Музей объединяет два особняка 19 и начала 20 веков на Гончачрной улице. Реконструированных и оборудованных для хранения памятников. Ранее тут находились другие организации, но это место было лучшим из выборки, поэтому организации, находившиеся тут, были перенесены в другое место.
Крутой берег Москвы-реки, напротив Афонского подворья (с храмом великомученика Никита XVl века) и рядом сталинская высотка, символ другой эпохи. Важный момент, что здания не являлись памятниками архитектуры, значит их можно было изменить. Поэтому очень удачно получилось соединить современность и историю
На сегодняшний день этот музей самое крупное в России частно собрание. Музей русской иконы – единственная в России частная коллекция византийского и древнерусского искусства, официально преобразованная в общедоступный музей.
Музей состоит из двух зданий, одно из них входная группа с атриумом, постом охраны, стендами с историей музея и основателя, гардеробом, магазином. В атриуме много цветов, стеклянный потолок и раздаются звуки пения птиц. Все это создает атмосферу спокойствия.
Тут же располагается зал «Христианское искусство Эфиопии». Это наименее защищенная часть выставки, вероятно это связано с тем, что все экспонаты за стеклом и нет значимых икон. Стеклянный лифт был пристроен специально под выставочное пространство, с него можно увидеть Котельническую высотку
«Христианское искусство Эфиопии»
Черный, красный, желтый, золотой, охристый – важные цвета для русского искусства. Экспозиция на всех этажах выдержаны в единой цветовой стилистике, хотя каждый зал имеет свой акцент. В этом зале, как подложка для экспонатов, используют красную и черную ткань, что очень хорошо контрастирует с золотом. Форма витрины сильно напоминает гробницу. Подцветка по контору, ломанная внутренняя поверхность, черный бархат и золото, выглядят очень эффектно.
Хронология выставки по этажам:
- 1 этаж: Христианское искусство Эфиопии/ Иконописные центры XlX -XX века
- 2 этаж: Русская иконопись XlV – XVl века/ Мастерская иконописца/ Русская иконопись XVVll века/ Византийское и поствизантийское искусство
- 3 этаж: Русская иконопись XVlll века/ Русская архитектура в иконе
- 4 этаж: Русская иконопись XlX – начала XX века/ старообрядческая часовня
Экскурсию мне посоветовали начать с 4-ого этажа, поднявшись на лифте, и спускать постепенно по внутренней лестнице. Было бы логично по этому принципу расположить экспозицию.
Русская иконопись XlX – начала XX века/ старообрядческая часовня
При входе располагается табличка, что трогать и прикладываться к иконам нельзя. Иконы висят на стенах без рамы и стекла. В помещении нет окон, приглушенный свет, освещение направленно точечно на иконы. Это все создает атмосферу доверия, сакральности. Что иконы не экспонат, а святыня, доступная всем людям.
Цвет стен в этом зале благородно зелёный, потолок выкрашен в белый с белым трекреным освещением. В центре зала установлены стены-стенды, на каждом этаже имеющие свою конфигурацию.
Маленькая комната оборудована как старообрядческая часовня. Старообрядческая моленная в виде деревянной часовни, первоначально располагавшаяся в деревне Бухлово под Вышни Волчком в Тверской области, является центром постоянной экспозиции. Заброшенная в советские годы в 2010 году моленная была передана администрацией Вышнего Волчка музею. Пронумерованные на первоначальном месте бревна были просушены и обработаны, зачем здание было заново собрано и вписано в экспозиционное пространство. В интерьере часовни была создана реконструкция типичной беспоповской старообрядческой моленной. При входа располагается информационная табличка на которой можно прочитать о традициях устройства молельной
Русская иконопись XVlll века/ Русская архитектура в иконе
Второй зал имитирует пространство церкви. Центральная икона по расположению напоминает Аналой - высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. За ней царские врата и иконостас соответственно. Цвета этого зала заслуживают особое внимание. Это одновременно праздничные и благородные оттенки. Неожиданно винный и изумрудный цвет.
Русская иконопись XlV – XVl века/ Мастерская иконописца/ Русская иконопись XVVll века/ Византийское и поствизантийское искусство
Если на третьем этаже было цитирование иконостаса, то на втором этаже воссоздан кусочек настоящего иконостаса и алтаря
Русский музей иконы не просто выставляет произведения искусства. Он погружает посетителя в глубокий религиозный контекст, рассказывая о значении икон в жизни русского народа, о духовных и эстетических ценностях православной культуры.
Иконописные центры XlX -XX века
Это первый этаж выставки, на нем вероятно представляются самые ценные экспонаты, так как все они скрываются за витриной
Иконы в золоте, бронзе, с драгоценными камнями и жемчугом
Создается впечатление умиротворения, спокойствия, отстраненности от мирской суеты. Это достигается за счет использования сложных цветов, приглушенного освещения, продуманной акустики, наличием тихих зон для размышлений. Музей не является исключительно религиозным или специализированным местом, он открыт для широкой публики. Современный интерьер делает его привлекательным и доступным для людей с разными вкусами и предпочтениями. В нем гармонично сочетаются традиционные элементы и современные технологии, что делает посещение музея приятным и запоминающимся опытом