Сердце Музея Мирового океана – легендарный НИС «Витязь», который в этом году окружен «ожерельем» юбилеев: 85 лет спуска на воду, 75 лет выхода в первый научный рейс, 45 лет возвращения из последнего рейса и 30 лет швартовки у музейного причала. Передача судна музею стала первым шагом на большом и интересном пути, а со швартовки «Витязя» в музее началась самая большая в мире Набережная исторического флота, в последующем ставшая родной гаванью для легендарных судов и кораблей. Жаркий июльский день 12 июля 1994 года обозначил новую веху в жизни всего города, навсегда изменил ландшафт Калининграда и карту его главных достопримечательностей. Как в сложные годы в морском городе появилось «место силы», как готовили «секретный фарватер» и саму набережную в ночь перед швартовкой «Витязя», как встречала река Преголя огромный корабль науки, рассказывает основатель и Президент музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова.
— Светлана Геннадьевна, когда произошла Ваша первая встреча с «Витязем», и можно ли сказать, что это была любовь с первого взгляда?
– Это случилось задолго до того, как он появился здесь, на набережной. Я училась на географическом факультете Калининградского государственного университета (сейчас БФУ им. Канта). В 70-е годы на телеканалах, в журналах «Вокруг света», «Наука и жизнь», конечно же, говорили о «Витязе» и его экспедициях. Для нас, географов, и не только для нас, это была своего рода икона: «Витязь» рассказывал о дальних странах, путешествиях, великих открытиях, Мировом океане, поэтому с ним я знакома давно, и можно сказать, что «Витязь» всегда жил в моем сердце.
— Чем судно покорило Вас, и как пришло осознание, что его нужно спасти?
– Судно удивило прежде всего тем, что после завершения последнего, 65-го рейса в 1979 году, оно пришло в Калининград и осталось здесь. «Витязь» родом с Дальнего Востока, у него и сейчас на корме указан порт приписки – Владивосток. Мы, конечно, сохранили эту надпись, потому что именно в тех широтах, в Тихом, Индийском океанах, он вел свою основную работу. И совершенной неожиданностью был приход «Витязя» к нам в Калининград. Для всех, кто занимался исследованиями Мирового океана или наблюдал за ними, появление такого великого корабля стало огромным событием, которое еще предстояло осознать. Так случилось, что судьба «Витязя» решалась 11 лет, до 1990 года. Огромные тома переписки с разными ведомствами. История была очень сложная, но победил здравый смысл. Министерством культуры СССР все-таки было принято решение о том, что на «Витязе» будет музей, Музей Мирового океана, федеральный музей.
И вот в 1994 году пришел этот белоснежный красавец к музейной набережной, но он был красив только внешне. Внутренние помещения требовали ремонта. Вся работа по созданию экспозиции, по приведению в нормальное состояние проводилась уже здесь, у причала. Шаг за шагом, в течение 15 лет мы создавали экспозиции на «Витязе».
Это была долгая, длинная, интересная и сложная работа. Девяностые годы… Кто-то воспользовался тем временем для себя лично, а кто-то им воспользовался, чтобы сделать такой музей. И мы его сделали!
— Уже выросло целое поколение калининградцев, для которых «Витязь» — это неотъемлемая часть города. Мало кто помнит, как выглядела территория нынешней набережной в 1990 году. Расскажите, как выбиралось место для швартовки, и, пожалуйста, вспомните, как проходил сам процесс постановки судна к причалу.
– Здесь надо отдать должное Виктору Васильевичу Денисову. С 1972 по 1985 год он был председателем Калининградского горисполкома, если говорить современным языком – мэром города, а с 1992 по 1996 год работал советником главы администрации Калининградской области. Это был человек, если можно так сказать, «прогрессивных действий». При нем отреставрировано здание на Нижнем озере и создан историко-художественный музей, появился парк скульптур на острове Канта, началась реставрация собора и многих других городских зданий, которые сформировали облик Калининграда – такого, каким мы его любим. И, конечно, он хотел, чтобы в морском городе был и морской музей. Поэтому, как только в порту появился «Витязь», он также стал биться за сохранение легенды науки в городе. О том, где можно поставить «Витязь», думали еще тогда. Набережная была разрушена. Но мы понимали, что швартовка «Витязя» позволит привести эту территорию в порядок.
Начали с причальной стенки. Сделали большие швартовые тумбы, привели в порядок территорию. И вот в 94-м году, 30 лет назад, 12 июля, безумно жарким днём «Витязь» ошвартовался. Это – событие невероятно само по себе: океанский лайнер с осадкой 6 метров, водоизмещением почти 6 тысяч тонн, 100 метров длиной и 14 шириной встает в небольшой речке. Мало кто верил, что «Витязь» встанет к музейному причалу, но, наверное, наш общий энтузиазм позволил это осуществить.
— А как вели «Витязь» на место стоянки?
– Вели судно в несколько этапов. Мачты на «Витязе» были уложены с помощью специального механизма, который был придуман на судостроительном заводе «Янтарь». Сначала судно встало у левого берега реки, и только утром пошло к своему постоянному месту швартовки. Некоторые наши сотрудники хотели поучаствовать «в последнем рейсе», который был всего 200-300 метров.
— Что было более томительно? Ночь перед швартовкой или сам путь к музейному причалу? Вспомните, как Вы стояли здесь...
– Нужно было определить дату. Мы думали, что это будет конец июня, но все-таки не успевали. Необходимо было почистить дно реки. Водолазы обнаружили в районе моста огромное количество бутового камня. Представьте наше состояние: чуть ли не завтра «Витязю» идти, водолазы еще раз проверили дно – и тут такая находка. Стало понятно, что дата переносится. Начали «двигать» дату на июль, работать с подъемом этого камня – водолазы его доставали чуть ли не вручную. Меж тем, приглашены высокие гости из Москвы. Едут представители Академии наук, «Литературной газеты», это все наши друзья, конечно, наши академики, «витязяне». А мы не можем дату определить. И вот все-таки решили: финальная дата – 12 июля, День Святого Петра и Павла. Кстати, в эти же дни на Кафедральном соборе ставили шпиль и флюгер-русалку. В этом шпиле есть капсула, в которой лежит газета «Калининградская правда». В ней написано, что 12 июля к причалу Музея Мирового океана в Калининграде придет знаменитое научно-исследовательское судно «Витязь». А номер датирован предыдущим днем, но уверенно называется эта дата. Если когда-нибудь кто-то достанет капсулу, то найдет там эту газету.
Волнение было безумное. Я помню, один из моих друзей рассказывал, как он ехал по эстакадному мосту на трамвае, чтобы на этот праздник попасть. С большими цветами, лилиями. И он говорит: «Вдруг я увидел из трамвая, как «Витязь» входит в реку. Я так закричал на весь трамвай: «Посмотрите, люди!» И все ахнули, потому что это был гигант, движущийся по речке».
— У вас есть любимое место на «Витязе»?
– Ну что я могу сказать? Вообще, очень люблю «Витязь», весь корабль. Но я люблю каюту капитана. Это единственное полностью сохранившееся помещение. Если вы зайдете в каюту капитана, то там есть запах старого «Витязя». Потому что запахи тоже являются экспонатами.
Автор текста: Наталья Денисова