г. КУРСК ДШИ №1 им. СВИРИДОВА. Предмет « Беседы об искусстве» Для учащихся 2кл.
Шли годы. Их прошло уже немало. Не стало Старого Жука. Он совсем состарился и однажды куда-то исчез. С тех пор, его больше никто не видел. Наши друзья, часто собирались вместе и вспоминали своего старого учителя.
Однажды, разговор зашёл о Большом Городе, о котором часто рассказывал Старый Жук. И вдруг кто-то, кажется Комарик, предложил: - А что если, мы отправимся в Большой Город и увидим всё то, о чём рассказывал учитель - вот было бы здорово! На мгновение, все опешили, растерялись - настолько необычным было предложение Комарика. И вдруг все, как сговорившись, одновременно закричали: - Ура! Мы отправляемся в Большой Город! И все стали радостно и возбуждённо подпрыгивать, хлопать, а больше всех радовалась Стрекоза.
- Большой Город, Большой Город, - громко повторяла она, - я так мечтала туда попасть и увидеть Большой Город. Ведь там столько интересного, там живут не только люди, там живёт и искусство - я точно это знаю.
И от этой большой радости, она высоко подпрыгивала, хлопая лапками и крылышками.
Когда первые страсти улеглись, то решили, что отправятся через неделю. Путь предстоял неблизкий и нелёгкий. Большой Город был на Большой Реке и попасть туда насекомым было нелегко. Но желание было столь велико, что никто не сомневался в успехе и они обязательно туда попадут. Стоял август. Дни были тёплыми и спокойными. Рано утром собрались на том месте, где когда-то была школа Старого Жука. Стрекоза, как всегда, волновалась. Кузнечик был спокоен и мудр. Бабочка и Комарик были в хорошем, весёлом настроении. У них с дальними перелётами, дело обстояло лучше, чем у Кузнечика со Стрекозой. Наконец, отправились. Устав - отдыхали, и продвигались дальше. И вот перед ними - Большая Река. Такая большая, что другой берег, даже было трудно увидеть. А там, на другом берегу, сразу же начинался Большой Город.
- Это Нева, - сказал Комарик, - я хорошо запомнил это название.
- Нева, Невой, но, что мы будем делать с Кузнечиком, - такую большую реку он не перелетит, - сказала Бабочка.
- А я знаю, что делать, - сказала Стрекоза.
- Что!? - воскликнул Комарик.
- Комарик, мы с тобой перенесём Кузнечика на маленьком, тонком прутике - посадим его и перенесём. Мы же с тобой - летающие. Согласен?
- Конечно, - обрадовался Комарик, - это ты здорово придумала, - и тут же, подобрав тонкий прутик, сказал: - Давай Кузнечик, держись.
Кузнечик крепко взялся лапками за прутик, а Стрекоза и Комарик, ухватив прутик с обеих сторон, взмахнув крылышками взлетели. Бабочка полетела за ними.
- Как красиво, какая большая река, как блестит вода! - восхищённо сказала Бабочка.
- Да, НЕВА огромная, особенно нам - маленьким, она такой кажется, - заметил Комарик.
- Ты что, вспомнил, что она НЕВОЙ называется? - удивилась Стрекоза.
- Да, Старый Жук так её называл, - сказал Комарик. Продолжая разговаривать долетели до середины реки и увидели Большой Город. С высоты, он был виден, особенно хорошо.
- Какой же он большой! - восхищённо произнёс Кузнечик и добавил, - о нём Старый Жук много рассказывал. Особенно, о каком-то большом и очень красивом дворце.
Вдруг Стрекоза громко воскликнула: - Я вспомнила, я вспомнила, это Петербург - так он называется. Его ещё, царь Пётр первый строил.
- По моему, царь Пётр называл город Санкт-Петербург и называл он его, в честь Святого Петра, - сказал Комарик.
- Да, да, я тоже помню - в честь апостола Святого Петра, - подтвердила Бабочка.
И вот, наконец - то берег совсем рядом. И так получилось, что прямо перед ними - огромный, красивый дворец. Решили опуститься на край его крыши.
И как только опустились, Стрекоза громко сказала: - Кузнечик, а может это тот самый большой и красивый дворец, о котором ты вспомнил, может мы, на нём сидим?
- Может и на нём, - точно, я не знаю, - сказал Кузнечик.
- А я точно знаю, что на нём - вмешался в разговор Комарик, - я хорошо помню, как Жук о нём рассказывал и ещё говорил, что его архитектор Растрелли построил и он называется ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ.
Кто, кто, ты сказал его построил? - почему-то, вдруг, заволновавшись, переспросила Стрекоза.
- Архитектор Растрелли, - повторил Комарик.
И тут, Стрекоза, высоко подпрыгнула и хлопая крылышками воскликнула: - Кузнечик, Кузнечик, ты слышал, это наш архитектор построил, наш Растрелли.
Она радовалась тому, что опять прозвучало имя Растрелли. Ей было так приятно, ведь она была знакома с Растрелли. А это так приятно, когда ты сам, лично, знаком с великим человеком. Она знала, что у людей это принято и им это нравится.
- Ну, с чего начнём, что смотреть будем? - спросила Бабочка. Все посмотрели друг на друга.
- А давайте, с ЗИМНЕГО ДВОРЦА архитектора Растрелли и начнём, - предложил Комарик.
- Раз уж мы на него приземлились, то почему бы и нет, - согласился Кузнечик.
- Я согласна, - сказала Бабочка.
- Я тоже, - согласилась Стрекоза.
Найти щель, чтобы попасть во дворец, для таких маленьких насекомых было не трудно. Внутри, дворец был огромен и красив.
- Даа, - протяжно и восторженно сказала Стрекоза, - он действительно царский дворец - я такой красоты никогда не видела - одна парадная лестница чего стоит.
И она крутила головой во все стороны, боясь, что, чего-нибудь не увидит. Остальные насекомые тоже рассматривали дворец и восхищались его красотой
- А почему никого нет, где же царица, где все остальные? - спросила Бабочка.
- Они, наверное, в своём летнем дворце, недалеко от нашего леса. Помните, мы там были, - сделал предположение Комарик.
Все согласились. Ведь это был ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ, а сейчас лето и значит, все могут отдыхать в летнем. Насекомые знали, что летом люди, любят выезжать на природу, жить в летних домиках, или дворцах - как царица. Лето тоже радовало людей и было любимо, многими. Так что, пустой дворец их не удивил.
- Ну что ж, раз никого нет, тем лучше для нас, - сказала Стрекоза, - значит, всё можем хорошо рассмотреть и нам никто мешать не будет.
Все отправились рассматривать дворец. И чего там только не было: картины, скульптуры, очень красивая мебель. В огромных залах и комнатах была удивительная посуда, вазы; да и сами залы и комнаты были очень красивыми. Потолки, стены и даже паркет во дворце, были самым настоящим произведением искусства.
Стрекоза, только успевала ахать и охать, и перелетать с места на место, чтобы смотреть и смотреть.
- Вот когда, глаза то нужны, на это чудо смотреть, - думала она. И вдруг, в одном из залов, она увидела картину. Картина была большая. Стрекоза подлетела поближе и стала её рассматривать. Она не понимала, чем привлекла её эта картина, но смотреть было очень интересно. Она вспомнила, что когда-то, в летнем дворце царицы, она видела много разных картин, но такой, как эта - среди них не было. Нет, это была, какая-то уж, очень особенная картина. Не столько глазами, сколько каким-то особым чувством, она понимала это. А чувства, никогда не обманывали её. Она давно это знала. Она смотрела и смотрела, забыв про своих друзей и вдруг, ей показалось что она, что-то вспомнила. Кажется, её память стала вспоминать, что где-то, она видела эту картину. Только вот где?
- Ну ты что, блудного сына не узнала? - услышала она голос Бабочки.
И тут подлетели Комарик с Кузнечиком и в один голос, торжественно произнесли:
- О! Блудный сын, Рембрандта. Так вот он где!
- Я вспомнила, - почти закричала Стрекоза, - это же «ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА», голландского художника РЕМБРАНДТА, я вспомнила. Как же я его, сразу то не узнала.
- Ну, такие картины забывать нельзя - это великая картина. Жук ведь много о ней рассказывал, - упрекнул Стрекозу Кузнечик.
И вдруг, повернувшись к друзьям, Стрекоза спросила: - Слушайте, а я вот забыла - так он простил своего сына или нет?
- Конечно простил. Ты что, разве не видишь - сын стоит на коленях, а отец положил руки на него и прощает, - сказал Комарик.
- Да, и в «БИБЛИИ», в притче о блудном сыне, тоже сказано, что простил, - заметила Бабочка.
- Да и вообще, прощать надо, прощение это великое дело, - согласился Кузнечик.
- Наверное, люди эту картину и любят за то, что она о прощении, - сказала Стрекоза.
- Она не только о прощении, она о многом, что волнует людей, - заметил Комарик.
- Знаете, - сказала Бабочка, - а ещё эта картина о том, что прежде, чем что-то сделать, надо подумать, надо хорошо подумать.
- Да, - согласилась Стрекоза, - если бы этот младший сын хорошо подумал и послушался отца, с ним бы такого не случилось, и не пришёл бы он такой оборванный в стоптанных башмаках.
- Это уж точно, - кивнул Комарик, - и не стоял бы на коленях, и не просил бы прощения.
- А помните, Жук говорил, что это последняя, знаменитая картина Рембрандта. Он написал её в 1669 году и в этом же году, его не стало, - вдруг вспомнил Кузнечик.
- А я помню, - сказала Бабочка, - что Жук рассказывал, что в личной жизни Рембрандт был очень несчастным.
- Как это - несчастным? - не поняла Стрекоза.
- Ну, всякого горя у него было много, - сказала Бабочка.
- А какого горя? - не унималась Стрекоза.
- Ой, не приставай, не надо сейчас об этом. Потом, как-нибудь, я тебе расскажу, - и Бабочку отвернулась и посмотрела в другую сторону.
Комарик с Кузнечиком молча слушали их диалог и в разговор не вступали. Иногда не надо мешать двум говорящим, пусть сами разберутся в своих вопросах.
- Ладно, - согласилась Стрекоза, - потом, ты мне расскажешь. И предложила: - А давайте дальше посмотрим ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ.
Насекомые отправились дальше осматривать ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ и только успевали удивляться его размерам и красоте. Наконец устав, они присели на огромной вазе и Стрекоза сказала: - Да, сотворил чудо Растрелли, наверное, на века останется.
Уж точно, на века, - согласился Кузнечик.
Они долго сидели на вазе и говорили, говорили, говорили. Они говорили об искусстве, говорили о людях, - создающих искусство, вспоминали своего учителя, который давал им когда-то знания и радовались тому, что они в БОЛЬШОМ ГОРОДЕ - ПЕТЕРБУРГЕ.
Обратный путь был тихим и спокойным. Летели молча, говорить не хотелось, слишком много эмоций они испытали. Впереди показался их лес. Приземлились на своей любимой полянке и каждый отправился к себе. Стрекоза подошла к своему домику, когда вечер уже наступил. Стали появляться первые звёзды, и она, как всегда, захотела на них посмотреть
- Да, - говорила она сама себе, - всё-таки удивительно устроен мир и чего в нём только нет: и звёзды, и человек, и искусство, и мы - насекомые. И ведь кто-то же, всё это придумал и сотворил - для чего-то. Вот я, - Стрекоза, живу себе и живу. Но раз я живу, значит, это кому-то было надо. А пока, я живу, я нужна себе.
И она вошла в свой домик, легла в свою постель и крепко заснула.
К О Н Е Ц