Или сказ о том, как бабло побеждает не только зло…
Хайман Джордж Риковер, «отец атомного флота США», вне всяких сомнений управленец высочайшего класса, добившийся невероятно долгой безавариной эксплуатации ЯСУ (ядерных силовых установок) на своих кораблях. Благодаря его многолетнему труду в океане сейчас куда меньше «фукусимских крабов», чем могло бы быть. И в тоже время, из-за крайней требовательности, прямолинейности и даже грубости, адмирал умел наживать врагов, в том числе среди своего начальства.
Итак, в 1980 президент Рейган принимает программу «Флот из 600 кораблей». Деньги из бюджета льются водопадом, у министра, судостроителей и прочих барыг всё дрожит от желания поскорее их освоить и отчитаться об успехе. Что этому мешает? Директор «Отделения военно-морских реакторов», Риковер. Опять. В 1976-78 не без его участия флот судился с General Dynamics Electric Boat (производитель АПЛ) из-за «некачественной организации производства». Тогда, правда, все закончилось как в анекдоте про ковбоев, увеличивающих ВВП государства, но не прошло и двух лет, как GDEB получили новый иск – на 843 миллиона долларов.
Что случилось? Повторная проверка только построенных кораблей, организованная Риковером, выявила, что на ряде АПЛ:
1. Много где используются более дешевые и менее качественные сплавы стали, нежели нужно;
2. Много где сварные швы сварные швы оказались дефектными;
3. Много где сварные швы ОТСУТСТВУЮТ;
4. Отчеты о проверке качества работ за авторством самой фирмы явно сфальсифицированы, ибо согласно ним все прекрасно.
Еще раз – благодаря Риковеру GDEB рискует влететь на 843 миллиона и исправление косяков (читай – разборке и перестройке половины лодки заново) за свой счет, а министр ВМС США Джон Леман – на доклад президенту, что «выполнение вашей программы 600 кораблей задерживается». Цугцванг заключался в том, что никакого «конкурента GDEB», способного выполнить в срок план по закупкам АПЛ, нету. Поэтому министр… Дополнительно выделяет GDEB 634 миллиона и еще пару контрактов. Никаких штрафов, продолжайте работать, и вообще, раз страховщиком верфи является флот, то если что еще раз все покроем.
Разумеется, Риковер начал поливать фекалью и сие решение, и министра лично. И тогда «Совет по особым дарениям ВМС» внезапно обнаружил у адмирала «подарки на 70 тыс долларов», которые тот, ай-яй-яй, принимал от всяких-разных фирм. Вой дошел аж до президента, и, по воспоминаниям присутствовавших, Риковер обматерил Лемана «в лицо», прямо в присутствии Рейгана и министра обороны. Огромный авторитет адмирала тогда позволил ему «удержаться» даже после такой выходки.
Но вскоре на радость министру подвернулся случай – на испытаниях АПЛ La Jolla лодка ненадолго потеряла управление и «провалилась» на глубину. Это было уже более «веское» событие, нежели какие-то там подарки. Адмирала (бывшего на борту АПЛ) назначили виновным в этом инциденте и принудили к отставке в 1982. Впоследствии друзья адмирала говорили, что именно начавшая тогда травля подорвала его здоровье и впоследствии привела к инсульту. Впрочем, Риковер еще при жизни успел увидеть, как его именем назвали АПЛ, что случается довольно редко. "Отменить" его заслуги не смог никто.
P.s. не прошло и года после отставки Риковера, как генеральный менеджер GDEB был признан виновным в получении взятки в 1.3 миллиона долларов… И сбежал в Грецию.
Автор: Трифон Дубогрызов