Найти в Дзене

Урок зоологии. Значение моллюсков, или Парадокс жемчужины: чем больше защищаешься, тем хуже становится

Всю жизнь ношу золотые серьги с жемчужинами. Поэтому нынешний урок начинаю со слов: «Что во внешнем облике вашего учителя напоминает о значении моллюсков в жизни человека?» Обычно вопрос ставит в тупик, но тем и лучше: проблема поставлена.

Женский головной убор. Север, конец XIX в.
Женский головной убор. Север, конец XIX в.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

После фиксации проблемы на доске переходим к работе в группах. Поскольку о значении моллюсков можно говорить много и это реально интересный детям материал, сильно работу в группах не затягиваем. Каждая группа должна дать краткую характеристику одного из классов моллюсков (Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие, по две группы работают над одним классом) по плану:

  1. форма раковины
  2. тип симметрии
  3. среда обитания
  4. способ питания
  5. части тела
  6. яркие особенности.

Если класс слабый и может возиться над этим вопросом пол-урока, лучше все это рассмотреть фронтально.

Если все же идет работа в группах, то параллельно выступлениям спикера у учителя заготовлены фотографии разных видов моллюсков на доске, чтобы можно было показать и смысл чернильной железы, и биссус, которым прикрепляются к камням мидии, и каракатицу (кто ж ее видел?)

Презентацию с этими фото лучше держать в режиме не демонстрации, а создания, и тогда будет удобно переключаться между слайдами в нужном порядке.

Зато раздел «Значение моллюсков» - это просто радость для учителя, желающего увлечь школьников. Здесь и монеты разных островных стран с изображением моллюсков, и знаменитые каури, и «рог Нептуна», и кубки из раковин в коллекции Эрмитажа.

И, конечно, жемчуг.

Для затравки можно задать вопрос:

Раковины каких моллюсков просвечивают рентгеном и для чего?

Если есть время, предлагаю еще раз поработать в группах. Каждая группа должна сформулировать значение моллюсков в одной фразе. По окончании обсуждения (1-2 минуты) спикеры коротко докладывают, а я записываю на доске. Вот вариант того, что может получиться:

Не смотрите на почерк. Мелом пишу идеально, маркером - не получается)
Не смотрите на почерк. Мелом пишу идеально, маркером - не получается)

Цифры слева - номера групп. Дальше дословно, что сказали ученики. Когда все группы высказались, начинаем обсуждение. Если значение положительное, ставим плюс, если отрицательное - минус. Не соответствующие истине записи стираем с доски ("превращают пресную воду в соленую"), либо зачеркиваем.

Идеально такая форма работает при использовании технологии "перевернутого урока", когда ученики дома читали новый материал, а позже в классе идет его обсуждение. Полагаю, что простой материал (а значение групп животных, несомненно, проще, нежели их внутреннее строение, физиология) вполне можно давать именно так.

Поскольку начинали урок с жемчуга, да и процесс формирования жемчужины довольно интересен, останавливаемся на этом вопросе подробнее. Часто использую следующую цитату:

«- А что такое жемчужина, господин профессор?

- Для поэта, друг мой Нед, жемчужина — слеза моря, - отвечал я. — Для восточных народов — окаменевшая капля росы; для женщин — драгоценный овальной формы камень с перламутровым блеском, который они носят, как украшение, на руках, на шее, в ушах; для химика — соединение фосфорнокислых солей с углекислым кальцием; и, наконец, для натуралиста — просто болезненный нарост, представляющий собой шаровидные наплывы перламутра внутри мягкой ткани мантии у некоторых представителей двустворчатых моллюсков». Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой», стр. 215.

Я всегда показывала анимационный фильм, поясняющий процесс формирования жемчужины, а потом фотографию жемчужного шитья на португальском платье эпохи Великих географических открытий. Впечатляет.

Задаю вопрос: в есть ли вред от моллюсков (на доске всегда мало, в данном случае вспомнили только конусы). Не читают нынче дети, никто не называет.

Тогда применяю еще одну цитату:

«Но вот, наконец, шлюпку крючьями провели с носа к трапу, спущенному со шкафута, и хотя между нею и бортом корабля еще оставался некоторый зазор, киль ее заскрежетал, словно по коралловому рифу: ниже ватерлинии на корпусе испанского судна огромным торчащим наростом налипли полипы и моллюски — свидетельство того, что судно долго штилевало и штормовало в открытом море». Генрих Мелвилл, «Бенито Серено».

По идее, прослушав цитату, школьники должны догадаться, что налипающие на судно тонны моллюсков должны замедлять его скорость.

Ну, и покажите ученикам изображение корабельного червя — то-то удивятся и форме тела, и пакостному образу жизни!

Кусок дерева, изъеденный корабельным червем
Кусок дерева, изъеденный корабельным червем

В этой статье опять делюсь нереализованной идеей, которую вы, возможно, подхватите и завершите. Это для тех, кто любит не сам много рассказывать, а подводить школьников к тому, чтобы они сами изучили и рассказали.

Идея предполагает работу в группах с некими источниками. Каждая группа составляет доклад о значении моллюсков от лица менеджера следующих организаций:

  • зоомагазин
  • продовольственный магазин
  • ювелирный магазин
  • антикварный магазин
  • палеонтологический музей.

Причем в докладе обязательно должны звучать причины, по которым моллюски важны для данного направления. Например, какие микроэлементы содержатся в них как пищевых продуктах, что полезного в крошке раковин для клеточных птиц и т.д.

А у вас есть идеи подачи темы Значение моллюсков? Делитесь в комментариях.