С началом XXI века тенденции технологизации и глобализации начали проникать во все сферы. Тимбилдинг не стал исключением. Все большую актуальность составляют новые тенденции, когда тимбилдинг должен будет решать актуальные задачи построения команд:
- Работа с многонациональными кросс-культурными командами.
- Тимбилдинг для виртуальных команд.
- Тимбилдинг для краткосрочных проектов.
- Экологический и социальный тимбилдинг.
- Использование высоких технологий в тимбилдинге.
Многочисленные исследования подтверждают, что работники, которые ощущают себя комфортно на своем рабочем месте и замечают уважение со стороны руководства и коллег, демонстрируют большую продуктивность и активно участвуют в достижении общих целей. Формирование команды, способной эффективно решать задачи компании, осуществляется с помощью тимбилдинга, который влияет на психологический климат в коллективе и развивает профессиональные навыки.
Тимбилдинг — это набор мероприятий, предназначенных для формирования и укрепления эффективных связей в коллективе, а также для создания работоспособной команды. Team Building переводится как «создание команды». Эффективная, сплоченная команда отличается от обычного рабочего коллектива рядом признаков:
- взаимопомощь, ответственность и готовность поддержать друг друга без просьбы;
- быстрое разрешение конфликтов, без негативного влияния на работу;
- внимание к мнению коллег и его уважение;
- возможность свободно выражать свои мысли;
- вовлеченность всех в общие цели.
Основателем метода командообразования считается Элтон Мэйо, психолог, который в 1930-х годах проводил Хоторнские эксперименты на заводе Western Electric в Чикаго. На предприятии наблюдалась высокая текучесть кадров – 60-70%. Мэйо стремился разработать меры для ее снижения. После множества опросов он выделил три ключевых фактора, влияющих на удовлетворенность работой: чувство принадлежности к команде, уровень сплоченности и ощущение поддержки от коллег. Его исследования показали, что увеличивающийся интерес к совместной деятельности повышает эффективность работы.
Мероприятия по командообразованию проводятся как в новых коллективах, так и в тех, члены которых уже давно работают вместе. Они позволяют провести неофициальное знакомство, в ходе которого можно узнать коллег с другой стороны, подчас неожиданной. Однако это не единственная цель тимбилдинга, он помогает решить и другие задачи:
- Четкое осознание всеми участниками себя как членов команды, имеющих конкретные рабочие цели и функционал.
- Развитие навыков совместного решения задач.
- Повышение авторитета руководителя и лояльности сотрудников к нему.
- Развитие у людей мотивации, стимулирование положительных эмоций и внутренних ресурсов.
- Выявление лидеров в команде, способных найти общий язык со всеми ее членами.
- Формирование индивидуальной ценности каждого специалиста и понимание ее остальными членами команды.
- Раскрытие творческих способностей сотрудников, их потенциала для создания навыков решения нестандартных задач.
- Предупреждение профессионального выгорания.
- С помощью тимбилдинга конкуренция в коллективе меняется на сотрудничество, результатом которого становится повышение эффективности работы команды.
Миссия тимбилдинга – организовать команду, все члены которой понимают и разделяют общую цель, совместно работают для ее достижения, эффективно коммуницируют, строят взаимоотношения на доверии и не боятся открыто говорить о своих идеях.
Существует несколько основных категорий командообразующих мероприятий, которые можно классифицировать по разным критериям:
- Творческий тимбилдинг предполагает, что участники проявляют свои таланты в области искусства: музыке, танцах, театре или изобразительном искусстве. К этой группе относятся такие мероприятия, как кулинарные соревнования или караоке-баттлы.
- Спортивный тимбилдинг включает в себя активные игры как в помещении, так и на свежем воздухе, где задания подбираются так, чтобы все могли участвовать. Это могут быть эстафеты, пейнтбол, спартакиады и командные игры.
- Психологический тимбилдинг нацелен на изучение внутренних аспектов сотрудников через тесты и тренинги.
- Социальный тимбилдинг включает волонтерскую деятельность или участие в субботниках.
- Интеллектуальный тимбилдинг фокусируется на развитии критического мышления и взаимодействия в группе через различные интеллектуальные игры.
Для того чтобы подготовить эффективный тимбилдинг в своём коллективе требуется пройти следующие этапы:
- Установление целей и бюджета.
- Выбор подходящего формата. Рекомендуется предложить сотрудникам возможность выбора формата мероприятия, чтобы повысить их заинтересованность в участии.
- Консультация эксперта. Это может быть специалист из компании, занимающейся подобными мероприятиями, или тренер по управлению персоналом.
- Создание увлекательного сценария с учетом целей и формата.
- Определение времени проведения
- Подготовка необходимого реквизита и материалов по сценарию и, в случае необходимости, аренда площадки.
- Выбор ведущего. Это может быть приглашенный специалист или коллега с лидерскими качествами и харизмой.
- Организация мероприятия. Важно учесть множество факторов, таких как погода, перерывы на кофе, горячие блюда и соблюдение норм безопасности.
- Сбор обратной связи. Чтобы избежать ошибок в будущем и учесть предложения, через два дня после мероприятия стоит запросить мнения сотрудников или раздать анкеты для получения отзывов.
В России тимбилдинг начал развиваться в конце 1990-х, хотя элементы командообразования использовались ещё в СССР в общественных организациях. Современные компании практически всех отраслей активно применяют тимбилдинг для повышения эффективности команд.
Ещё больше интересных статей от сплочённой команды ведущего вендингового оператора «Uvenco». Оставайтесь с нами!)