Найти тему
В деталях. О кино

Кощей в наших фильмах: нужно ли его оправдывать и изображать красавчиком

Оглавление

Трансформация Кощея в нашем кино хорошо показывает то, как меняется в обществе отношение ко злу. Увы, перемены эти совсем не радуют.

1940-е

Кощей на экране показан как нечто крайне неприятное. Тощий, безумный, без малейшего желания хоть как-то его понять и простить. Внешне он лишь отчасти похож на обычного человека. Потустороннего в нем все же больше - больше на скелет похож.

Такой Кощей вершит не условное, а абсолютное зло - уничтожает целые деревни, сжигает урожаи, не жалеет ни стариков, ни детей. Его цель - абсолютное всевластие.

Скрытый символизм: враги страшны, врагов нужно бояться. Метод борьбы в таким "злом" - только победа, с полным уничтожением противника.

Георгий Милляр в фильме "Кощей бессмертный", 1944 год
Георгий Милляр в фильме "Кощей бессмертный", 1944 год

1950-е

Кощей по-прежнему сохраняет много потустороннего в своем облике. Но все же человеческих черт в нем теперь прослеживается больше. И даже появился "намек" на оправдание.

Кощея в это время принято изображать в виде безумного старика, мозги которого "повернулись" на теме обогащения. покорить весь мир ему не особо и нужно. Его цель - много-много злата и самоцветов. Ну и какая-нибудь молоденькая невеста. С этими сокровищами Кощей желает спрятаться в темной пещере и чтоб там его никакие молодые богатыри просто-напросто не трогали.

Скрытый символизм: враги жалкие и неприятные, глупое "старичье". Победить такое "зло" можно простой хитростью.

"Царевна-лягушка", 1954 год
"Царевна-лягушка", 1954 год

1960-е

Кощей становится все больше схож на обычного, хотя и сбрендившего человека. Изображается чудным стариком, который чаще всего творит не столько зло, сколько глупую и непонятную "дичь". Над ним смеются даже его соратники.

Скрытый символизм: какие такие врагов нашей стране? Мы сильнее, а все кто против нас смешны. Победить такого злодея главные герои даже не особо и стараются - сложнее найти этого старичка, чем сразиться с ним. Даже уничтожать его не особо кто желает - предпочитают просто его где-нибудь закрыть и забыть.

-3

1970-е

Кощея показывают еще смешнее, чем раньше. Все его попытки казаться страшным и грозным - сплошная хохма. а так он жалок. Например, мучается от зубной боли или не может двинуться, из-за неуклюжих доспехов.

Скрытый символизм: зрители уверены - добро в нашей стране непобедимо, никакие враги нам не представляют настоящей угрозы. "Злого кощея" способны победить даже малые дети.

Николай Боярский в фильме “Новогодние приключения Маши и Вити”, 1975 год
Николай Боярский в фильме “Новогодние приключения Маши и Вити”, 1975 год

1980-е

Продолжаем гоготать над всем, кто считает себя "злыднем": символических Кощеев в сказках 80-х годов высмеивают и изображают "клоунами". Отличие от Кощеев из предыдущих десятилетий - внешне злодей становится "внезапным". Иногда даже сразу и не скажешь, что перед нами коварный тип - больно он улыбчивый и мягкий.

Скрытый символизм: зло хитрое и может маскироваться под что-то милое, но оно все равно остается плохим.

Кощей в исполнении Олега Табакова,  "После дождичка в четверг" 1985 года
Кощей в исполнении Олега Табакова, "После дождичка в четверг" 1985 года

1990-е

Интересные перемены в образе Кощея случились в 90-х. Предположу, что виновато повальное увлечение забугорными фильмами. Он больше походит не на героя нашего фольклера, а на персонажа зарубежной кинофантастики. Например, в мультике "Фантазеры из деревни Угоры" он чем-то напоминает Терминатора. Ходит как робот, говорит отрешенно, да и его латы сильно напоминают облачение боевого киборга.

Скрытый символизм: на реальное зло не хочется обращать внимания, интереснее выдумать себе какого-то "иностранного" и нереального чудовища, борьба с которым превращается в аттракцион с погонями и всякими "бабахами".

-6

2000-е

Начинается тенденция к романтизации зла. Пока еще робко. Кощей становится моложавым мужчиной, даже с нотками привлекательности. Он не лишен тяги к романтики и тяги к подвигам. И хотя чаще всего он главному герою помогает, тем не менее Кощей из 2000-х все еще остается отрицательным персонажем, которого надо победить и не дать натворить бед.

Скрытый символизм: зло страшно, но уже не однозначно плохое, зрителям смотреть на него зачастую интереснее, так как абсолютное добро слишком скучное со своим морализаторством.

Гоша Куценко в роли Кощей из "Книги мастеров" 2009 года
Гоша Куценко в роли Кощей из "Книги мастеров" 2009 года

2010-е

Все, настало время, когда зло обеляется, оправдывается, становится интереснее добра... Да собственно, оно занимает место того самого добра. Все прегрешения Кощея прощаются ("они ж пустяковые"). Коварства героя показаны как необходимость.

Скрытый символизм: все устоявшиеся принципы и народны мудрости переосмысливаются. Черное и белое смешиваются и уже не понятно, что в получившееся "серости" хорошо, а что плохо.

-8

2020-е

Романтизация персонажа, считавшегося долгие годы абсолютным злом, достигла максимальной высоты. Его выставляют истинным героем, в него нужно влюбляться и любоваться.

Скрытые символизм: зло, какое такое зло? Нет тут зла, тут есть сплошная привлекательность. Ну да, репутация у "зла" не самая лучшая. Но какая разница, когда оно такое "симпатишное" (а иногда даже супер-крутое).

-9

И что в итоге?

Каждый, конечно, сам решает, как ему относится к переменам в образах героя. мне вот трансформации кощея не по душе. Уверена, что современное заигрывание с "серой моралью" опасно.

Дети еще не понимают иронии и авторских допущений и искренне верят тому, что им показывают. А если один герой в разных кино показывается то негодяем, то добряком - это же рождает невероятную путаницу в моральных ориентирах (Кощей становится любимцем и его начинают по инерции оправдывать во всех сказках, даже там где он творит настоящий ад).

Нет уж, Кощей - это каноническое зло. И я за то, чтобы именно злодеем без прикрас его и показывали. Как знать: сначала оправдывают и восхваляют Кощея, а потом возьмутся за реальных злодеев, тиранов и маньяков - начнут их в фильме оправдывать и романтизировать. А это недопустимо. Пусть доказанное зло остается злом!

Вот такое мое мнение. А что вы скажете на эту тему? Какой образ Кощея вам больше по душе?