В самом деле, в нашем постоянно изменяющемся и текучем мире никакое, самое светлое и яркое добро не идеально и не может быть идеальным. Как говорил Вилли Старк, «всегда что-то есть». Найти сомнительные, дурно пахнущие или откровенно неприглядные детали в биографии можно у кого угодно. Ну просто потому, что все мы люди, и никто из нас не может уберечь себя от проявлений слабости, некомпетентности, непрофессионализма, мелочности, грубости, мнительности, трусоватой осторожности и прочее, и прочее. У всех есть свои искушения, и далеко не все с этими искушениями умеют изящно справляться.
Как же, в таком случае, нам отличать добро от зла, если, как утверждается, между ними все-таки есть существенная разница? Это очень интересный вопрос, мимо которого, разумеется, пройти невозможно. Мы всегда будем в него упираться, по крайней мере, пока находимся в стадии открытой и активной борьбы добра со злом, как сейчас. Это очень важный вопрос, потому что ровно до тех пор, пока на него не даны внятные ответы, зло будет неизменно пользоваться этим, продолжая выставлять добро в максимально неприглядном свете, делая вид, что что между злом и добром нет никакой разницы. «Чума на оба ваши дома», «обе вы хороши» и так далее – это и есть риторика зла, которое всегда очень радуется, когда добро оказывается далеко не таким светлым, как о нем думали.
Попробую сформулировать эти ответы так, как сама вижу и понимаю эту проблематику, и как часто об этом пишу в своем блоге.
Итак, чтобы отличать добро от зла, мы должны руководствоваться четкими критериями. Например, в христианстве это заповеди, в правовой системе свободных обществ без узурпированной власти – это законы, в различных корпорациях и профессиональных сообществах – это этические кодексы, в обществе, социальной жизни, массовой информации и культуры эти критерии вырабатываются в ходе общественно-информационных кампаний в стиле #metoo, механизмов типа культуры отмены и т. д.
Ни законы, ни этические кодексы, ни тем более общественные этические механизмы не являются идеальными и безупречными, там везде есть о чем поспорить и к чему придраться. Но они отличаются от всевозможных механизмов зла главным – они имеют перед собой некие этические идеалы и стремятся к их достижению. У них есть благая цель, и при этом, что не менее важно, они разборчивы в выборе средств к достижению этой цели. У зла ведь, как мы хорошо знаем, тоже могут быть благие цели, достигаются же они, как правило, насилием и угнетением других людей.
Выработка этических критериев и их продвижение в обществе ненасильственным путем, путем всеобщего и максимально широкого обсуждения, внедрения активно действующих репутационных и этических механизмов – вот главный признак того, что перед нами находится добро. Если мы наблюдаем, что какой-либо человек или организация этим занимается, постоянно, пусть и с переменным успехом, мы одобряем их деятельность и поддерживаем их.
Если мы, напротив, наблюдаем, что какой-то человек или организация декларирует, вроде бы, благородные и светлые цели, но действует ради них откровенно насильственными и агрессивными методами, у нас сразу должна загораться «красная кнопка». Помимо прямой агрессии, существуют также всевозможные манипуляции и «многоходовочные» схемы, использование которых также указывает нам на то, что мы имеем дело со злом, которое хочет притворяться добром.
Добро, как правило, действует довольно просто и бесхитростно, плохо лжет и плохо умеет что-то скрывать, чем часто и пользуются злопыхатели, чтобы его очернить. У зла же всегда очень сложные инструменты и «схематозы», оно редко что-то делает при свете дня и в простоте, и это тоже важный признак. И в тот момент, когда мы начинаем обращать внимание не только на чьи-то декларируемые цели, а и на средства, которыми он их стремится достичь, для нас многое проясняется. Среди прочего, и то, что декларируемые благие цели являются ложными, а в действительности человек этот хочет добиться чего-то совсем другого, вероятно, даже и прямо противоположного.
Репутация и доверие, которое эта репутация вызывает – чрезвычайно важные вещи, их нельзя просто сбрасывать со счетов потому, что вам кто-то нравится или не нравится. Страдает ли репутация того, в чьем прошлом обнаружились неблаговидные поступки? Конечно, страдает. И именно поэтому, как я часто пишу, быть хорошим человеком – всегда большой и тяжелый труд. Тебе приходится постоянно следить за собой, за тем, к каким последствиям для других людей приведут те или иные твои действия или слова. Любое твое неверное или неблаговидное движение в прошлом может крайне болезненно отразиться на твоей репутации и твоем деле в будущем. Именно поэтому вступать на путь добра лучше как можно раньше и желательно с самого детства.
Но репутация в добре и зле – это не только сами по себе действия и слова. Это еще и общий вектор твоей деятельности, и система твоих действий и слов. Это нити, которые складываются в сложный диковинный узор на ковре, пятна масла на картинах импрессионистов. Наша задача – не разбирать эти нити и пятна на отдельные в поисках темных или светлых, а смотреть на открывающуюся перед нами картину целиком. Жизнь и биография человека, его декларируемые и фактические цели (и совпадают ли они на деле), его действия для достижения этих целей, средства, которые он выбирает для этого и для противостояния со своими оппонентами. Вот факторы, оценивая которые мы можем ясно видеть, добро перед нами или зло.