Найти тему

Я хочу помыть посуду!

Ольга Егорова — Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт

Ох, эта вечная проблема - мытье посуды!

Давайте разберемся, почему она так глубоко сидит в наших душах и является источником вечного раздражения?

Почему люди не любят мыть посуду?

Существует много "рациональных" объяснений, которые, на самом деле, маскируют глубокие психологические проблемы.

Какие же внешне разумные объяснения существуют?

  • Скука, порождаемая монотонным трудом: Мытье посуды - это однообразная, рутинная работа, которая каждый день совершается похожим образом.
  • Неприятные ощущения: Мокрая, холодная вода, контакт с грязью и жирными остатками пищи, тряпки, губки, моющие средства... Всё это не очень приятно, и в том числе - на уровне запахов.
  • Потеря времени: Мытье посуды занимает время, которое можно было бы потратить на более интересные дела.
  • Жертвенность: Часто посуду моют не для себя, а для других, что может приводить к чувству несправедливости.
  • Чувство ущемления права на свободу: Мытье посуды может ассоциироваться с ограничением свободы.

На мой взгляд, главной тут является привычка ощущать себя несвободным человеком. Откуда растут корни этой привычки? - Конечно, из времён, когда мы были подростками, окружёнными со всех сторон заботливыми ограничениями.

Для созревающего мозга подростка характерно тяготиться этими ограничениями и стремиться к освобождению от них. И эта тенденция четко врезается в память.

Более того: сопротивление внешнему давлению становится сверхценной идеей, взращивается и культивируется подростком, воспринимаясь как восстановление справедливости и утверждение своего человеческого достоинства.

Это важное достижение взросления, но хорошо, если оно, как и любое достижение, не доводится до абсурда и со временем нивелируется осознанием, что ты сам уже взрослый и задачи ставишь себе, как свободный человек, а не как раб.

Но, как ни прискорбно, многие люди, перешагнувшие рубеж совершеннолетия, упорно этого шага не замечают и задерживают себя в детской "зоне комфорта". Особенность такой задержки в том, что человек продолжает сопротивляться принятию на себя ответственности, мысленно живя в прошлом, где отвечали за него другие люди. Даже, если их забота тяготила его, память о тех временах приятна. Ведь страх ответственности - чума 21 века! Лучше быть безответственным, зато безнаказанным.

Э.Фромм в книге "Бегство от свободы" отмечал, что каждый человек в своем развитии проходит стадию поиска свободы от ограничений, но потом, получив эту свободу, не знает, что с нею делать.

Достижение "свободы ОТ..." рождает необходимость продумывать "свободу ДЛЯ..."

Другими словами - каждый взрослый сам себе ставит задачи и сам их реализует, отчитываясь за свое развитие уже только перед самим собой. Это непривычно, и это рождает страх свободы и желание спрятаться в "зону комфорта", стать ребенком, о котором кто-то должен заботиться, давать ему задания, а его дело лишь - сопротивляться.

Вот с этим сопротивлением мы и имеем дело, становясь взрослыми. Мы сами, голосом родителей, принуждаем себя мыть посуду, и сами же внутренне страдаем и противимся.

Но эти страдания, парадоксальным образом, приятны нам. Они возвращают нас в детство, где были рядом люди, которые за нас ответят и все разрулят, если что...

Как рождается привычка у подростка сопротивляться мытью посуды?

  • Отсутствие мотивации: Взрослым часто кажется, что подростки не понимают важности уборки и не видят прямой связи между мытьем посуды и комфортом в доме. Это ошибочная точка зрения. Подростки просто пытаются соблюдать субординацию, не беря на себя руководство там, где они не имеют на это права.

Справедливости ради, стоит признать, что подросток не является хозяином территории. Хозяевами являются старшие члены семьи. И, поэтому, подросток даже и не смеет брать на себя ответственность за продумывание - как ухаживать за чужой территорией.

Правильным подходом является принятие взрослыми на себя хозяйской ответственности. Но, если они сами не захотели повзрослеть, им может казаться, что подросший ребенок может сам быть хозяином, и сам решать, когда и как убираться в доме.

Чрезмерные ожидания от подростка, что он сам собой будет управлять, являются неправомерными, нарушают баланс прав и обязанностей в семье.

Недопонимание субординации и уклонение от грамотного, ответственного руководства в наше время уже признано одним из вариантов ошибочного стиля воспитания в семье, рождающего бесконечные ссоры между родителями и подростками.

  • Желание быть свободным: В подростковом возрасте стремление к независимости и свободе очень сильно. Мытье посуды может восприниматься как ограничение свободы. Особенно остро это ощущается, если родители унижают достоинство подростка, отказываясь учитывать его потребности, соответствующие его возрасту, и предъявляют требования в резкой форме, с использованием психологических или физических форм насилия и обесценивания.
  • Протест против авторитета: Подростки могут сопротивляться мытью посуды, как способ протеста против родителей или других взрослых, которые их заставляют это делать. Чтобы подросток уважал авторитет родителей, желательно, чтобы этот авторитет базировался не на истериках и насилии, а на реальных достижениях взрослого человека. Хорошо, если он сам показывает высокий уровень самоконтроля, самодисциплины, планирования и трудолюбия. Если сам родитель не любит мыть посуду, трудно ожидать, что молодое поколение приобретёт другие привычки.
  • Другие приоритеты: Подростки часто предпочитают тратить время на общение, а не на домашнюю работу. И это - нормально для этого возраста. Если взрослые смогут найти компромисс между привлечением подростка к домашнему труду и обеспечением реализации его нормальной потребности в общении с ровесниками, проблем не возникнет.

Но что же делать взрослому человеку, который заметил в себе привычку не любить мытьё посуды?

Приём: "Я - свободный человек!"

- Я - свободный человек, и я сейчас собираюсь помыть посуду по доброй воле, как хозяин своей жизни, для того, чтобы испытать эстетическое удовольствие от созерцания чистой кухни и потом брать эту посуду в руки с ощущением, что она - как новенькая. Я заслуживаю этого!

Этот приём можно применять к любому привычному делу, которое вызывает сопротивление.

Тем самым мы возвращаем себе понимание, что наше право на свободу - в наших руках.

Разумная дисциплина делает нашу жизнь комфортнее и проще, она освобождает много сил и энергии, которые, в противном случае, тратились бы на неприятные эмоции, вызванные отвращением к делу, внутренним сопротивлением и самокритикой.

Наше право на реализацию свободы - не в том, чтобы преодолевать ограничения, а чтобы ставить себе разумные цели с удовольствием и самостоятельно иметь дело с последствиями принятых решений.

Как преодолеть негативный стереотип в организации мытья посуды?

Продумайте процесс до мелочей: выбирайте только те моющие средства и губки, которые вам нравятся, подберите самостоятельно ту посуду, которая будет радовать вас красотой и удобством, думайте о важных и хороших делах, о своих планах развития, пока занимаетесь простым и важным делом наведения приятной чистоты каждый день.

Известны случаи, когда человек в процессе "уборочной медитации" разучивает песни или сочиняет стихи и сказки.

Всё в ваших руках!

Важно помнить, что мытье посуды - это всего лишь часть повседневной жизни. Не стоит драматизировать ситуацию. Найдите свой способ сделать это занятие более приятным!