карпов:
- То, что они сделали такой выбор, это вопросы в том числе и к нам. Это вопросы к нам, потому что мы не смогли на уровне эмоций до них донести боль, страдания, несправедливость и всё остальное...
Норкин:
- Да они чихать хотели.
Карпов:
- ... Они не увидели это на стороне России, а Россия донести им это не смогла. Не смогла объяснить. Вот и всё. А сейчас им откатывать назад уже нельзя.
Теперь часть выступления Антона Хащенко:
- Понимаете, они живя в России, не жили в России по факту. Они мировоззренчески жили в своем мире абсолютном. В пузыре...
- Их не трогали. И они это не ценили совершенно. Им не предъявляли какие-то критерии - вы должны это, вы должны то... Сейчас мы слышим, что до них не донесли. Ну, может, есть в этом какой-то момент истины. Что их из пузыря этого искусственного не вынули и не вернули на грешную землю.
Дальше Антон сказал, что для уехавших это все равно внутренняя трагедия, и если они не почувствовали это сейчас, то непременно почувствуют потом, потому что для них Родина - все-таки Россия.
Михаил Смолин:
- На самом деле я за всех людей, кто уехал, очень рад. Потому что вся эта ситуация помогла им наконец разобраться, где их Родина.
Дело не в том, считает он, что они поехали спасать свои деньги или что-то вроде того.
- Они в пиковой ситуации, наконец-то решили, где их Родина. И они окончательно осознали- точнее они наверняка это осознали давным-давно - что вот в такой России, какая она сейчас, они жить уже вообще не хотят.
***
Теперь - пусть вас это не удивит - я не буду комментировать опрос и анализировать эти высказывания. А просто расскажу, как я смотрела фильм "Женщина, которая поет".
Песне -
Так же, как все, как все, как все
Я по земле хожу, хожу
И у судьбы, как все, КАК ВСЕ
Счастья себе прошу…
в общем, поверила. Наверное, как и вся страна (про которую Пугачева намного позже споет "Я у тебя всего одна").
Но есть нюанс - то, что положено на музыку, всегда воспринимаешь через особые поры души.
По ходу действия героиня Пугачевой, выйдя на сцену, не стала петь песню, когда ансамбль заиграл веселую мелодию.
И сказала:
- Можно я вам другую песню спою? Мне почему-то очень хочется сегодня быть с вами откровенной.
Как скрипачка, чувствующая малейшие оттенки фальши, я почему-то устной речи - без музыкального сопровождения - поверила не очень.
Пугачева, если вы помните, поделилась своей внутренней женской и материнской болью:
Приезжай, хоть на денек
Если так же одинок
Если грустно вечерами
Ну, приезжай, хоть на денек...
Люди прониклись чрезвычайно, до слез. В те годы не очень было принято делиться очень личным.
***
Но я, увы, была отравлена просмотром фильма про другую певицу. Вернее, новеллой "Певичка" из итальянской кинотрилогии "Три женщины" 1970 года с музыкой Эннио Морриконе и гениальной Анной Маньяни.
Сравнение, помимо всякого моего желания, возникло в моем сознании и сейчас.
Бывшая большая звезда оперетты приезжает во время Первой мировой на линию фронта, выходит на сцену под веселую мелодию...
И видит зал.
Она, действительно, его видит. Не себя, а людей в зале.
Измученных, израненных, только что вышедших из боя солдат и их уставших командиров, сестер милосердия, которые вкатили коляски...
И без всякого предупреждения начинает петь совсем другую песню, которая - она знает точно - поддержит людей, к которым она пришла.
Неаполитанскую песню "O surdato "namurato"... Я до сих ее помню, без напоминания.
И зал отвечает ей восторженно. Всем сердцем.
Стареющая, вчера еще никому не нужная бывшая звезда, оказалась здесь на своем месте.
Она своими глазами увидела боль.
Она пришла сюда своими ногами.
Никто ей не приносил, не доносил...
***
Вот и всё, что я имею сказать по этому поводу.
---------------
На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen
Чтоб не теряться в случае чего.