Найти тему
Primavera

​Гребень из слоновой кости

Гребень со времен античности был основным предметом для ухода за собой, как для мужчина, так и женщин. Слоновую кость стали использовать для изготовления роскошно декорированных гребней со времен средневековья. Готический гребень всегда украшался резьбой с обеих сторон и состоял из двух рядов зубьев: одного частого, другого более широкого, над и под декоративной основой. Гребни из слоновой кости, вместе с оправами для зеркал и гравуарами для создания идеальных проборов в прическе, составляли непременную часть туалетного набора или несессера (étui) богатых дам и кавалеров в готический период.

Гребень из слоновой кости «Штурм Замка Любви», Италия, около 1400 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-2

Этот гребень из слоновой кости, изготовленный, вероятно, в Венеции, украшен с одной стороны популярным в средние века сюжетом штурма Замка Любви, а на другой - Победителя, стоящего на коленях перед дамой, в которую летящий купидон посылает стрелу любви. Собака рядом с Победителем символизирует верность.

Аллегорическая осада Замка Любви, по-видимому, часто разыгрывалась в Средние века. Летописец тринадцатого века Роландино Падуанский описывает праздник в городе Тревизо в 1214 году, где был построен замок, который защищали женщины и девушки города, в то время как мужчины бросали в него фрукты и цветы. Это самый ранний известный рассказ о такой осаде, и Роландино упоминает ее только потому, что она закончилась потасовкой между рыцарями из Падуи и Венеции, которые оспаривали ворота замка. Такие развлечения оставались популярными в течение нескольких столетий.

-3

Оправа зеркала из слоновой кости (тыльная сторона) «Штурм Замка Любви», Франция, вторая четверть XIV века, из коллекции музея Виктории и Альберта.

Оправы зеркал из слоновой кости, обычно диаметром от 8 до 14 см, состояли из двух парных дисков, часто с четырьмя резными монстрами, львами или листьями, вырезанными по внешнему краю. Эти декоративные элементы преобразовывали круг в квадрат и облегчали открытие футляра. Большинство такие зеркал из слоновой кости преподносились в качестве свадебных подарков. Тематика зеркальных задних стенок была почти исключительно куртуазной.

-4

Гребень из слоновой кости «Влюбленные в саду», Франция, около 1320 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Этот гребень из слоновой кости, изготовленный в Париже, украшен с обеих сторон изображением трех сцен ухаживания, разделенных деревьями.

В четырнадцатом веке парижские мастерские славились светской резьбы по слоновой кости. Мастера-резчики изготавливали оправы для зеркал, гребни и гравуары (партеры), часто продаваемые комплектами в кожаных несессерах. Позднее производство светских изделий из слоновой кости переместилось на север Франции в Дьепп (Нормандия).

-5

Гребень из слоновой кости, Франция, 1500-1559 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Гребень украшен изысканным сквозным растительным орнаментом эпохи Возрождения и тремя ажурными медальонами с мужскими и женскими бюстами. Стиль и сюжеты, украшающие гребень, позволяют предположить, что он был изготовлен в Северной Франции в первой половине шестнадцатого века. В более поздние времена центры резьбы переместились еще севернее, в Голландию и Фландрию, но там практиковалась резьба почти исключительно религиозной тематики.

-6

Гравуар из слоновой кости, высота 27 см, Италия, XIV век, из коллекции музея Виктории и Альберта.

В наши дни мало кому известно, как выглядит гравуар, служивший для разделения волос на пряди и создания ровных проборов, а иногда использовавшийся как шпилька. Но музей Виктории и Альберта дает ответ и на этот вопрос. Мне мало известно о женских прическах времен Прекрасной Дамы и трубадуров, но вот для создания такой сложной прически эпохи Возрождения, как у прекрасной венецианки Симонетты Веспуччи, без гравуара было не обойтись. В средневековых документах использовалось и другое название этого приспособления – discernibulum.

-7

«Портрет молодой женщины» (Ritratto di dama, предположительно, портрет Симонетты Веспуччи), Сандро Боттичелли, 1480—1485 гг.

В странах Юго-Восточной Азии слоновая кость для изготовления расчесок и гребней использовалась еще более широко, чем в Европе и, конечно, декор гребней отражал обычаи и художественные традиции каждой из стран этого региона.

-8

Гребень из слоновой кости с позолотой, из коллекции Юго-Восточной Азии музея Виктории и Альберта.

-9

Позолоченный гребень из слоновой кости, Шри-Ланка, XIII век, из коллекции Британского музея.

-10

Гребень из слоновой кости, Шри-Ланка, XIII век, из коллекции музея Виктории и Альберта.

-11

Гребень из слоновой кости с резным изображением фасада дворца типичной для Индии архитектуры, XIX век, из коллекции Юго-Восточной Азии музея Виктории и Альберта.

-12

Гребень из слоновой кости, Шри-Ланка, 1700–1800 гг., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-13

Гребень из слоновой кости, из коллекции Юго-Восточной Азии музея Виктории и Альберта.

-14

Гребень из слоновой кости, из коллекции Юго-Восточной Азии музея Виктории и Альберта.

-15

Гребень из слоновой кости, Индия, начало XIX века.

-16

Гребень из слоновой кости, декорированный лаком, Япония, XIX век, из коллекции музея Виктории и Альберта.

-17

Гребень из слоновой кости, декорированный лаком, Япония, XIX век, из коллекции музея Виктории и Альберта.

-18

Гребень из слоновой кости, декорированный лаком, Япония, XIX век, из коллекции музея Виктории и Альберта.

Гребни из слоновой кости всегда были не столько утилитарным предметом, сколько произведением искусства и украшением. Слоновая кость для изготовления расчесок и гребней использовалась вплоть до начала ХХ века. Завершают подборку гребни из слоновой кости в стиле ар-нуво и ар-деко.

-19

Декоративный гребень из слоновой кости в оправе из серебра с полудрагоценными камнями и жемчугом по дизайну Джозефа Ходела, экспонировавшийся на выставке искусств и ремесел в 1906 году в Лондоне, около 1906 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

-20

Гребень из слоновой кости с резными ландышами, конец XIX века.

-21

Гребень из слоновой кости, Карл Хагенауэр (1898–1956), Австрия.

-22

Гребень из слоновой кости с гравированным черненым декором и стразами, Германия, около 1920 г., из коллекции музея Виктории и Альберта.

Слоновая кость – дорогостоящий экзотический материал, который со временем заменили современные искусственные материалы. Первой пластмассой, которую стали использовать для имитации слоновой кости, стал целлулоид, изобретенный еще в XIX веке Джоном Уэсли Хайаттом.

-23

Целлулоидный гребень с серебряной чеканной накладкой «Корзина цветов», состоящей примерно из 140 деталей, возможно, изготовленный для Международной ювелирной выставки в Пфорцхайме, HK HAEGE, Германия, около 1920 г.

-24

Целлулоидный гребень с эмалевыми цветочными вставками, около 1930 г., США.

В наши дни добыча слоновой кости запрещена во всем мире. Теперь мастера-косторезы сознают эти маленькие шедевры из бивня мамонта или кости крупного рогатого скота. Мне хочется показать в этой подборке несколько прекрасных работ мастеров Хотьковской косторезной фабрики, хотя они и не из слоновой кости.

-25

Гребень «Райский кущи» из бивня мамонта, Хотьковская фабрика резных художественных изделий.

-26

Гребень «Жар-птица» из бивня мамонта, Хотьковская фабрика резных художественных изделий.

-27

Гребень «Глухари» из бивня мамонта, Хотьковская фабрика резных художественных изделий.