Многие из вас наверняка уже слышали эту историю. О том, как житель Италии обнаружил у себя дома картину Пабло Пикассо оценённую в $6 млн, которая десятилетиями оставалась незамеченной, поскольку не нравилась его матери, сообщило издание NY Post.
"Отец нашел картину еще до того, как я родился, и он понятия не имел, кто такой Пикассо. Он был далеким от культуры человеком. Моя мать не хотела ее оставлять, она все время говорила, что это ужасно", — отметил владелец картины.
Очередная бульварная история про то, как "забытая картина" десятки лет пылилась в доме, пока владельцы не решили выяснить кто же её автор. И о чудо.
В этой истории моё внимание привлекла эта деталь: "Известно, что до своей смерти в 1973 году испанский художник создал более 14 тыс. произведений". К Пикассо мы ещё вернёмся, а пока...
Кому принадлежит "культура"? Всем нам и никому конкретно. Формально у каждого предмета искусства есть владелец. Если только этот предмет материальный. Как картина или скульптура. Будь то музей или частная коллекция.
С художественными произведениями сложнее. Музыка или литература. Они доступны всем. Особенно тем у кого есть доступ к интернету. Но... музыка и литература (поэзия, проза...) могут иметь условно материальную форму в виде театральных постановок, кинофильмов, оперных выступлений и тд.
Что отличает предмет искусства от "ширпотреба"? Вопрос не такой уж простой, если подумать. И какова в нём доля "авторского бренда"? И всё же, классическую музыку каждый отличит от современной поп, рок, электронной и тд. Во-первых, она живая. Во-вторых, сложная.
С остальными предметами сложнее.
Каждый из вас, конечно, помнит цунами западных санкций 2022 года. Одной из частей которой была так называемая "культура отмены". Русской классической культуры во всём её многообразии. А многообразие действительно большое и сродни брильянту. Здесь вам буквально всё. И живопись, конечно, не исключение.
На дворе давно уже XXI век, а наши художественные галереи всё так же (а может и с новой силой) привлекают в свои роскошные залы картинами известных русских художников не всегда с русскими фамилиями. Шишкин, Левитан, Куинджи, Саврасов, Поленов, Кустодиев, разумеется, мой любимый Иван Айвазовский... только те кого я сходу по памяти назвал. Уверен, каждый из вас может продолжить этот список.
Каждый из них бренд. И у каждого есть картины с узнаваемым названием - брендом. И/или изображением - айдентикой (говоря языком маркетологов).
Всех их в той или иной степени отличает мастерство фотографической точности. Умения игрой света и теней передавать не престо изображение, но атмосферу. Иногда с какими-то тонкими деталями. Ну, вроде той тонущей коровы на картине Айвазовского "Волна". (кстати, иногда её ошибочно называют "9 вал", но это другая).
Всё это очень сложные работы, требующие мастерства и безусловного таланта автора. В том числе и поэтому они ценны и почитаемы!
Проще говоря, даже в части художественного наследия нам есть чем гордиться и привлечь внимание. В том же ключе можно рассмотреть любое направление в мире искусства.
И вот итальянец П. Пикассо. Картина которого настолько не понравилась маме героя новостного сюжета, что в итоге пылилась где-то. Да и как такое может нравится?
Очень просто!
Коммерция касается не только предметов одежды, обуви, бытовых вещей, мебели и тд. Упрощение - означает скорость производства. А значит и больший оборот. Легче продать 100 по 10, чем одну за 1000. Но, что если продать 100 по 1000? Как это сделать? Не так уж сложно. Убедив "общество потребления", что вот это и есть настоящее искусство. Глубокий внутренний мир художника. Это модно, современно, востребовано. И потому - дорого!
Схема оказалась на удивление рабочей. И словно "дублирующие составы" группы "Ласковый май" вдруг стали появляться последователи. Да и сам Пабло Пикассо. Вдумайтесь в эту цифру: 14 000 картин. Это ж с какой скоростью нужно их "мазать", чтобы "напечатать" такое количество? Даже при всей этой простоте и примитивности? Попахивает "донцовщиной"! Кстати, это явление "из той же оперы".
Всё это стало прообразом упрощения всего. Эдакий "стиль минимализм". В одежде, в столовых приборах, мебели, музыки и тд. По мере этого "упрощения" решалось сразу несколько задач. Управление обществом через "моду". Что в свою очередь стимулировало "культуру потребления". Что было вчера - уже вышло из моды. Успей быть в тренде того, что будет модным завтра. Обеспечивая надёжную капитализацию целой "индустрии" тех, кто кормится вокруг.
Чем больше общество погружалось в эту историю, тем стремительней у него атрофировался вкус. Превращаясь в то самое стадо, требующее пастуха. Которым, конечно, легче управлять!
Разумеется, мы тут со своими классиками, живописцами, популярностью камерной музыки и тд - совершенно не вписываемся в эту модель. Хотя и оказались поражены этим вирусом "современного искусства" по самое. Но, какой-то внутренний иммунитет всё же не позволил отдаться ему целиком...
Начав играть роль эдакого антидота со своими Эрмитажем и Третьяковской галереей. А теперь ещё и возрождением атмосферы небольших городков. С их исконной атмосферой, архитектурой, традициями. Росписью и тд.
Едва представилась такая возможность и "западная культура" поспешила отсечь всё то, что представляет для этой системы экзистенциальную угрозу. Вот почему они так всполошились на нашего Пушкина, наш художественный театр и вообще... на наше всё!
Спасибо за внимание к публикации, делитесь своими мыслями!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/DM_812