Всем привет! Как вы заметили, тематика флота неизменно присутствует на этом канале, и сегодня мы её продолжим, поговорив о традициях и обычаях, сопутствующих спуску корабля на воду, а главным таинством здесь, конечно же, является «крещение», но не в том смысле, что корабль должен окропить святой водой священник, а в смысле проведения определенного обряда, который должен принести удачу судну.
Самое интересное, что подобные традиции были буквально у всех народов, освоивших мореходство, и они сохраняются, пусть и несколько искажённо, по сей день. Сегодня самыми распространёнными типами подобных традиций остаются два: проведение религиозного обряда и, самое клишированное, разбитие бутылки о борт. При этом священнослужитель может окрестить и отдельные элементы судна: судовой колокол, флаг, знамя и т. д.
А какие обычаи существовали, если копнуть в глубь веков? До нас дошли сведения, что греки украшали носовую часть оливковыми ветвями, омывали судно водой и непременно распивали вино, что очень похоже на нашу традицию «обмывания» алкоголем дорогой вещи или знакового события.
Более древние, чем греки, мореплаватели — финикийцы приносили жертвы богам и окропляли суда кровью животных, а вот викинги окропляли судно человеческой кровью. Не пугайтесь, чаще всего скандинавы просто разрезали ладонь и обходилось без человеческих жертв.
Обычно эти традиции носили религиозный характер. Мореплаватели верили, что так они могут заручиться поддержкой богов в своих морских путешествиях.
Что касается самой известной традиции крещения судна, то она возникла из-за большого количества спускаемых на воду кораблей. «Обмывать» каждое судно было слишком накладно для бюджета и здоровья. А во время попоек появилась традиция выбрасывать допитые кубки в море, что тоже приводило к серьёзным финансовым затратам.
Поэтому вскоре вместо этого стали разбивать о борт бутылки вина. Позже, в конце XIX века, вино заменили на шампанское, и причина этого проста — шампанское разбивается эффектнее.
Также существует ряд крещений и во время разных этапов строительства судна. Например, при строительстве парусных кораблей существовала традиция закладки под мачту серебряной монетки.
Когда со дна моря был поднят знаменитый линкор «Ваза», специалисты обнаружили, что под его мачтой нет монет. Это привело к появлению множества легенд о том, что боги забрали корабль, не получив подношения.
Эта история нашла отражение во многих художественных произведениях. Например, я рекомендую вам прочитать книгу «Ваза выходит в море». Это лёгкая полудетская история с печальным концом о двух мальчишках, которые работали на королевских верфях.
Каждый элемент корабля парусной эпохи был наполнен символизмом. Судно обязательно украшалось изображением животного-покровителя или символом божества, например, вороном у викингов. Также могли присутствовать мотивы далёких побед, такие как поверженные вражеские знамёна. Иногда на дереве вырезался лик божества или покровителя.
А одним из самых важных элементов обычая был выбор имени будущего корабля. Отчасти знаменитая мультяшная фраза «как корабль назовёшь, так он и поплывёт» использовалась нашими предками. Имя судна должно было соответствовать одному из критериев, который я приведу ниже:
- Внушать страх противнику или давать предостережение («Крепость», «Пятимильный снайпер», «Мститель», «Боевой», «Не тронь меня»).
- Говорить о уникальных особенностях судна («Черепаха», «Быстрый», «Принципиум», «Первый»).
- Показывать преемственность и славную историю флота («Гангут», «Полтава», «Синоп», «Варяг»).
- Нести имя значимой личности для флота или государства («Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий», «Александр Невский»).
- Географическое название («Тула», «Воронеж», «Москва»).
- Сакральное имя, которое придаст кораблю защиту («Апостол Павел», «Санта Мария»).
Это основные критерии, которыми руководствуются при выборе имени для корабля. Кораблям одной серии обычно стараются дать схожие по тематике или смыслу имена. Конечно же, бывают и исключения из правила, которые лично я не могу объяснить как-то рационально («Три рюмки», «Болтун», «Субботник»). Кстати, советская власть внесла большое разнообразие в наименование кораблей, и у нас появились суда, чьё наименование было связано с какой-то важной для большевиков историей («Революция 1905 года», «Коммуна», «Большевик», «8 Марта»).
Возможно, в будущем стоит сделать отдельную статью с странными названиями кораблей.
Как вы видите, на флоте, как и во многих других областях, существует множество традиций и обычаев. Некоторые из них давно утратили свой первоначальный смысл, но всё ещё продолжают использоваться. Но самое интересное, что за каждой, даже самой незначительной традицией стоит продолжительная и интересная история.
А вот что действительно парадоксально, что не у многих народов была традиция провожать корабль на «покой». Многие деревянные суда после окончания службы просто затапливались или шли на дрова, а более современные корабли разбирались, самое ценное изымалось, а корпус шёл на металл либо просто догнивал на кладбище для кораблей. Из интересных традиций здесь можно вспомнить скандинавские захоронения знатных воинов и вождей в своих собственных ладьях либо их сжигание вместе с умершим. Но в любом случае это интересный дисбаланс традиций, возможно, связан он с тем, что многие корабли заканчивали свой век, будучи затопленными противником.
На этом, пожалуй, и закончим сегодняшнее знакомство с традициями, существовавшими вокруг обряда спуска на воду нового корабля. Надеюсь, что статья была полезной и интересной. Не забывайте поддержать канал подпиской. Всем добра!