Найти в Дзене

Бритт-Мари Кристефферсон: скандинавский вязаный поп-арт

Бритт-Мари Кристефферсон (Britt-Marie Christofferson) – дизайнер вязаных изделий из Швеции, сумевшая создать свой неповторимый стиль в культурных условиях, когда были возможны только повторения и интерпретации. Для этого Бритт-Мари пришлось здорово постараться: на поприще ручного вязания ей, казалось бы, не стоило ждать попутного ветра. Но «непредвиденный» узор, которые так любит мастерица, сложился удачно: она стала родоначальницей и возможно единственным представителем скандинавского вязания в стиле поп-арт. Конечно, это неофициальное название манеры, в которой работает Бритт-Мари. В официальные стили ее работы не вписываются, зато очень ценятся в среде авангардных вязальщиц. Основные черты стиля Бритт-Мари Кристефферсон: Бритт-Мари закончила Текстильный институт в Буросе и Университет искусства, рукоделия и дизайна. С 1970 года она работала в составе творческого союза дизайнеров «10-gruppen», с которыми провела вместе 16 плодотворных творческих лет. Именно в составе «10-gruppen» чет

Бритт-Мари Кристефферсон (Britt-Marie Christofferson) – дизайнер вязаных изделий из Швеции, сумевшая создать свой неповторимый стиль в культурных условиях, когда были возможны только повторения и интерпретации.

Для этого Бритт-Мари пришлось здорово постараться: на поприще ручного вязания ей, казалось бы, не стоило ждать попутного ветра. Но «непредвиденный» узор, которые так любит мастерица, сложился удачно: она стала родоначальницей и возможно единственным представителем скандинавского вязания в стиле поп-арт.

-2

Конечно, это неофициальное название манеры, в которой работает Бритт-Мари. В официальные стили ее работы не вписываются, зато очень ценятся в среде авангардных вязальщиц.

-3

Основные черты стиля Бритт-Мари Кристефферсон:

  • ­чистые и яркие цвета,
  • выразительная геометричность узоров,
  • комбинаторные приемы поп-арта,
  • работа в свободной технике («непредвиденный» узор),
  • использование традиционных шведских мотивов.
-4

Бритт-Мари закончила Текстильный институт в Буросе и Университет искусства, рукоделия и дизайна. С 1970 года она работала в составе творческого союза дизайнеров «10-gruppen», с которыми провела вместе 16 плодотворных творческих лет.

Именно в составе «10-gruppen» четко наметилось основное направление ее работы. Как и остальные дизайнеры союза, она хотела радикальных и быстрых перемен в области текстильной промышленности Швеции. Во время основания коллектива эта сфера развивалась медленно и скучно.

Все было подчинено стереотипным представлениям о сдержанности, умеренности, достойном вкусе. Дизайнеры из «10-gruppen» были прогрессивны и выглядели слишком живыми на этом фоне. Поэтому их деятельность в Швеции была встречена овациями только после международного признания, которое началось с участия в выставке в Нью-Йорке в 1973 году.

С 1979 года союз «10-gruppen» стал однозначным лидером в области дизайна в Швеции и начал сотрудничать с IKEA.

За годы работы в «10-gruppen» Бритт-Мари Кристефферсон освоила декоративные дизайнерские приемы, изучила тонкости маркетинга, финансовые нюансы ведения бизнеса, но ее всегда интересовали немного другие вещи.

С детства она любила ручное вязание, но в Швеции оно было невостребованным, непопулярным, имело статус непрестижного и неприбыльного занятия.

Рискнуть заняться им всерьез и основательно могли только самые отважные мастерицы. Бритт-Мари Кристефферсон рискнула. Она не собиралась вязать одежду для узкого круга поклонников и продавать описания вязания, создавать свои линейки пряжи и включаться в вязальное сообщество по традиционным схемам.

Задача стояла более амбициозная: ей нужно было вывести ручное вязание из уютного кресла-качалки шведской дачи в галереи и музеи, изменив его статус.

В таком формате работы мастерицы экспонируются на музейных выставках
В таком формате работы мастерицы экспонируются на музейных выставках

Для этого Бритт-Мари объехала всех доступных сельских вязальщиц Швеции, посетила тематические музеи, связанные с местным текстилем, собрала всю возможную информацию по старым узорам и техникам ручного вязания.

На базе собранного материала она создала почти 500 образцов с уникальным дизайном. Они стали основой нескольких выставок, а также отражением неповторимой творческой манеры вязальщицы.

Как и планировала Бритт-Мари, после выставок вязаные образцы попали в музей. Свои новые работы она тоже собирается передать в музейный фонд.

-6
-7

Каждый дизайн, по признанию Бритт-Мари, рождается из «непредвиденного» узора. В начале работы она не знает, чем все закончится.

Мастерица предпочитает вязать в свободном стиле, опираясь на старые шведские методы вышивки по вязаному полотну и техники ручной вязки, используя приемы пэчворка и аппликации.

-8

Главный объект ее интереса – цвет и форма. Само ручное вязание как процесс она ассоциирует с математикой и музыкой. А про идеи говорит, что они всегда находятся внутри нас.

-9
-10

Очевидное достоинство техники вязания и вышивки Бритт-Мари – простота исполнения. Искусность готовой работы, как считает мастерица, заключается не в сложности техники, а в свободе самовыражения.

Швы для вышивки, которые использует Бритт-Мари для украшения вязаных изделий
Швы для вышивки, которые использует Бритт-Мари для украшения вязаных изделий

Чтобы вышивка на одежде была практичнее, она советует длинные протяжки пряжи по изнанке протягивать за задними дужками петель. Так их можно спрятать, чтобы они не цеплялись при носке.

-12

Бритт-Мари поддерживает эко-движения и выступает против ценностей общества потребления. Она предлагает продлевать срок жизни старых вязаных изделий и трикотажа: сделать их несложный ремонт или изменить дизайн каждый при желании может с помощью обычной вышивки.

-13