Найти тему

Стратегическое продвижение мясоперерабатывающих предприятий на розничном рынке колбасных изделий (на примере "Наш продукт"). Диссертация.

Оглавление

Магистерская диссертация посвящена актуальной теме стратегического продвижения мясоперерабатывающих предприятий на розничном рынке колбасных изделий. Актуальность исследования обусловлена высокой конкуренцией на рынке, снижением рентабельности отрасли и сокращением доходов населения, что делает разработку эффективной стратегии продвижения ключевым фактором успеха для предприятий. Целью работы является разработка научных положений и практических рекомендаций по стратегическому продвижению продукции мясоперерабатывающего предприятия на розничном рынке колбасных изделий.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Сущность и значение стратегии продвижения продукции предприятия как экономической категории

1.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия и продукции

1.3. Формирование и реализация стратегии продвижения продукции на мясоперерабатывающих предприятиях

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ООО «НАШ ПРОДУКТ»

2.1. Особенности развития мясоперерабатывающей отрасли РФ

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Наш продукт»

2.3. Стратегический анализ ООО «Наш продукт»

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ООО «НАШ ПРОДУКТ»

3.1. Разработка рекламной кампании по популяризации бренда в стратегии продвижения продукции ООО «Наш продукт»

3.2. Оценка эффективности от предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одной из ключевых теоретико-методических и прикладных проблем современной экономической науки является обеспечение эффективности функционирования отечественных предприятий на основе стратегического управления. Использование стратегического управления является важной предпосылкой обеспечения надлежащего уровня экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий – участников процессов производства и обмена продукции, социально-технологического прогресса, а также фактором национальной безопасности и одним из условий успешной государственной внутренней и внешней политики.

Мясоперерабатывающая промышленность является одной из наиболее и значимых отраслей пищевой промышленности. Мясные продукты и колбасные изделия исторически занимают центральное место в рационе российских потребителей и являются социально значимыми. Обеспеченность населения в полном объеме качественной продукцией является вопросом продовольственной безопасности страны. Проведенные исследования свидетельствуют, о снижении объемов валового производства, что обусловлено сокращением поголовья скота и снижением рентабельности производства. С усилением конкуренции на внутреннем рынке и снижением уровня доходов населения, предприятиям сложнее эффективно производить и реализовывать продукцию, потому принципиально важной является разработка действенного механизма стратегического продвижения предприятий на розничном рынке колбасных изделий.

Степень разработанности темы. Весомый вклад в развитие теории и методологии стратегического управления предприятиями освещены в научных трудах известных отечественных и зарубежных ученых, среди которых: Р. Акофф, И. Ансофф, Ю. Н. Белугин, Ю. Н. Васильев, О. С. Виханский, А. А. Воронов, Ф. Котлер, И. В. Котляревская, А. Н. Мардас, В. Н. Наумов, А. Н. Олейник, М. Портер, И. А. Сбоева, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. А. Фатхутдинов и др.

Несмотря на научную значимость предыдущих исследований, следует отметить, что остаются недостаточно развитыми теоретико-методические наработки в области стратегического продвижения мясоперерабатывающих предприятий на розничном рынке, а именно механизм выбора эффективной конкурентной стратегии в условиях неопределенности внешней среды вызывает необходимость исследования и определяет выбор цели и постановку задач магистерской диссертации.

Целью магистерской диссертации является разработка научных положений и практических рекомендаций из стратегическому продвижению продукции предприятия на розничном рынке колбасных изделий.

Реализация цели диссертационной работы обусловила следующие задачи исследования:

- раскрыть сущность и значение стратегии продвижения предприятия как экономической категории;

- структурировать методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;

- изучить процесс формирования и реализации стратегии продвижения на мясоперерабатывающих предприятиях;

- исследовать особенности развития мясоперерабатывающей отрасли РФ;

- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «Наш продукт»;

- определить стратегический вектор развития ООО «Наш продукт»;

- разработать механизм выбора эффективной стратегии продвижения ООО «Наш продукт» на розничном рынке колбасных изделий;

- провести оценку влияния избранной стратегии продвижения на эффективность деятельности ООО «Наш продукт», с целью определения изменения вектора стратегического развития.

Объектом исследование являются процессы формирования и реализации стратегии продвижения ООО «Наш продукт».

Предметом исследования является совокупность теоретико-методических и практических аспектов стратегического продвижения предприятия на розничном рынке колбасных изделий.

Методы исследования. Теоретической и методической основой исследования послужили труды ученых-экономистов по проблемам стратегического продвижения предприятий, научные положения экономической теории и менеджмента.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

- монографический метод (при исследованные процессов стратегического продвижения), терминологический (при подходов к определению терминов "конкурентоспособность продукции", "конкурентоспособность предприятия", "управления конкурентоспособностью предприятия" "стратегия продвижения");

- обобщения и научной абстракции (при разработке механизма выбора эффективной стратегии продвижения);

- системного подхода (при комплексном исследованы стратегического управления, действующего в системе рынка колбасных изделий);

- анализа и синтеза (при обосновании теоретических положений и принципов формирования механизмов стратегического продвижения);

- статистических методов обработки данных, метода группирования, факторного анализа (для представления современного состояния и тенденций развития ООО «Наш продукт»);

- метода логического обобщения (при проведении оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия).

Научная новизна полученных результатов исследования заключается в обосновании теоретико-методических основ и разработке практических рекомендаций по управлению конкурентной стратегией мясоперерабатывающих предприятий.

Наиболее важные результаты, полученные в процессе исследования, и их научная новизна заключаются в следующем:

1) Уточнена сущность понятий:

- «конкурентная стратегия мясоперерабатывающих предприятий», которое определено как комплекс действий высшего руководства и инструментов, которые нацелены на расширение и защиту существующей доли рынка предприятия, повышения его доходности в долгосрочной перспективе путем обеспечения устойчивости позиций во внешней среде благодаря эффективному использованию внутренних ресурсов, привлечению новых клиентов, постоянному мониторингу и реагированию на изменения в макро – и микроокружени оперативнее конкурентов;

- «миссия мясоперерабатывающих предприятий», которая по нашему мнению, заключается в производстве широкого ассортимента высококачественной безопасной продукции для удовлетворения потребностей населения и обеспечения полноценного питания с целью сохранения здоровья нации и создания положительного имиджа компании на рынке, что обеспечит ее конкурентоспособность;

2) Структурированы методы оценки конкурентоспособности, в основу которых положены разновекторные критерии, отличающиеся от существующего инструментария проведения стратегического анализа, что позволяет осуществить обоснованный выбор конкурентной стратегии;

3) Выявлена ключевая особенность методического инструментария стратегического анализа мясоперерабатывающей отрасли РФ, которая является заключается в активном использовании методов анализа внешней среды и матричных методов.

4) Усовершенствован научный подход выбора направления стратегического вектора развития мясоперерабатывающих предприятий. Принципиальным отличием предложенного автором подхода является оценка параметров привлекательности отрасли, стабильности среды, финансового положения и конкурентоспособности предприятий.

Информационную базу исследования представляли законодательные и нормативно-правовые акты РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, данные Росстата, годовая отчетность ООО «Наш продукт» за 2020-2023 гг., монографии, научные публикации, информационные данные сети Интернет, собственные наблюдения автора.

Практическая значимость полученных результатов. Основные выводы и практические рекомендации магистерской диссертации могут быть применены в практике ООО «Наш продукт» для обеспечения разработки стратегии продвижения продукции компании на основе работы с ключевыми клиентами. Рассчитан экономический эффект от внедрения рекламной кампании в систему продвижения бренда предприятия на рынке.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Сущность и значение стратегии продвижения продукции предприятия как экономической категории

Стратегия продвижения любой продукции требует участия группы профессионалов, узких специалистов в разных отраслях. Всесторонний анализ во время упорядочивания стратегии эффективного продвижения позволяет не упустить ни одной важной детали. Маркетинговая стратегия продвижения выявляет конкурентные преимущества товара, структуру рынка и тенденции его развития, принципы ценообразования. По итогам стратегии продвижение продукции будет установлен и обоснован способ ценового и целевого позиционирования. Во время упорядочивания стратегии продвижения товара или бренда рынка будут определены возможности конкурентов, отношения компании с клиентами, и партнерами, анализ сильных и слабых сторон компании. Стратегия продвижения любого продукта – это скрупулезный анализ составляющих, в котором нет пустяков или незначительных пунктов. Важно все: начиная с названия компании, создания логотипа до определения корпоративного стиля, и рекламных каналов.

Выбор стратегии продвижения связан с такими факторами, как: тип товара, отрасль, тип целевой аудитории и др.[1]

Целью данной стратегии являются: исследование и расширение рынка, повышение уровня осведомленности потребителей о товаре.

М. Р. Хачукова выделяет:

- стратегию адаптации продукта к рыночным условиям – проведение всесторонних исследований, фокус-групп;

- стратегию тестирования рынков;

- стратегию широкого проникновения – стратегия по которой проводятся все возможные рекламные компании, привлекают максимальное количество целевой аудитории, информирование о продукте с целью создания, удержания и усиления лояльности клиентов. Данная стратегия подходит, когда емкость рынка достаточно большая, присутствует конкуренция, покупатели не имеют достаточной информации о продукте и не готовы платить за него высокую цену;

- стратегию выборочного проникновения – это стратегия при которой затраты на маркетинг будут самыми низкими. Она подходит для продукта, на который установлена высокая цена, емкость рынка очень ограничена, потенциальные клиенты уже имеют определенную информацию о продукте, готовы купить его за высокую цену или конкуренция почти отсутствует[2].

И. В. Краковецкая на стадии продвижения продукции выделяет следующие стратегии:

1. Стратегия пассивного маркетинга – на этой стратегии устанавливается низкая цена и расходы на маркетинг являются минимальными. Из-за установления низкой цены происходит быстрое принятие рынком товара, за счет низких затрат на маркетинг – получение большего уровня прибыли;

2. Стратегия интенсивного маркетинга является полной противоположностью предыдущей – на ней устанавливается высокая цена и затраты на маркетинг являются максимальными. Высокая цена устанавливается для получения более высокого уровня прибыли, а высокие затраты на маркетинг – для более быстрого проникновения на рынок[3].

Кроме стратегий, которые в большей степени сфокусированы на установление определенной цены и расходов на маркетинг, в зависимости от разрабатываемых товаров и услуг Ф. Котлер выделяет: эксплерентную (пионерскую) стратегии и стратегии последователя[4].

Эксплерентная стратегия – это стратегия, основная цель которой создать такой продукт, появление которого бы создало и потребность, и спрос потребителя. Однако, эта стратегия подходит лишь компаниям с высоким научно-техническим потенциалом, И. П. Чупина Н. Н. Симачкова приводят в пример компании Amazon, Ebay, Microsoft, Kodak. Данная стратегия имеет высокий уровень рискованности, поскольку продукт может не оправдать ожиданий и не получить желаемого спроса, но с другой стороны, может принести очень большой доход[5].

-2
-3
-4

2.3. Стратегический анализ ООО «Наш продукт»

Стратегический анализ мясоперерабатывающей компании представляет собой этап стратегического планирования, в ходе которого осуществляется анализ внутренней и внешней среды с целью выявления и реализации существующих возможностей. В результате проведенного стратегического анализа формируется необходимая информационная база, которая позволяет эффективно провести процесс выбора стратегических альтернатив.

Итак, во-первых необходимо проанализировать макро факторы внешней среды, которые влияют на деятельность мясоперерабатывающих компаний.

Политико-правовой фактор. Политическая ситуация в стране нестабильна, так с февраля 2022 г. Россия начала специальную военную операцию на Украине (далее – СВО). Значительно изменилась картина внешних отношений с мировым сообществом: критическое ухудшение отношений с США и странами ЕС, укрепление отношений со странами Азии, налаживанию более продуктивного взаимодействия со странами Африки. Все это имеет влияние на направления и масштабы внешнеэкономической деятельности мясоперерабатывающих компаний.

В России безопасность пищевой продукции регулируется следующими документами: технические регламенты, стандарты, санитарные правила и нормы, Постановления Роспотребнадзора. Понятие «безопасность» является базовым в системе управления рисками предприятий пищевой отрасли (Hazard Analysis and Critical Control Points, далее – ХАССП), цель которой состоит в обнаружении критических точек и факторов, которые влияют на безопасность готового продукта, в устранении, выявленных безопасных факторов и постоянному контролю за производством продукции предприятий пищевой отрасли, в частности, мясоперерабатывающих.

В России общегосударственную концепцию внедрения принципов ХАССП предусматривают:

- ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. Данный стандарт устанавливает основные требования к системе управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП, изложенных в директиве Совета ЕС 93/43;

- ГОСТ Р ИСО 22000-2019 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. Стандарт идентичен международному стандарту ISO 22000:2005 «Food safety management systems – Requirements for any organization in the food chain»;

- Технический регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», устанавливающий: объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.

-5
-6
-7

ООО «Наш продукт» производит мясо и мясные продукта, полуфабрикаты и колбасные изделия под торговой маркой «ВМК». Количество наименований продукции более 500 единиц. Преимущественно это продукция высшего сорта. Продукция различных калибров, в т. ч. и нарезка представлена в полиамидной, натуральной, белковой, целлюлозной и векторной оболочке.

ООО «Волжский мясокомбинат» производит мясо и мясные продукта, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты под собственной торговой маркой в количестве 282 наименования продукции. Преимущественно это продукция 1 сорта. Продукция представлена в полиамидной, натуральной и газовой оболочке различного калибра.

-8