Всю жизнь ношу золотые серьги с жемчужинами. Поэтому нынешний урок начинаю со слов: «Что во внешнем облике вашего учителя напоминает о значении моллюсков в жизни человека?» Обычно вопрос ставит в тупик, но тем и лучше: проблема поставлена.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
После фиксации проблемы на доске переходим к работе в группах. Поскольку о значении моллюсков можно говорить много и это реально интересный детям материал, сильно работу в группах не затягиваем. Каждая группа должна дать краткую характеристику одного из классов моллюсков (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, по две группы работают над одним классом) по плану:
- форма раковины
- тип симметрии
- среда обитания
- способ питания
- части тела
- яркие особенности.
Если класс слабый и может возиться над этим вопросом пол-урока, лучше все это рассмотреть фронтально.
Если все же идет работа в группах, то параллельно выступлениям спикера у учителя заготовлены фотографии разных видов моллюсков на доске, чтобы можно было показать и смысл чернильной железы, и биссус, которым прикрепляются к камням мидии, и каракатицу (кто ж ее видел?)
Презентацию с этими фото лучше держать в режиме не демонстрации, а создания, и тогда будет удобно переключаться между слайдами в нужном порядке.
Зато раздел «Значение моллюсков» - это просто радость для учителя, желающего увлечь школьников. Здесь и монеты разных островных стран с изображением моллюсков, и знаменитые каури, и «рог Нептуна», и кубки из раковин в коллекции Эрмитажа.
И, конечно, жемчуг.
Для затравки можно задать вопрос:
Раковины каких моллюсков просвечивают рентгеном и для чего?
Если есть время, предлагаю еще раз поработать в группах. Каждая группа должна сформулировать значение моллюсков в одной фразе. По окончании обсуждения (1-2 минуты) спикеры коротко докладывают, а я записываю на доске. Вот вариант того, что может получиться:
Цифры слева - номера групп. Дальше дословно, что сказали ученики. Когда все группы высказались, начинаем обсуждение. Если значение положительное, ставим плюс, если отрицательное - минус. Не соответствующие истине записи стираем с доски ("превращают пресную воду в соленую"), либо зачеркиваем.
Идеально такая форма работает при использовании технологии "перевернутого урока", когда ученики дома читали новый материал, а позже в классе идет его обсуждение. Полагаю, что простой материал (а значение групп животных, несомненно, проще, нежели их внутреннее строение, физиология) вполне можно давать именно так.
Поскольку начинали урок с жемчуга, да и процесс формирования жемчужины довольно интересен, останавливаемся на этом вопросе подробнее. Часто использую следующую цитату:
«- А что такое жемчужина, господин профессор?
- Для поэта, друг мой Нед, жемчужина — слеза моря, - отвечал я. — Для восточных народов — окаменевшая капля росы; для женщин — драгоценный овальной формы камень с перламутровым блеском, который они носят, как украшение, на руках, на шее, в ушах; для химика — соединение фосфорнокислых солей с углекислым кальцием; и, наконец, для натуралиста — просто болезненный нарост, представляющий собой шаровидные наплывы перламутра внутри мягкой ткани мантии у некоторых представителей двустворчатых моллюсков». Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой», стр. 215.
Я всегда показывала анимационный фильм, поясняющий процесс формирования жемчужины, а потом фотографию жемчужного шитья на португальском платье эпохи Великих географических открытий. Впечатляет.
Задаю вопрос: в есть ли вред от моллюсков (на доске всегда мало, в данном случае вспомнили только конусы). Не читают нынче дети, никто не называет.
Тогда применяю еще одну цитату:
«Но вот, наконец, шлюпку крючьями провели с носа к трапу, спущенному со шкафута, и хотя между нею и бортом корабля еще оставался некоторый зазор, киль ее заскрежетал, словно по коралловому рифу: ниже ватерлинии на корпусе испанского судна огромным торчащим наростом налипли полипы и моллюски — свидетельство того, что судно долго штилевало и штормовало в открытом море». Генрих Мелвилл, «Бенито Серено».
По идее, прослушав цитату, школьники должны догадаться, что налипающие на судно тонны моллюсков должны замедлять его скорость.
Ну, и покажите ученикам изображение корабельного червя — то-то удивятся и форме тела, и пакостному образу жизни!
В этой статье опять делюсь нереализованной идеей, которую вы, возможно, подхватите и завершите. Это для тех, кто любит не сам много рассказывать, а подводить школьников к тому, чтобы они сами изучили и рассказали.
Идея предполагает работу в группах с некими источниками. Каждая группа составляет доклад о значении моллюсков от лица менеджера следующих организаций:
- зоомагазин
- продовольственный магазин
- ювелирный магазин
- антикварный магазин
- палеонтологический музей.
Причем в докладе обязательно должны звучать причины, по которым моллюски важны для данного направления. Например, какие микроэлементы содержатся в них как пищевых продуктах, что полезного в крошке раковин для клеточных птиц и т.д.
А у вас есть идеи подачи темы Значение моллюсков? Делитесь в комментариях.