Дипломная работа посвящена исследованию жизни и деятельности Михаила Васильевича Фрунзе – выдающегося военачальника и государственного деятеля, сыгравшего ключевую роль в становлении Советского государства. В работе рассматривается многогранная деятельность М.В. Фрунзе в годы революций, Гражданской войны и послевоенного восстановления страны. Особое внимание уделяется его вкладу в победу над противниками Советской власти на Восточном и Южном фронтах, дипломатической деятельности в Турции, а также проведению военной реформы 1924-1925 гг. На основе широкого круга источников, включая архивные документы, мемуары и публицистику, анализируются лидерские качества, военный талант и политические взгляды М.В. Фрунзе. В работе обосновывается актуальность изучения его политического портрета в контексте формирования советской политической элиты и становления внешне- и внутриполитического курса СССР. Исследование позволяет по-новому взглянуть на роль личности М.В. Фрунзе в истории России и способствует объективному пониманию сложного и противоречивого периода начала XX века.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Дипломные работы по истории. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Становление М.В. Фрунзе как политического и военного деятеля Советской России
1.1. Начало революционной деятельности
1.2. Роль в установлении советской власти на местах после Октябрьской революции
Глава 2. Участие М.В. Фрунзе в Гражданской войне (1918-1921 гг.)
2.1. Участие в боевых действиях на Восточном фронте и Туркестанском фронтах РККА (июль 1918 г. – сентябрь 1920 г.)
2.2. Командование Южным фронтом РККА (июнь-ноябрь 1920 г.)
Глава 3. Политическая (военная, дипломатическая) деятельность М.В. Фрунзе после Гражданской войны
3.1. Военно-дипломатическая работа в Турции
3.2. М. В. Фрунзе и проведение военной реформы (1924-1925) 52
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность данной работы обусловлена, прежде всего, огромным значением личности М.В. Фрунзе в отечественной истории на её переломном этапе – в годы революций, Гражданской войны и послевоенного восстановления страны, формирования основных институтов молодого советского государства. На сегодняшний день, в постсоветской России, по-прежнему актуальным является изучение (с привлечением новых и рассекреченных архивных документов) процесса формирования советской политической элиты, прежде всего прослойки высших партийных деятелей и представителей советской власти, профсоюзов. Одним из ярких представителей руководства РСФСР и СССР был М.В. Фрунзе, который сыграл ключевую роль в победе Советской власти в Гражданской войне, послевоенном восстановлении правопорядка и возрождения экономики на территории Советской Украины, налаживании дипломатических отношений с послевоенной Турцией и, наконец, военной реформы. Каждый из этих аспектов его деятельности интересен и сейчас. Во-первых, очень актуально было бы сейчас, в условиях СВО, изучение опыта боевых действий М.В. Фрунзе на Украине в конце Гражданской войны, его работы с гражданским населением, пресечением националистических устремлений в среде украинцев и привлечения на свою сторону нейтральной части украинских граждан. Этот опыт был представлен в его мемуарных и военно-теоретических произведениях.
Во-вторых, изучение успешного опыта при установлении и развитии дипломатических отношений с ближайшими соседними государствами в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки, когда страна подвергалась крайне жесткому экономико-политическому давлению со стороны западных стран, что мы можем наблюдать и сейчас.
В-третьих, это его успехи в области военной теории и военного строительства, что позволило в крайне сложной экономической обстановке не только сохранить основу вооруженных сил но и успешно развивать военно-технический потенциал армии и флота, при существенной экономии бюджетных средств. Сейчас, в условиях санкций, этот опыт крайне востребован.
Эти аспекты актуальности объединяются под эгидой главного вопроса о причинах победы советской власти, поражения её внешних и внутренних врагов, а также укрепления Советской Росси в дальнейшем, как во внутриполитических вопросах, так и на международной арене. Причины эти многообразны, но одной из основных, несомненно, можно считать роль исторических персоналий, военно-политических лидеров, которые смогли мобилизовать все возможные ресурсы, увлечь за собой массы и одержать в итоге множество побед. Это тезисы полноценно относятся и к М.В. Фрунзе – одному из самых успешных и эффективных командиров РККА, внесшему наиболее весомы вклад в «победу Революции», разгрому противников советской власти на востоке и юге, восстановлению экономики, укреплению оборонной мощи страны в ходе эффективных военных реформ.
К этому следует добавить и факт загадочной смерти наркома Фрунзе в самом расцвете сил и на пике политической карьеры. Это дает повод многим современным публицистам публиковать различные альтернативные пути развития советского государства в случае его возможного прихода к власти в ходе внутрипартийной борьбы середины 1920-х годов, где он олицетворял «третью силу» – между лагерями Сталина и Троцкого, в статусе «красного Бонапарта», возможного военного диктатора [Громов, 2017].
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Политический портрет М.В. Фрунзе» актуальна, особенно на фоне мнения профессора А.В. Ганина, который указал, что на сегодняшний момент нет ни одной современной полноценной объективной научной биографии советских военных руководителей высшего звена (Ворошилова, Буденного, Фрунзе и др.) [Ганин, 2020]. Таким образом, любое обращение к теме их биографий соответствует интересам и задачам современной российской исторической науки.
Историография вопроса. Литература, посвященная М.В. Фрунзе, достаточно обширна, однако большая её часть рассматривает биографию наркома сквозь призму его участия в Гражданской войне, так как это был наиболее значительный этап его биографии. Личность М.В. Фрунзе всегда вызывала интерес в обществе на всех этапах его развития, что нашло отражение и в историографии. В историографическом обзоре заявленной темы можно выделить два этапа:
- советский (1918-1992 гг.);
- постсоветский (современный) (с 1992 года по настоящее время).
1) Советский этап. Главным итогом изучения Гражданской война в советский период стало формирование мифа о «непобедимой и легендарной», «доблестной Красной армии», её выдающихся самородках-командирах (в том числе и Фрунзе) и отважный бойцах. Идеализация лагеря большевиков сочеталась с обличением, очернением и огульной критикой противоположного лагеря. События Гражданской войны рассматривались в связи с иностранной интервенцией, которая рассматривалась как сила, инициировавшая войну и до последнего поддерживавшая белое движение и любые антисоветские силы. Это общие черты, но целесообразно в этом большом по времени этапе выделить 3 подэтапа:
– «досталинский» (1920-е годы);
– «сталинский» (1930-1950-е годы);
– позднесоветский (1960-1980-е годы).
Рассмотрим их подробнее.
«Досталинский» (1920-е годы). Он характеризовался тем, что в это время вышло много литературы из-под пера непосредственных участников событий. Причем не только мемуарной, но историко-аналитической. Это работы Ворошилова, Троцкого, Фурманова (дивизия Чапаева, где он служил комиссаром, была в составе 4-й армии Фрунзе) и т.д. Их особенностью было полное и еще нетенденциозное освещение событий и их относительно объективный анализ. Также в это же время публиковались работы «военспецев» из царской армии, перешедших на сторону красных. Такими были В.К. Триандофиллов и Н. Какурин, которые позволяли себе даже критику советских военных операций и военачальников. Указанные авторы, в частности, успехи армии М.В. Фрунзе на Восточном фронте считали заслугой таких же «военспецев» при её штабе. В. Триандофиллов при анализе операции по захвату Крыма главную роль отводил многократному численному перевесу РККА над белыми, отмечая «отсутствие военного искусства» со стороны Красной армии и Фрунзе, в частности.
«Сталинский» (1930 – 1950-е годы). В сталинские годы внимание к персоне М.В. Фрунзе повысилось, так как он не был замечен в дружеских связях с врагами Сталина, в том числе с Троцким и Тухачевским. Поэтому образ М.В. Фрунзе всячески приукрашивался, он обозначался как выдающийся стратег, который двинул вперед советскую военную мысль, стратегию развития РККА, и только враги советской власти в лице Тухачевского исказили его идея и снизили боеспособность армии и обороноспособность страны. Активно публикуются труды М.В. Фрунзе, его мемуары и публицистические работы [Фрунзе, 1937].
Отдельно следует отметить изучение историками военной реформы 1924-25 годов, которую столь успешно начал реализовывать именно М.В. Фрунзе. В рассматриваемый период эту тему практически одновременно изучали сразу два историка. В 1953 г. Н.В. Афанасьев опубликовал свою монографию (ленинградская школа), а вот книга И.Б. Берхина (т.н. «московская школа») задержалась в публикации до 1958 г. Однако именно это исследование и стало своеобразным основой, определившей главные направления советской историографии в отношении армейской реформы в целом. Подавляющее большинство отечественных историков опирались в качестве базиса именно на монографию Берхина, которая фактически «закрыла тему», предложив на базе огромного количества архивных материалов исчерпывающую характеристику реформы. После её опубликования военная реформа перестала рассматриваться в качестве предмета исследования не только в монографическом формате, но даже и в статьях.
Позднесоветский (1960-1980-е годы). Тут наблюдается некоторый отход от героизации советских командиров, публикуются солидные многотомные издания и коллективные монографии.
Очень большой вклад в изучение Гражданской войны внесли авторы многотомного издания «История КПСС», в которой, правда, основной акцент был сделан на партийное руководство РККА, политические усилия ВКП (б) по распространению революционного движения в мире по линии Коминтерна. Все военные руководители, в том числе и М.В. Фрунзе, были представлены и характеризовались, прежде всего, как преданные коммунисты, которые сформировали идеологическую основу Красной армии. Там была предложена «классическая» периодизация Гражданской войны, которая предусматривала три этапа:
- май – ноябрь 1918 г.;
- ноябрь – май 1918 г.;
- март – ноябрь 1920 г.
В 1960-е гг. и в дальнейшем происходит постепенный отход оценок сталинского периода, когда вся история Гражданской войны была увязана с иностранной интервенцией, которая и считалась главной силой контрреволюционного движения. В седьмом томе академического издания «Истории СССР» были опубликованы главы не только по военной истории Гражданской войны, но и о социально-экономических и культурных процесса в стране в эти годы, то есть был произведен комплексный анализ развития Советской России в эти тяжелейшие годы. На основе огромного числа архивных источников, многие из которых вводились в научный оборот впервые, был дан комплексный анализ строительства советских вооруженных сил и роли М.В. Фрунзе, С.М. Буденного и других полководцев в их создание и развитие [Директивы Главного командования Красной Армии, 1969; Советские вооруженные силы, 1985].
Следующей значимой вехой в изучении Гражданской войны стали 1980-е гг. Именно тогда были опубликованы два тома «Гражданская война в СССР», а 1983 г. появилось энциклопедическое издание «Гражданская война и интервенция в СССР», в которой была представлена история Советской России через призму социально-экономических процессов на основе введенных в научный оборот новых источников, и биографических материалов крупнейших деятелей Советской России. Тогда практически отсутствовали публикации о противниках большевиков, а их деятельность подвергалась огульной критике. Тем не менее, к концу 1980-х готов в нашей стране было выпущено более 15 тыс. книг о Гражданской войне [Голдин, 2019], но рассматриваемые в них различные аспекты этого события оценивались однобоко. Именно тогда было опубликовано несколько крупных исследований биографического характера о М.В. Фрунзе, в которых он рассматривается как «любимец народа, его признанный герой», детально анализируется его вклад в победы РККА на фронтах Гражданской войны, в военное строительство и дается сугубо положительная оценка его многогранной деятельности [Архангельский, 1970]. Работа генерал-майора Советской Армии М.А. Гареева стала исчерпывающим исследованием военных операций РККА под руководством М.В. Фрунзе, который оценивался как самых выдающийся командир Красной армии за весь период Гражданской войны [Гареев, 1985].
В период «перестройки» конца 1980-х гг. произошла, по выражению М.С. Горбачева «переоценка ценностей», особенно событий Октябрьской революции 1917 г. и Гражданской войны. В то время впервые с 1920-х годов стали появляется публикации с критикой советской власти, её деятельности и деятелей. В большинстве работ относительно немного внимания отводилась заслугам конкретных политиков и военачальников, упор делался на анализ социально-экономических процессов, общественно-политической обстановки в стране и на её границах [Бобылев, 1987].
2) Постсоветский (современный) этап (с 1992 года по наши дни). Этот этап характеризуется полным отходом от идеологических клише советского времени, на повестку исторических исследований выходят запретные ранее темы: состав, организация, структура и цели антибольшевистского лагеря, проблемы террора и крестьянских восстаний и др. Поэтому объективных исторически выверенных биографий советских лидеров и не создано до сих пор. Много внимания уделяется местным особенностям протекания Гражданской войны. Однако в связи со столетием войны активизировались и ученые-историки. Было проведено много конференций и опубликованы солидные монографии по широкому кругу вопросов Гражданской войны, которые мы использовали в своей работе [Голдин, 2019; Гагкуев, 2020].
Определенное внимание уделяется сейчас и военно – политическим лидерам белого, так и красного движения. Таковыми можно считать публикации известных журналистов и публицистов Л.М. Млечина и С.С. Орлова. Первый в своей работе посвятил значительную часть книги исследованию не столько военных заслуг и достижений М.В. Фрунзе, сколько его политико-административной работе, и, особенно, его участию в борьбе за высшую власть в стране после смерти В.И. Ленина. Анализировались и его отношения с И.В. Сталиным, делался вывод о его высоких шансах занять пост генсека ЦК ВКП (б) и выдвигалось предположение о криминальном характере смерти наркома на операционном столе, в чем, по мнению автора, был максимально заинтересован именно Сталин [Млечин, 2014; Громов, 2017].
С.С. Орлов много внимания уделил участию М.В. Фрунзе в организации и проведению «красного террора», как на ярославщине в 1918 году, так и в Крыму в 1920 г. [Орлов, 2019].
Таким образом, приведенный анализ имеющейся литературы по заявленной теме позволяет сделать вывод о том, что в историографии по теме Гражданской войны осталось еще много нерешенных и недостаточно исследованных вопросов. Например, тема террора (красного, белого, зеленого), роли интервенции и её влияния на ход военных действий и др. [Гагкуев, 2020]. Среди них, конечно же, значимо изучение роли отдельных лидеров Советской России в Гражданской войне и их вклада в победу Красной Армии на всех театрах боевых действий.
Объектом исследования является историческая фигура М.В. Фрунзе как выдающегося государственного деятеля периода становления Советской государства.
Предметом исследования является военно-политическая деятельность М.В. Фрунзе в военном, дипломатическом и политическом аспектах.
Цель исследованиясостоит в изучении роли М.В. Фрунзе и выявлении роли в становлении Советского государства, формирования его внешне– и внутриполитического курса, формирования его политического портрета.
Задачи исследования:
1) Выявить причины и особенности вовлечения М.В. Фрунзе в революционную деятельность;
2) Определить роль М.В. Фрунзе в установлении советской власти на местах после Октябрьской революции;
3) Проанализировать роль М.В. Фрунзе в боевых действиях на Восточном фронте и Туркестанском фронтах РККА (июль 1918 г. – сентябрь 1920 г.);
4) Проанализировать роль М.В. Фрунзе в командовании Южным фронтом РККА (июнь-ноябрь 1920 г.);
5) Выявить особенности военно-дипломатической деятельности М.В. Фрунзе в Турции;
6) Определить роль М. В. Фрунзе и проведение военной реформы (1924-1925 гг.).
Хронологические рамки охватывают период с 1904 до 1925 года, то есть, с момента начала осознанной революционной деятельности М.В. Фрунзе и до его трагической смерти 31 октября 1925 г.
Источниковая база исследования базируется на различных типах источников:
1) Материалы официального делопроизводства, к которым относятся приказы, распоряжения и директивы Реввоенсовета, Совета народных комиссаров РСФСР, командарма М.В. Фрунзе [КПСС о вооруженных силах, 1981]. Особо интересен сборник «Директивы Главного командования Красной Армии (1917-1920)» подготовлен Центральным государственным архивом Советской Армии. В нем впервые наиболее полно собраны документы Главного командования Красной Армии за октябрь 1917-1920 гг. Особый интерес представляют публикуемые в сборнике военные документы В. И. Ленина и ЦК партии, характеризующие стратегическое руководство военными действиями РККА в суровые годы иностранной военной интервенции и гражданской войны Фрунзе [Директивы Главного командования, 1969]. Документы о партийном руководстве действиями РККК в годы, последовавшие за Гражданской войной и в межвоенный период, представлены в объемном сборнике «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923–1928 гг.», в котором собраны официальные документы РКП (б), касающиеся строительства советских вооруженных сил, их модернизации и реформирования в дальнейшем [Реформа в Красной армии, 2006].
2) Источники личного происхождения. Данный вид представлен мемуарами как самого М.В. Фрунзе, так и его соратников на фронтах Гражданской войны (например, советских военных деятелей, таких как С.Лазо, маршалов Советского союза Буденного, Ворошилова, руководителя личной охраны М.В. Фрунзе – Дьёркеи и др.) [Буденный, 1973; Ворошилов, 1939; Дьёркеи, 1963.]. Они позволяют раскрыть личностные аспекты жизни и деятельности М.В. Фрунзе на различных этапах его карьеры. Дают возможность понять мотивы принятия очень сложных военно-политических и управленческих решений [М. В. Фрунзе. Воспоминания друзей, 1985].
Методы исследования. В работе применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия), а также специальные. С помощью историко-сравнительного метода производилось сравнение организации и проведения военных мероприятий на различных фронтах Гражданской войны, в том числе и под командованием М.В. Фрунзе, делались выводы об их результативности и эффективности. Историко-системный метод применялся при анализе причинно-следственных связей между организацией работы тыла во вверенных М.В. Фрунзе соединениях, проведением агитационно-пропагандистских мобилизационных мероприятий на подконтрольных территориях и боевыми их успехами на фронтах Гражданской войны. Историографические методы, такие как метод ценностного подхода, позволили выделить те идеи и факты, которые имеют значение для современной исторической науки; внутренняя и внешняя критика источника. Биографический метод – биографический анализ личности на основе опубликованных личных документов (биографическое исследование жизненного пути в конкретных исторических условиях).
При работе со статистическими данными использовался метод количественного анализа (например, при рассмотрении снабжения войск РККА под началом М.В. Фрунзе).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Становление М.В. Фрунзе как политического и военного деятеля Советской России
1.1. Начало революционной деятельности
Михаил Васильевич Фрунзе по праву считается одним из самых успешных и эффективных военачальников РККА, который сделал за относительно короткий срок стремительную карьеру от простого партийного агитатора до председателя Реввоенсовета и народного комиссара по военным и морским делам (26.01.1925). Ключевой точкой этого восхождения к вершинам власти стала его командная деятельность на ключевых фронтах РККА в годы Гражданской войны, где он сумел одержать ряд крупных и очень значимых побед над очень грамотными белогвардейскими полководцами, профессиональными военными (адмирал Колчак, генерал Врангель), не говоря уже о бандах басмачей в Средней Азии. В то же время ряд историков указывали, что собственно военными операциями руководили бывшие офицеры царской армии, перешедшие на сторону красных [Бакланова, 2013] (таким был приближенный к М.В. Фрунзе бывший генерал Федор Новицкий, а также подпоручик Константин Авксентьевский) [Архангельский, 1970]. Однако невозможно отрицать организационный таланы Фрунзе, его харизму, коммуникабельность и умение подбирать правильных людей на определенные должности.
К середине 1918 года, когда был отмечен наиболее сложный для Советской власти период Гражданской войны, когда со всех направлений на молодую республику наступали войска внешних и внутренних врагов, именно его усилиями ситуация была переломлена. К тому времени М.В. Фрунзе уже был на достаточно высокой должности во власти, пользовался доверием верхушки ВКП (б) в лице и Ленина, и Троцкого. Разумеется, его успехи были обусловлены его личными качествами и преданностью «делу Революции» [Троцкий, 1973].
Родился М.В. Фрунзе на окраине огромной империи, в 1885 году в Семиреченской области (г. Пишпек – это нынешний Бишкек в современной Киргизии). Происходил он из служащих – отец был фельдшером. Однако сам нарком указывал в анкетах свое крестьянское происхождение (по матери), что было ближе партии и не вызывало лишних вопросов. Он рано потерял отца, и мать в одиночку воспитывала пятерых детей: двух сыновей и трех дочерей. Она сумела дать всем достойное образование. Михаил окончил гимназию г. Верного (ныне г. Алматы в Казахстане) (1904 г.). Уже там он активно посещал «кружки самообразования», на заседаниях которых наряду с освещением гуманитарных вопросов обсуждались и элементы политэкономии. Это придавало занятиям с течением времени всё более революционный характер: благодаря политическим ссыльным и студентам на них читались фрагменты произведений марксистов: Плеханова и Ленина. Сам М.В. Фрунзе позже писал, что первое знакомство с революционными идеями получил в гимназии, при посещении кружков самообразования [Гамбург, 1962].
Глава 2. Участие М.В. Фрунзе в Гражданской войне (1918-1921 гг.)
2.1. Участие в боевых действиях на Восточном фронте и Туркестанском фронтах РККА (июль 1918 г. – сентябрь 1920 г.)
С назначением М. В. Фрунзе на пост командарма начинается новая страница его биографии. На Восточном фронте М. В. Фрунзе подготовил и успешно осуществил наступательную операцию (контрудар по Колчаку), которая вошла в учебники по истории военного искусства.
В войсках армии М. В. Фрунзе застал тяжелую обстановку. Они были плохо вооружены, засорены враждебно настроенными людьми. Кое-где произошли крестьянские восстания, инспирированные эсерами. Были случаи неповиновения, отказа от выполнения приказов на наступление. Части и соединения напоминали полупартизанские формирования, в которых отсутствовали элементарный порядок и воинская дисциплина.
Михаил Васильевич потребовал от командиров и политработников принять срочные меры к тому, чтобы из полупартизанских формирований создать дисциплинированные регулярные части РККА.
Среди особо срочных и важных мер, предпринятых командармом для повышения боеспособности войск, было укрепление командных кадров. Главным критерием назначения на должность была в понимании М.В. Фрунзе верность партии, поэтому он смело выдвигал на командные должности людей из народа. По его инициативе было произведено продвижении на командные посты легендарного начдива В. И. Чапаева. Он прославился еще по боям 1918 г. После Военной академии РККА, Фрунзе, оценив его организаторские и командирские таланты Чапаева, назначил его командиром Алгайской группы, а затем начальником 25-й стрелковой дивизии.
Также М. В. Фрунзе привлекал к работе царских военных специалистов, служившим в РККА. Так, помощником М. В. Фрунзе стал Ф. Ф. Новицкий – бывший царский генерал, поступивший на службу в Красную Армию. Высоко оценив его деловые качества по совместной работе в штабе Ярославского военного округа, Фрунзе добился перевода Новицкого на должность начальника штаба 4-й армии. Считается, что именно на нем и лежала вся работа по планированию и проведению военных операций. Такие примеры мы наблюдаем и на других фронтах Гражданской войны. Например, при организации обороны красного Царицына главную роль в проведении военной составляющей операции легла полковника Снесарева, который возглавлял штаб группировки, его защищавшей под общим руководством И.В. Сталина [Хаген, 1990]. Хотя по воспоминаниям самого Новицкого оборонительных операциях 4-й армии против Колчака М. В. Фрунзе показывает пример творческого, новаторского подхода к решению боевых задач. Он выступал за ведение маневренных действий. Даже в период тяжелых оборонительных боев Фрунзе активно маневрировал войсками и наносил решительные контрудары на неожиданных направлениях М.В. Фрунзе [Воспоминания, 1965].
В труднейших условиях Фрунзе сумел подготовить и успешно провести операцию по разгрому белогвардейских войск у станицы Сломпхинской и г. Лбищенска Уральской области. Своими успешными действиями он снова обратил на себя внимание В. И. Ленина. После формирования Южной группы войск Восточного фронта, на которую возлагалась задача остановить наступление Колчака, перейти в контрнаступление, командующим назначили М. В. Фрунзе.
К весне 1919 Колчаку при материальной помощи стран Антанты и Японии удалось создать сильную армию: 143 тыс. чел., 1330 пулемётов, 210 орудий. Им противостояли силы Восточного фронта РККА: 100 тыс. чел., 1882 пулемёта, 334 орудия. В феврале 1919 советские войска 5-й, Туркестанской и 1-й армий Восточного фронта теснили колчаковцев, но наступающие войска 5-ой армии имели большой некомплект.
Список источников и литературы
Источники
1. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. М.: Воениздат, 1959. – 553 с.
2. Будённый, С. М. Пройдённый путь. Книга третья: М.: Воениздат, 1973. – 408 с.
3. Ворошилов, К. Е. Сталин и Красная армия. М.: Воениздат, 1939. – 96 с.
4. Директивы Главного командования Красной Армии (1917-1920). Сб. документов. – М.: Воениздат, 1969. – 586 с.
5. Дьёркеи, Е. Рядом с Фрунзе. М.: ВИ МО СССР, 1963. – 102 с.
6. КПСС о вооруженных силах СССР. Документы. 1917 – 1981.– М.: Воениздат, 1981 – 523 с.
7. М. В. Фрунзе. Воспоминания друзей и соратников. М., 1965.
8. Лазо, С. Воспоминания и документы. М.: ГИ «История Гражданской войны», 1938. – 218 с.
9. Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923–1928 гг. В 2 кн. Кн. I. М.; СПб.: Летний сад, 2006
10. Фрунзе, М.В. Автобиография// Фрунзе М.В. О молодежи. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1937. – С. 5 -13.
11. Фрунзе, М. В. Единая военная доктрина и Красная армия. М.: Воениздат НКО СССР, 1941. – 22 с.
12. Фрунзе, М. В. Избранные произведения.– М.: Воениздат, 1984 – 559 с.
13. Фрунзе, М. В. Пятая годовщина Советской власти. – М.: Госполитиздат, 1960. – 51 с.
Литература
1. Архангельский, В.В. Фрунзе. ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 509 с.
2. Афанасьев Н.В. Военная реформа 1924–1928 годов. Учеб. Пособие. – Л.: б/и, 1953. – 68 с.
3. Бакланова, И.С. К вопросу о полководческих талантах М.В. Фрунзе: по советской военно-исторической литературе 20-х гг.// Научный вестник МГТУ ГА. – 2013. – №191. – С. 13 – 18.
4. Березов, П.И. Михаил Васильевич Фрунзе(1885-1925). М.: Изд-во и тип. изд-ва «Моск. Рабочий», 1947. – 112 с.
5. Берхин, И.Б. Военная реформа в СССР (1924-1925 гг.). – М.: Воениздат, 1958. – 460 с.
6. Гагкуев, Р.Г. Проблемы изучения Гражданской войны в России: сегодня и завтра // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020. № 4. С. 5–8.
7. Гамбург, И.К. М.В. Фрунзе. Жизнь и деятельность. М.: Госполитиздат, 1962. – 342 с.
8. Гареев, М.А. М. В. Фрунзе – военный теоретик: взгляды М.В. Фрунзе и современная военная теория / М. А. Гареев. – Москва: Воениздат, 1985. – 448 с.
9. Голдин, В. И. Гражданская война в истории России: историография, современные подходы, подготовка нового академического издания // Новейшая история России. 2019 Т. 9, № 3 С. 758–774.
10. Голдин, В.И. Гражданская война в России: итоги изучения, современное состояние исследования, проблемы // Международная интервенция и Гражданская война в России и на Русском Севере: ключевые проблемы, историческая память и уроки истории: сб. материалов международной научной конференции / сост. В.И. Голдин, Г.С. Рагозин. М.: Пятый Рим (ООО «Бестселлер»), 2020. – С. 11 – 26.
11. Ганин, А.В. Итоги и перспективы историографии Гражданской войны в России // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020 № 4 С. 8–10.
12. Громов, А.Б. Нарком Фрунзе. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc35528094_523669794?hash=qmno9y5Iosvv9eZkrezwDP2iQWGyLhzLraJaiIeTlKg
13. Жарков, В.В. Военная реформа (1924-1928 гг.) и политическая работа в красной армии. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voennaya-reforma-1924-1928-gg-i-politicheskaya-rabota-v-krasnoy-armii/viewer
14. Ивашов, Л.Г., Емелин, А.С. Опыт военной реформы 1924-1925 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://militaryarticle.ru/voennaya-mysl/1991-vm/8424-opyt-voennoj-reformy-1924-1925-godov
15. Козлов, М.М. Вклад М.В. Фрунзе в развитие советского военного искусства // Военная мысль. – 1985. № 2. – С. 41– 49.
16. Кулишова Л.В. Жизнь и деятельность М.В. Фрунзе. Краткий очерк. Фрунзе, Кыргызстан, 1982.
17. Млечин, Л.М. Фрунзе. ЖЗЛ. – Москва: Молодая гвардия, 2014. – 267 с.
18. Мухин, М.Ю. Военная реформа 1924-1928 гг. в СССР // Вестник ТвГУ. – Серия «История». – 2022. – №1 (61). С. 28-43.
19. Орлов, С.С. Михаил Фрунзе. Неизвестный палач. [Электронный ресурс]. URL: https://sergey-orlov.livejournal.com/99018.html
20. Советские Вооруженные Силы, 1918-1988 Страницы истории: Вопросы и ответы./ Бобылев П. Н. – М.: Политиздат, 1987. – 415 с.
21. Советские вооруженные силы. История строительства. – М.: Воениздат, 1985. – 387 с.
22. Троцкий Л. Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl026.htm.
23. Троцкий Л. Д. О мобилизации индустриального пролетариата, трудовой повинности, милитаризации хозяйства и применении воинских частей для хозяйственных нужд) [Электронный ресурс]. URL: http://www.zhurnal.ru/magister/library/trotsky/trotl544.htm.
24. Фрунзе М. В.: Военная и политическая деятельность. – М.: Воениздат, 1984. – 275 с.
25. Хаген, М. Армия и общество в 20-е гг./ М. Хаген // Военно-исторический журнал. – 1990. – № 12– С. 53 – 60.
26. Цветков В. В. Восстание на Ярославской земле // Ярославское восстание. Июль 1918. Ярославль: Издательство «Посев», 1998. – С. 5-14.