В 3-х км от Красного Села мы свернули с трассы направо, к мемориалу «Дот Типанова». В январе 44-го Красная Армия наступала и, казалось бы, можно и не геройствовать, но 19-летний Александр выбрал не себя, а Родину.
Возник мемориал в середине 70-х, никогда его не видела. Во время штурма Лысой горы Александр Типанов закрыл своим телом амбразуру вражеского дота. Дот руинирован, рядом стена с надписью.
На лужайке противотанковые ежи, балки, вырастающие из земли, направлены в сторону движения наших войск вот и весь мемориал – лаконичный и суровый. Имя Героя Советского Союза носит улица рядом с метро «Московская».
К Ореховой горе мы ехали через Красное Село, удивили названия улиц: проспект Ленина, проспект Красных командиров, проспект 25-го Октября, Комсомольская улица. Дома один другого лучше, с башенками, в два и три этажа, все с изюминкой, окружены высокими заборами, цветами и заботой.
Почему село Красное неизвестно, может быть, потому что Петр I для освоения этих земель переселил сюда крестьян из подмосковского Красного села или просто село было красивое. Так или иначе, но с начала 19 века по указанию Александр I окрестности села и Дудергоф становятся летней воинской столицей.
На окраине Села вышли у маленькой церквушки. Когда-то здесь стоял большой каменный храм, рядом дом призрения для увечных воинов. Одно из трех зданий богадельни сохранилось, два развалились.
Храм святой равноапостольной великой княгини Ольги был построен на пожертвования в конце 90-х 19 века. Церковь вмещала около ста человек, рядом стояла 25-метровая колокольня с семью колоколами, отлитыми в Москве.
После революции храм закрыли и в его стенах устроили фабрику по производству кинопленки. В 30-х годах произошел пожар и церковь с колокольней долго стояли в руинах. В 2000 на месте храма св. Ольги установили крест, а 10 лет назад построили временный деревянный и действующий.
Пройдя по тропинке, мы оказались у здания, напоминающим замок. Красный крест на его фасаде подсказал о его назначении. Дом в стиле модерн построил архитектор Г.И. Люцедарский в начале 20 века. Постройки Люцедарского можно увидеть на Петроградской стороне, - это библиотека на улице Академика Павлова и народный дом Николая II (наш Мюзик-Холл)
Больница для бедных при Общине сестер милосердия св. Георгия просуществовала до 1-й Мировой. Во время оккупации Дудергофа немцы устроили в здании госпиталь, после освобождения в больнице разместили наших раненых. Побывал в здании и приют, и школа, и санаторий, с конца 70-х здание занимает детская спортивная школа.
И снова вниз по дороге, справа низина и простор, слева – возвышенность.
Так мы дошли до мемориала Авроровцам - о нем мне рассказывал отец. Здесь стояли снятые с «Авроры» орудия и защищали от немцев Ленинград.
В сентябре 41-го фашисты начали наступление на Дудергофские высоты, бои шли ожесточенные, враг вышел в тыл батареи. Снаряды у Авроровцев закончились, защитники пали, пятерых захватили в плен и жестоко расправились.
«По воспоминаниям очевидцев, 130-мм. орудие с крейсера «Аврора» у подножия Ореховой горы сохранялось примерно до середины 1950-х гг., рядом лежали фрагменты его боевого щита. Однако, в 1950-е гг. о подвиге моряков-артиллеристов помнили лишь старожилы и ветераны войны. Лишь в 1960-е годы началась работа по увековечиванию памяти погибших героев".
Внизу станина орудия и захоронение наших воинов. В стороне скромный обелиск с именами погибших. Отсюда мы начали подъем на Ореховую гору.
В начале 19 века Николай I своим Высочайшим указом передал Дудергофские горы и земли вокруг императрице Марии Федоровне. На вершине Ореховой горы был построен домик в швейцарском стиле, от которого сейчас остался только фундамент.
Дорога, по которой мы шли, была единственной и вела к императорскому имению. По указанию Марии Федоровны был создан уникальный парк, состояние которого сейчас оставляет желать лучшего. В зарослях увидели заброшенное кладбище, трава высокая, имен не разобрать.
Петровский источник на склоне горы не так ретив как ранее, но утолить жажду возможность есть. В конце 19 века недалеко от вокзала стоял завод и выпускал содовую, сельтерскую и лимонад на основе воды из источника. «Дудергофские ключи» поставляли воду к императорскому столу, в Ригу, Псков, Тарту.
Так мы добрались до вершины Ореховой горы. Для нашей Приневской низменности очень необычное место.
Во время ВОВ крутые склоны изрыли воронки и траншеи, почти весь лес был уничтожен. Со временем растительность восстановилась. Возможно не такая как раньше, но лес шумит и растет.
Стоя на высоте 176 метров впереди мы видели Киргофскую возвышенность, где в 17 веке была возведена кирха Туутари. Из кирхи немца и били по орудиям Авроровцев. Здание церкви сильно пострадало и было разобрано.
Спасибо, что прочитали!