Ответ на вопрос может быть разным. Все зависит от того зачем вам это нужно и сколько средств теоретически можно вложить в данное мероприятие. Если речь идет о том, чтобы восстановить несколько потерянных шипов на еще очень приличной резине, то это прямая дорога в мастерскую, где есть такая услуга. Цена одного шипа хорошего качества – до десятка рублей, а польза от такой процедуры довольно серьезная. Иногда «вставлять зубы» шипованной зимней резине нужно не раздумывая, например, если часто приходится кататься по дорогам с замерзшими лужами, или местность в городе изобилует подъемами и спусками.
Чаще всего к вопросу дошиповки обращаются в двух случаях
Например, есть относительно новая резина, меньше пяти лет, но часть шипов была утеряна из-за поездок в теплую погоду по плохой дороге. Второй случай – обратный, резина старая, но отменного качества, шипы просто стерлись, остались одни «пеньки» и дырки в протекторе.
Считается, что качественную резину есть смысл дошиповывать только если ее возраст не превысил семь лет с момента производства. Но не все так однозначно. Например, даже тот же немецкий шипованный Gislaved, при надлежащем хранении, выхаживает до 10 лет, шипы с твердосплавными коронками, стирается максимум половина. В то же время Белшина или Кама расползаются и «лысеют» за 3-4 года. Хотя конечно многое зависит от пробега и условий эксплуатации.
Делать дошиповку на качественной резине в хорошем состоянии имеет смысл в любом случае. На изрядно потрепанной покрышке это может быть бесполезным занятием, тем более любая шиповка, даже в мастерской это риск окончательно проколоть герметизирующий подслой. Так оно обычно и бывает. Свежий шип, запечатанный в старую дыру, увеличивает количество микротрещин на протекторе ,а заодно подрывает гермослой, образуется свищ. То есть на потрепанной покрышке нужно менять расположение шипов, а это не так просто.
Кроме того нельзя просто купить пригоршню шипов, тюбик клея и понавтыкать их по старым отверстиям. Как минимум потребуется сверло с плоской режущей кромкой и трубка-кондуктор. Можете купить за 5-6 тыс. руб. специальное приспособление для дошиповки. Само сверло чуть меньшего диаметра, чем гильза шипа. Благодаря кондуктору удается просверлить отверстие строго определенной глубины и диаметра. Потом идет нагрев феном, наносится клей и новый шип осаживается бокорезами или приспособлением в гнездо. Понятно, что толщина протектора должна быть не менее 7 мм, иначе проткнете дыру в герметизирующей подложке.
Хуже всего если шипы просто стираются в ноль
Основная проблема как вытащить его, не повредив резину. Обычно вытаскивают бокорезами, после предварительного прогрева феном. Занятие крайне трудоемкое, требующее очень аккуратного обращения с покрышкой. Из-за этого шиномонтажные и ремонтные мастерские, как правило, не берут для дошиповки резину со стертыми шипами или ломят за работу баснословные деньги.
Для того чтобы вытащить 60-70 огрызков старых шипов новичку-любителю требуется примерно 7-8 ч кропотливого труда. Причем после завершения операции нужно еще проверить покрышку на герметичность. У мастера бракуется примерно одно колесо на 8-9 нормальных. Обычно из-за состояния резины. У старательных новичков проблемы с каждым третьим колесом. В этом случае остается лишь поставить камеру или выбросить покрышку. Именно из-за этого за процедурой дошиповки тянется шлейф негативных отзывов. Хотя винить-то некого, кроме себя.
Количество шипов должно быть не менее 70% от общего числа на новой резине, причем они должны быть распределенны равномерно по поверхности протектора. То есть в теории с учетом старых шипов можно обойтись установкой всего лишь парой десятков новых. Такая схема почти всегда срабатывает на 100%. Но это если делать самому. В мастерской шиповать нужно полностью.
Самая большая проблема - это зимняя резина умеренного качества
Обычно китайского производства. Если нет средств, то лучше купить белорусскую или отечественную. От китайской покрышки можно ожидать все, что угодно. Плюс износ шипов и протектора у нее просто катастрофический.
На таких покрышках обычно шип не стирается, а вылетает. Но предварительно пару недель болтается в гнезде и выдалбливает в резине фаски или ложбинку. Такую резину нужно восстанавливать специальными ремонтными шипами. Они поставляются в пластиковых гильзах и запрессовываются в гнездо с большим натягом. Понятно, что для этого потребуется специальное приспособление и ручной запрессовщик. Операция нехитрая, но опять же трудоемкая и требует навыков работы руками.
Все варианты остальные варианты – с вкручиванием новых шипов с резьбой, с установкой изнутри через герметизирующий слой, с наплавкой на острие металла – все это аферы, развод и даром выброшенные средства.
И последнее, дошиповка – довольно сложная для любителя процедура. Некоторые мастера умудряются даже неплохо зарабатывать на восстановлении шипованной резины. Но опять же это возможно только в условиях большой мастерской с немаленьким оборотом и хорошим притоком клиентов. Если спрос на дошиповку будет (а он точно будет), то дальше нужно покупать оборудование и зарабатывать репутацию хорошего мастера.