Найти тему

Трогать глазами. Обратная сторона интерактивных музеев.

Всем привет! Моя статья будет посвящена музеям и музейным предметам, тут я попытаюсь поразмышлять на тему, можно ли трогать музейные предметы и насколько музей должен оставаться музеем в классическом понимании закрытой институции.

Этим летом я побывал в нижегородском Техническом музее. Толпы людей, несмотря на то, что музей — это всего лишь одна комната, хоть и большая. Целых две экскурсии, шедшие друг за другом.

Источник фото: nn.plus.rbc.ru
Источник фото: nn.plus.rbc.ru

Чем же вызван такой ажиотаж? Маленький музей, практически никакой рекламы, небольшая коллекция предметов, странное расположение. А всё дело в том, что музейные предметы хорошо вписаны в помещение и рабочий процесс сотрудников. Вот вас встречает кассир, сидящий за шикарным столом, на столе по соседству с современным банковским терминалом старинная касса, счёты, арифмометр, иногда для развлечения ради кассир использует эти вещи в своей работе.

Да ладно кассир. А вот вам экскурсоводы, которые не просто рассказывают о предметах, но и показывают их в действии: граммофоны, патефоны, фонограф — всё здесь звучит. Группа с интересом взирает на давно ушедшие из повседневного быта вещи, задает вопросы, восхищается. Вот экскурсовод трясёт какой-то коробочкой и спрашивает: «А как Вы думаете, что это такое?». После небольшой угадайки экскурсовод объясняет, что это устройство для заточки бритвенных лезвий, и демонстрирует аппарат в работе.

Источник фото: августе: Яндекс.Новости yandex.ru
Источник фото: августе: Яндекс.Новости yandex.ru

И, казалось бы, чем же здесь возмущаться? Всё же отлично! Интереснейшая экскурсия, довольные посетители. Я понимаю, что, приходя в музей, всех нас тянет прикоснуться к прекрасному, потрогать предметы, ну или хотя бы увидеть их в действии. На примере Технического музея я попытаюсь рассказать Вам, почему такого рода экскурсии — это настоящее и непоправимое зло. Для того чтобы понять мою позицию, придется вникнуть в суть музейного дела, хранения и экспонирования предметов.

Итак, начинаем занудство. Сначала определимся со статусом данного учреждения, ведь музеи бывают разные. Из информации, указанной на официальном сайте, мы узнаем, что учреждение появилось в 2014 году как частный музей – фундаментом послужила личная коллекция известного нижегородского собирателя древностей. Но в 2016 году музей стал ЧАСТЬЮ Нижегородского музея-заповедника (НМЗ) и по сей день он является филиалом НМЗ. Филиалами данного музея, например, также является Нижегородский кремль или знаменитая усадьба Рукавишниковых, в общем, это один из известнейших и значимых музеев города. Статус самого НМЗ понять просто – это государственное бюджетное учреждение культуры. Значит, через местное министерство культуры музей подчиняется Минкульту РФ, и все распоряжения, рекомендации и нормативно-правовые акты Минкульта непосредственно касаются этой институции. С этим разобрались.

Скрин с официального сайта НМЗ
Скрин с официального сайта НМЗ

А теперь давайте выясним статус тех вещей, которые нам демонстрируют музеи. Если максимально упрощать, музей чаще всего демонстрирует нам музейный фонд и предметы вспомогательные — это могут быть пояснительные тексты, интерактивные экраны, макеты, копии предметов и многое другое, что помогает проиллюстрировать какую-то мысль или понять какой-либо процесс более четко, а возможно, и просто создать антуражную картинку для посетителя.

Источник фото: xcourse.me
Источник фото: xcourse.me

Вспомогательные предметы хранятся чаще всего на хозяйственном учете, да, завхоз или хозотдел дает им инвентарные номера, но такие вещи легко восполняемы при поломке, потере или даже моральном устаревании – они просто списываются и выбрасываются, так как не представляют из себя какой-либо художественной, исторической, технической ценности.

С предметами музейного фонда всё уже не так просто. Мы часто на экскурсиях можем слышать «коллекция нашего музея составляет столько-то тысяч единиц хранения», как раз-таки это и есть предметы, которые музей должен хранить, оберегать, реставрировать, изучать и показывать нам с Вами, так как иметь возможность посмотреть на музейные предметы — наше с вами право, прописанное в Конституции. Если говорить как есть, то предметы фонда, которые выставляет и хранит музей, ему не принадлежат. Они принадлежат Российской Федерации, так, например, если музей захочет привезти свои предметы на выставку в другое учреждение, ему понадобится согласовать массу документов у местного министерства культуры или напрямую у Минкульта (в зависимости от подчинения музея муниципальным или федеральным органам). Сам же музей не может вольно распоряжаться музейным фондом.

Музейный фонд в большинстве случаев делится на основной (в него входят предметы, обладающие культурной, исторической, художественной, технической или какой-либо другой ценностью, всё зависит от музея, ведь осколок керамики может не обладать ценностью для музея, посвящённого космосу, но для археологического музея это вполне себе предмет основного фонда) и вспомогательный (опять же это предметы, помогающие при построении экспозиции, экскурсии и лекции). Смысл вспомогательного фонда — дополнять основной. Да, нужно понимать, что предметы, несмотря на одинаковую суть, обладают разной ценностью. Пример: макет здания, напечатанный на 3D-принтере, будет храниться на хозучете (если он сломается, просто музей купит новый, и делов-то!), а вот макет здания, выполненный руками мастера и датируемый XIX веком, будет считаться настоящей музейной ценностью и храниться в основном фонде.

Фото автора
Фото автора

Представим ситуацию: у Вас есть три макета архитектурного сооружения, ну, например, Московского Кремля. Первый макет современный, распечатанный на 3D-принтере, и такая вещь будет стоять на хозучете, в случае потери можно закупить такой же макет. Второй макет, сделанный мастером в XIX веке, такая вещь представляет из себя важный исторический источник, иллюстрирующий то, каким был Кремль в те времена, и такой предмет будет состоять в основном фонде. А третий макет будет повторять второй, но хуже по сохранности или есть большие потери, такой предмет будет обладать меньшей ценностью, но при этом всё равно оставаться важным источником – он поступит во вспомогательный фонд. Возможно, пример этот слабоват, но хоть и в общих чертах показывает смысл разделения. Определить ценность предмета помогают эксперты и члены закупочных комиссий, но мы сейчас не об этой процедуре. Я также намеренно не стал упоминать о временном музейном хранении, чтобы не лезть в дебри.

Предметы, принятые музеем на учет, попадают в Госкаталог РФ. Вспомогательный и основной фонд музея будут частью музейного фонда Российской Федерации, а, соответственно, это накладывает определенную ответственность на учреждение. И тут мы подходим к самому интересному. Если коротко, то регламентируется абсолютно всё: как хранить предметы, температура, влажность, как ставить на них учетные номера, как выставлять их для посетителей, как описывать и изучать. Для разных категорий предметов, материалов и так далее эти правила будут свои.

Кстати, существуют строгие нормы, регулирующие даже уровень шума в музеях, поэтому проведение концерта, например, в Эрмитаже невозможно.

Зная информацию о том, что Технический музей перестал быть частным и стал государственным, мы с Вами понимаем, что единые правила стали распространяться и на него. Теперь это не просто частная собственность коллекционера, с которой можно делать всё что угодно. Хотя справедливости ради замечу, что частные музеи по своему желанию имеют право регистрировать предметы и вносить их в Госкаталог, такая процедура тоже существует.

А теперь вернемся в залы Технического музея и скажем, что с ним не так. Да всё не так. И я даже не говорю о соблюдении влажностного и температурного режима, справедливости ради, у многих музеев просто нет возможности добиться идеальных условий экспонирования.

Фонограф Эдисона с восковыми валиками. Источник фото: pokatashkin.com
Фонограф Эдисона с восковыми валиками. Источник фото: pokatashkin.com

Во-первых, предметы никак не защищены от посетителей, большую часть предметов просто можно взять в руки, пока не видит экскурсовод (смотрителя мы там не обнаружили, возможно, именно в этот день его не было), нет никаких камер, то есть предмет можно просто вынести или сломать. Даже если у посетителя нет злого умысла и он действительно просто аккуратно прикоснется к вещи, это может её испортить. Приведу конкретный пример из Технического музея – восковой валик для проигрывания на фонографе (на такие валики записывали звук, а фонограф – что-то близкое по смыслу к граммофону, только граммофон проигрывает пластинки), мало того что он хрупкий, так и любое прикосновение рук ему вредит, потому что какие бы руки не были чистыми, вы в любом случае оставите потожировые следы, и через какое-то время с вашими «пальчиками» на валике начнут проживать различные микроорганизмы и разрушать его. Само по себе прикосновение может легко разрушить предмет. А если таких прикосновений будет пару сотен или тысяч?

Источник фото: nn.mk.ru
Источник фото: nn.mk.ru

Во-вторых, на предметах нет инвентарных номеров, т. е. если предмет пропадет, найти его будет крайне сложно. Но не будем брать пропажу, просто представим, что посетитель взял один предмет и переложил его в другое место – поверьте, когда у вас в фонде несколько десятков тысяч или даже сотни тысяч предметов, найти пропажу будет крайне трудно. Даже небольшое перемещение предмета может помочь ему затеряться в тысячах подобных вещей. Для этого и заводится инвентарный номер, а также у каждого предмета есть четкая привязка к полке или шкафу, или витрине, да не важно к чему, главное, чтобы сотрудник по этой привязке мог безошибочно сказать, где располагается конкретный предмет.

В-третьих, сами сотрудники, эксплуатируя предметы, уничтожают их. Этот пункт один из самых важных, собственно, ради него я решился на написание этой статьи. Дело в том, что при нас экскурсовод стала заводить пружину граммофона, для меня сразу стало ясно, что человек не понимал, что он делает и как устроен граммофон. Взявшись вращать ручку, она делала это настолько быстро и настолько долго, что на глазах у целой группы она сломала граммофон.

Да, порвалась пружина, которую она сильно затянула. Повисла неловкая пауза, и она произнесла: «Хотелось Вам показать, как он работает, но не получилось. Всё нормально, со старыми вещами такое бывает! Пойдемте дальше, у нас ещё есть патефоны».

Да нет, так не бывает, если знать, как пользоваться граммофоном, и если его вовремя обслужить, а не насиловать вещь, которой без малого сто лет. Будет ли когда-нибудь отреставрирован этот граммофон — большой вопрос, и нет уверенности, что это произойдет. Дальше девушка запустила патефон. И опять же, я думаю, те, кто разбираются, знают, что граммофонные иглы нужно менять после каждого прослушивания, но, естественно, никто этого не делает, и затупленная игла очень быстро убивает пластинку. Звук был уже никакой, канавки пластинки уже выбиты. А ведь всего этого можно было бы избежать, если элементарно знать, как пользоваться такими вещами.

Фото экспозиции
Фото экспозиции

В итоге, делая ставку на такие экскурсии, вы неизбежно уничтожаете экспонаты, что в целом незаконно для предметов, находящихся в музейном фонде. Да, люди будут в восторге от звучащего граммофона, но всегда есть возможность, что следующая группа не услышит граммофона или даже не увидит, потому что он будет сломан. Я думаю, бессмысленно доказывать, что уничтожать что-то — это плохо. Та картина, которую я увидел в Техническом музее, — это плохо.

Нужно понять одну истину: уничтожить ценный предмет много ума не надо, но порой его не восстановить. Терять навсегда ценный предмет или оставить его в покое и демонстрировать? Тут выбор очевиден.

Не хотелось бы полностью зарываться в негатив, в этом музее есть и положительное.

В конце хотел бы добавить, что и интерактивность должна присутствовать обязательно! Лучшие выставочные проекты показывают нам, что будущее за выставками, где что-то можно потрогать, послушать, понюхать и так далее. Но такие вещи нельзя делать во вред музейным ценностям. Всегда можно включить запись граммофона или заказать современную копию такого граммофона, сейчас есть масса способов, как сделать экскурсии интересными и интерактивными, в том числе с помощью современных технологий или даже с помощью того же искусственного интеллекта.

Я убежден, что современные технологии можно вполне органично и интересно обыгрывать в музейном пространстве, и неоднократно видел примеры, подтверждающие мои мысли. А что самое главное, что в таких вещах вы ограничены лишь своей фантазией, можно сделать и придумать практически всё что угодно. Музей должен быть интерактивным и интересным для посетителя, а главное, что такие музеи в нашей стране существуют, и, может быть, в будущем поговорим и о них.

На этом у меня всё. Надеюсь, статья была вам интересной и полезной. Если это так, не забудьте поддержать меня подпиской.