Найти тему
Странствия поэта

10 искромётных цитат из книги «8 религий»

Сейчас читаю книгу Стивена Протеро «Восемь религий, которые правят миром. Всё об их соперничестве, сходстве и различиях». В ней автор делает попытку объяснить почему в мире так популярны именно эти 8 "тайных учений". Если кратко то вот аннотация:

В этой книге представлены крупнейшие религии мира: иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, религия йоруба, а также дополнительная глава об атеизме, такие, какие они есть на самом деле — во всех их славе и бесславии. Вы узнаете, из чего выросли религии, покорившие миллионы людей; что обещают человеку великие религии мира и чего они требуют взамен; какие проблемы человека реально решает та или иная религия; что происходит на современном глобальном религиозном рынке сегодня; как религия может превратиться в одну из величайших сил зла в истории. Стивен Протеро — не только признанный специалист по религиоведению, но и мастер слова, поэтому «Восемь религий…» — это и компетентное изложение основных идей, практик и ценностей великих религий, и увлекательный остроумный рассказ о человеческих поисках Бога и стремлении стать совершеннее в прошлом и настоящем.

Что ж, начало впечатляющее. Но таких книг много, если бы не одно "но". В комментариях к этой книге очень много верующих. Некоторые заявляют, что автор с ходу "оскорбляет их чувства" и делает попытку отнять у них веру. Что им сложно читать такие книги, потому что они несут в себе негатив.

-2

«Узко мыслит», — пишет одна читательница и удивляется, почему нет ничего про православие у американского автора. Но я хочу напомнить, что православие — это не религия, а лишь разновидность христианства, а их (на минуточку) сегодня насчитывается более 20 тысяч видов!

И все убеждены, что именно они правильно понимают «слово Христово».

Да и книга эта вовсе не о христианстве, а о религии в целом. Для желающих погрузиться в историю религии на начальных этапах - самое то.

-3

Читая книгу, я отмечал фрагменты, которые, на мой взгляд, неплохи. Вот, что я выписал:

Стратегия заимствования особенностей местной культуры – один из ключей к глобальному успеху христианства и вместе с тем источник его головокружительного многообразия.

На самом деле, я всегда знал и понимал, что это так. Христианство популярно не потому, что это «слово Божье», а потому что оно взяло самое лучшее от культур и религий прошлого. Все те сценарные ходы и драматические сцены, что были популярны тысячелетия. Христианство - это синтез религий прошлого, можно сказать квинтэссенция.

Мусульмане поклоняются божеству, к которому неприменимы гендерные категории, – оно ни мужского, ни женского пола.

А вы знали?

Если буддистов в кино обычно изображают в позитивном ключе, то мусульманам почти всегда достается роль «плохих парней».

Я, честно говоря, тоже никогда этого не понимал. Религиозных фанатиков хватает во всех религиях. Наверное, так западная культура видит борьбу с исламизацией в своих странах, которая растёт с числом беженцев и эмигрантов. Один из способов — кино.

Большинство европейцев и североамериканцев никогда не встречались с мусульманами, поэтому для них ислам начинается в воображении, а конкретно – в том уголке воображения, где гнездится страх. Они смотрят на ислам сквозь завесу, наброшенную им на глаза много веков назад христианами-крестоносцами, стремившимися осудить ислам как религию насилия, ее основателя Мухаммада – как воина, а священную книгу Коран – как текст гнева.
Буддизм ассоциируется с Далай-ламой и Нобелевской премией мира, которой он был удостоен, а ислам – с Усамой бен Ладеном и его боевым оружием. Ислам – это пакистанские женщины, пленницы черной паранджи, лидеры «Талибана», взрывающие в Афганистане древние статуи Будды, саудовские террористы, угоняющие самолеты и уничтожающие тысячи ни в чем не повинных людей во славу Бога и его девственниц.

О самом буддизме тоже ходит много слухов, но у буддийских монахов есть одна важная черта — они никогда ни во что не вмешиваются и не были замечены в насильном навязывании своей религии, в отличие от ислама и христианства. Некоторые уверены, что это вообще не религия, а «истинное учение».

Тот, кто знает только одну религию, ничего не знает о религии.

И здесь я полностью согласен с автором. Если хочешь «познать истину», как тут пишут многие, то надо не только Библию читать, но Коран, Тору и Веды, хотя бы для общего развития. Не обязательно знать всё наизусть, хотя бы иметь представления во что верят другие люди.

-4
Индуисты считают, что мы живем во время Кали-юги, эпохи наибольшего упадка в космической истории. Буддисты утверждают, что жизнь человека обезображена страданием.

Если мы живём во время упадка, то когда был (или будет) подъём? На мой взгляд, это опять абстракция, которая свойственна всем религиям. Мы написали, а ты трактуй как хочешь.

Религия может и не сворачивать горы, тем не менее это одна из главных движущих сил мировой политики. Она определяет ход выборов и в США, где примерно половина американцев утверждает, что не стали бы голосовать за атеиста, и в Индии, где движение «Хиндутва» («индусскость») стало местным вариантом американского движения правых христиан. Религией движима и экономика. Паломники, направляющиеся в Мекку и Иерусалим, закачивают миллиарды долларов в год в экономику Саудовской Аравии и Израиля. Доход от продаж Библии в США ежегодно составляет приблизительно 500 миллионов долларов, оборот мусульманских банков достигает одного триллиона долларов.

Проще говоря, религии — это деньги. И никто не собирается от них отказываться в ближайшее время.

Третья Благородная Истина указывает, что поскольку у страдания есть причина, ее можно устранить. Если мы поймем, как на самом деле устроен мир со всеми его течениями, и перестанем цепляться за то, чему природа предписывает утекать сквозь наши пальцы, тогда мы сумеем достичь нирваны. Но что это за «угасание»? Нирвану часто описывают в негативном ключе, как искоренение жажды, привязанности, страдания, алчности, ненависти, иллюзий и перерождений. В более позитивных разъяснениях ее называют блаженством, хотя это блаженство не поддается описанию, и покоем, хотя этот покой непостижим для нас. Но нирвана – это не конкретное место, куда попадаешь после смерти. Ее можно достичь при жизни.

Ну и наконец, вот что автор пишет про атеизм:

Атеизм – не великая мировая религия. Он всегда предназначался для элиты, а не для простых людей. До ХХ века его влияние на мировую историю было таким же несуществующим, как бог Вуди Аллена.

Лихо закручивает автор? А вот ещё:

Разумеется, не все атеисты созданы равными. Одни называют себя секуляристами, гуманистами, приверженцами натурализма, свободомыслящими людьми, скептиками или рационалистами. А другие – нет. Так как термин «атеист» запятнан клеймом, кое-кто предлагает такую альтернативу: «мыслящий».

Автор много раз подчеркивает, что рост популярности книг по атеизму и число «мыслящих» людей непрерывно растёт. Новые люди (люди нового времени, рожденные в 2000-е годы) разочаровываются в религиях, видя их несовершенство и несправедливость. Всё это стало возможно благодаря благодаря лёгкому доступу к знаниям благодаря интернет-технологиям.

-5

Что было у бедного ребёнка 20–30 лет назад, кроме пары игрушек и детских книг? Как им отвечали их религиозные родители на вопросы о Боге, жизни и смерти?

Теперь они могут задать эти вопросы сети и получить сотни ответов.

Сколько бы мы не цитировали писание или не приводили цитат из разных книг, здесь нужно помнить одно:

Взойти на гору жизни можно с любой стороны, но на ее вершине тропы сходятся.

Спасибо за внимание!