Официальный Тель-Авив начал наземную военную операцию против шиитской группировки «Хезболла» на юге Ливана. Иран же вместо защиты подконтрольного соседа устроил массированный ракетный обстрел еврейского государства, еще больше подливая масла в огонь. Ракеты над Израилем помогали сбивать американцы. А их союзник Эммануэль Макрон тем временем пытается вернуть контроль Запада над Ливаном, который может стать отличной площадкой для натовских маневров. Подробнее – в материале «Точки».
Третья ливанская
Ночь на 1 октября была страшной для южного Ливана. Сначала жители увидели на границе яркие всполохи, это заговорила израильская ствольная артиллерия, которая работала по военным объектам шиитской группировки «Хезболла». Первые снаряды легли в городах Хиаме, Кафр-Киле и аль-Ваззани. В это же время еврейские грузовики, бронемашины и танки цепочкой двигались со стороны Абель аль-Кама.
Подразделения национальной армии снялись с границы и отступили вглубь страны. На оставленные позиции пришли проиранские прокси, чтобы во всеоружии встретить израильский военный сапог. Знаменитый своей «полезностью» миротворческий контингент ООН в Ливане UNIFIL спешно эвакуировал личный состав. Первыми границу пересекли разведывательные подразделения ЦАХАЛ.
Так началось наземное вторжение Тель-Авива, которое пресс-служба армии страны назвала спецоперацией «Стрелы севера». В мире эти действия уже окрестили Третей ливанской войной.
«В соответствии с решением политического эшелона, ЦАХАЛ несколько часов назад начал целенаправленную и делимитированную наземную операцию на юге Ливана против террористических объектов и инфраструктур террористической организации “Хезболла”, в ряде приграничных деревень, которые представляют собой непосредственную и реальную угрозу израильским населенным пунктам на северной границе», — заявили чиновники.
Наступление сухопутных войск сопровождалось мощными ударами артиллерии и сбросом огромного количества авиабомб еврейскими воздушными силами. По официальным данным Минздрава Ливана, в результате ударов Израиля только в понедельник погибло 95 и получило ранения 172 мирных жителя.
Позже в игру вступил Иран, запустивший по территории еврейского государства порядка 400 баллистических ракет. Большая их часть достигла целей в разных городах страны, не нанеся урона гражданской инфраструктуре. В Тегеране отметили, что КСИР намеренно бил только по военным объектам.
«Восточная Швейцария»
Ливану от действий Ирана легче не стало. Израиль продолжает его бомбить. Более того, евреи обещают арабам ответ, «который услышит весь Ближний Восток».
«Сегодня я был там, где воюют. Видел, как дым и пыль покрывают юг Бейрута. Видел, как высокие здания поровняли с землей. Это очень тяжело. Чувствуешь, как сильно ненависть растет к врагам. И сразу понимаешь, что они – проблема. Они против всего человечества, как будто они правители этого мира и все остальные люди должны быть рабами для них. Ты знаешь, после того, как видишь все это, говоришь себе: я не лучше детей, которые умирают», – поделился с корреспондентом «Точки» чувствами ливанец – христианин, когда-то учившийся на медика в России.
Стоит напомнить, что в Ливане проживает больше христиан, чем в любом другом государстве Ближнего Востока. Эта страна перенесла две кровопролитные войны, но сумела стать успешной и благополучной. Ее не зря называли «Восточной Швейцарией», так как туда ездили шейхи со всего Ближнего Востока и Севера Африки. Банковская система считалась одной из самых надежных в мире.
Все изменилось в 2021 году. Страну накрыл затяжной экономический кризис. Он уже вошел в тройку тяжелейших за последние 170 лет мировой истории, сообщили эксперты Всемирного банка.
«К концу 2021 года прогнозируется снижение ВВП на 21% — после падения на 20,3% в 2020-м и на 6,7% в 2019-м. В абсолютном выражении ливанская экономика сократилась с 55 миллиардов долларов в 2018 году до 33 миллиардов в 2020-м, а ВВП в пересчете на душу населения упал за то же время на 40%», — сообщали летом 2021 года представители банка.
По статистике международных организаций, один процент богатейших жителей страны владеет четвертью ВВП, 10% наиболее состоятельных — 55% от общего национального дохода. Такое положение дел стало побочным эффектом «ливанского экономического чуда», о котором ранее говорили специалисты.
Сегодня же все стало еще хуже — война и обстрелы, вторжение главного противника всего ближневосточного мира. И вновь звучит голос французского президента Эммануэля Макрона, который призывает официальный Тель-Авив немедленно прекратить военную операцию.
Что нужно Макрону?
Повышенный интерес лидера Пятой республики к ближневосточному государству не нов. В свое время Ливан был колонией Франции, но потом вышел из-под протектората Елисейского дворца. Макрон же, полюбивший все полимеры в Африке, пытается восстановить политические очки и вернуть сбежавшую республику в цепкие лапы западного капитала.
Усилия Парижа по «спасению» оказавшейся на грани коллапса ближневосточной страны — способ защитить французское наследие и возможность укрепить присутствие государства в регионе. Еще в 2020 году издание Al Arabiya сообщало, что визиты Макрона после взрыва в порту Бейрута продиктованы не благородным альтруизмом, а желанием заполучить контракт на восстановление порта страны. На тендер также претендовали Турция, Катар и Китай, а сама сделка сулила преимущества в средиземноморье, где Елисейский дворец был вовлечен в газовые споры между Турцией и Грецией с Кипром.
Макрон давно наведывается в Ливан, пытаясь курировать и настраивать местные власти на проведение политических и экономических реформ в обмен на помощь в преодолении кризиса. Вот только все традиционно имеет две стороны медали.
«Я призываю ливанцев избавиться от политиков, которые отвергают программу реформ и стремятся только к одному – сохранить в своих руках власть. Этот политический класс живет за счет государства и не обладает мужеством пойти на перемены ради собственного народа», — заявлял президент Франции в интервью газете An-Nahar в 2020-м.
По его словам, выход из кризиса в Ливане мог быть только «в поиске альтернативного политического решения и перестройке существующей финансовой системы». При этом правительство западной страны заявляло о намерении осуществить проекты, которые улучшат ситуацию в области энергоснабжения.
Но главный вопрос — как Макрон собирался уговаривать держащиеся за власть межконфессиональные группы отказаться от личного влияния в угоду призрачного благополучия всей страны?
Глава Елисейского дворца намекал на персональные санкции и сам же заявлял, что если необходимые ему реформы не начнутся, то он «проинформирует международное сообщество» о том, кто именно внутри Ливана мешает проводить структурные изменения. В общем, вмешивался во внутренние дела ближневосточного государства, которое курируется Ираном и не желает возвращаться в западную ось.
Истинные причины повышенного интереса Франции кроются в желании выдавить всю шиитскую группировку «Хезболла» и насытить местные власти подконтрольными прозападными политиками. В будущем это позволило бы разместить на территории страны натовские военные базы. Разговоры об этом, кстати, велись еще в 2019 году, когда в рамках визита госсекретаря Майка Помпео обсуждалось строительство американской базы в одном из прибрежных районов.
«США пытаются сформировать коалицию из как минимум 8 стран против Ирана», — сообщает новый интересный инсайд Telegram-канал «Военный обозреватель».
Кстати, Макрон уже заявил, что готов защищать интересы Израиля против Ирана буквально на поле брани. Интересное решение на фоне того, что Израиль терроризирует Ливан.
Договорняк
Тут стоило бы вспомнить пример французской «помощи», которую страна намеревалась оказать Армении. Бывшая метрополия обещала Пашиняну предоставить военную технику, стрелковое вооружение и боеприпасы для защиты Нагорного Карабаха. Все мы знаем, чем это закончилось. Ливанцев, если они все же поверят Парижу и пойдут на сближение, ожидает тот же сценарий.
«Сегодня действия Франции и Израиля напоминают тщательно продуманную операцию Запада, во главе с США, по двум фронтам одновременно. Тель-Авив действует с позиции силы и наносит поражение проиранской “Хезболле”, разрушает выстраиваемую годами военную инфраструктуру, ему это ничего не стоит. Тем более он решает собственные задачи по ликвидации угрозы со стороны Ирана. Парижу поручено давить политически и экономически, через агентов влияния и Макрона, который выступает в качестве “голубя мира”», — заявил «Точке» политолог Алексей Филиппов.
По словам эксперта, существует два варианта развития событий. Первый играет на руку Тегерану — Израиль распыляет силы в противостоянии с иранским прокси «Хезболла» в Ливане, палестинским ХАМАС, тратит усилия на ликвидации иранских же представителей КСИР в Сирии. Таким образом подтачивается военная сила и техника еврейского государства.
«Второй вариант развития событий негативный. Он подразумевает, что без иранской помощи Ливану Израиль выдавливает “Хезболлу” из этой страны. А Франция ставит своих людей для управления республикой, если ливанцы решатся на союз с Парижем. Это уже чревато для Ирана полной потерей влияния во всем ближневосточном мире и, как итог, поражении в будущем. Так что на принятие решения у Тегерана остается не так уж много времени», — заключил аналитик.
Ранее «Точка» писала, что Ливан стал отличным примером того, что бывает, если мигранты бесконтрольно насыщают страну. Некогда богатейшая страна с львиной долей христианского населения стала пристанищем для леворадикалов и исламистов. Однако уровень культуры и образования там остается на высоком уровне. А в текущих условиях такие в буквальном смысле ценные специалисты могут быть полезны и России.
Подготовил Сергей Дзержинский
Подписывайтесь и читайте нас в удобном формате в соцсетях: ВКОНТАКТЕ, ДЗЕН и ТЕЛЕГРАМ
Источник: https://iatochka.news/