Почему две сигареты на покойника, а бог троицу любит? Почему в букете должно быть нечетное число цветов? А четный букет: только для кладбища? Кое-где (например, в Осетии) четное число пирогов готовят только на похороны, на праздники: нечетное всегда.
Есть достаточно известное правило, что у мутовки должно быть нечетное число рожек: 3 или 5. Мутовка, если кто не знает, это — древний миксер :) А недавно я прочитала, будто есть мнение, что у калитки (открытого пирожка с картошкой, кашей или другой начинкой) число вдавливаний на бортиках должно быть нечётным.
Мне стало интересно, в чем причина, откуда у предков боязнь перед четными числами. И была ли эта боязнь? Может я ее напридумывала?
Оказывается, страх перед четными числами действительно был, на сей счет имеется много подтверждающих научных исследований.
Причем боялись люди не только чета и числа два, но и в широком смысле повторения любого действия. Повтор от дьявола. И вообще, убить демона можно одним ударом, а второй сделает черта неуязвимым или удвоит его силу.
Нельзя дважды совершать обряд крещения, нельзя дважды один хлеб в печь сажать и допекать, нельзя дважды выходить из дома за одним делом (сохранившаяся до наших дней примета о том, что нельзя возвращаться скорее всего оттуда и пошла).
Нельзя вновь прикладывать к груди ребенка, отнятого от нее. Даже слово было "повторак" для ребенка, которого прикладывали к груди дважды, мол, он чуть ли не вампиром может стать после смерти, и как минимум глаз дурной у него будет.
Кстати, с родами и другая примета была связана. Если ребенок родился на нечетный месяц, седьмой или девятый, то выживет. А на восьмой — нет.
Отсюда же среди славян считалось, что нельзя повторять брак. "Повторена жена" в некоторых обществах не могла совершать многие обрядовые функции, то есть была ритуально ущербной.
Или, например, повторное неестественное цветение растений в течение сезона было плохим предзнаменованием будущего мора, голода, неурожая.
В некоторых погребальных обрядах на умершую женщину надевали по две сорочки, две юбки.
Также чет и нечет был внедрен во все стороны жизни. Просто даже на рыбалку, как считалось, лучше было выходить по нечетным дням, в понедельник, среду, пятницу. И вставать на нечетной реке, попавшейся на пути.
Число два было прерогативой загробной жизни и, как ни парадоксально, свадеб.
Девушке на выданье число два могло быть полезно, так как она искала себе пару. Потому ей на тарелку, к примеру, могли положить два куска, и никто бы не счел это плохим предзнаменованием, а совсем наоборот. Были еще некоторые подобные исключения. Но как исключения.
Потому что даже жениху чет был вреден: если девушка хотела отказать сватам, то она выносила им мутовку с четным числом рожек, или рубашку с четным числом пуговиц.
Но в целом, если не касаться свадебных обрядов, то число 2, чет и повтор были опасными категориями, соотносящимися с областью "нечистого", неправедного, злого, демонического, потустороннего.
Кстати, вспомнила еще одну примету уже из своего опыта, сохранившуюся до сих пор: нельзя двум девушкам одновременно смотреться в зеркало, а то влюбятся в одного парня. Я лично ее слышала, причем, кажется, от разных людей.
Откуда пошел такой запрет на цифру два, двойственность и нечет, достоверно неизвестно. Есть лишь разные предположения.
Но факт страха подтверждается огромным количеством этнографических исследований и народных свидетельств. Приведу несколько ярких примеров.
Опасение перед четом доходило до того, что нельзя было заносить четное число дров в дом.
Нельзя подкладывать четное число яиц под курицу-наседку, считалось, что тогда одно она непременно выбросит.
Число венцов в срубе дома, хлева или бани должно быть нечетным. Иначе либо скотина будет плохо себя чувствовать (а в доме жильцы), либо просто "чет не рубят — будет гонять".
Нельзя было зажигать две свечи на столе (три можно) или просто два источника света. Нельзя зажигать лучину с двух сторон (огарок дерева, подожженного с двух сторон демоны используют в своих целях).
В Архангельской области считалось, что в новом доме нельзя мыть или подметать пол, пока в нем одну или три ночи не переночует нечетное число человек.
Нельзя переспрашивать два раза, то есть, например, подойти к пастуху и два раза спросить, благополучны ли овцы.
Если дерево рубится в ритуальных целях, ни в коем случае нельзя его рубить двумя ударами, лучше одним или тремя.
Рождение близнецов могли воспринимать как несчастье. Также как и яйца с двумя желтками.
Нельзя было вдвоем пить воду, одновременно вставать из-за стола...
Счету вообще уделялось огромное значение и предполагалось, что лучше лишний раз не считать, а то счет сглазит. Так на пасеке гость не должен считать ульи, а если начнет, ему надо смотреть неотрывно в глаза. А если спросят, то надо назвать неправильное число.
Также в Вологодской области запрещалось измерять рост младенца, чтобы не нанести ему урон.
А южные славяне и вовсе запрещали считать звезды на небе.
Вообще понятие "снять мерку" было видом порчи. Если измерить ниткой человека или его тень, а мерку заложить в фундамент дома, то человек вскорости умрет. Вероятно, с измерениями и счетом были связаны и другие различные способы порчи.
Точно также нельзя было узнавать вес чего-либо или кого-либо. Спросят, надо соврать.
А мертвым запрещали рассказывать на том свете, сколько живых людей осталось.
В общем, как видите, запрет именно на число 2, двойственность, чет и повтор практиковался повсеместно (а в широком смысле на счет и измерение). Откуда он пошел мы не знаем, но то что он был, и до сих пор неосознанно сохранился в нашей повседневной культуре, это факт.
Но мне стало интересно теперь обращать внимание на традиционные предметы, инструменты и орнаменты в контексте счета. Соха "пятизубая", вероятно, не просто так.
Возможно, эту тему я еще разовью, но о ней очень интересно и довольно подробно написано в публикации С.М.Толстой "Семантические категории языка культуры", Очерки по славянской этнолингвистике. Если вопрос заинтересовал, о нем можно почитать там.