Найти в Дзене

Зачем нужны статистические данные в транспортной отрасли

Работа по анализу и прогнозированию в транспортной отрасли, тем более в масштабах страны или макрорегиона, не обходится без большого объема статистических данных. Термин «Статистика» зародился от латинского слова «status» – положение или состояние дел и вещей. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Он представлял статистику как совокупность сведений о государствах и народах.
Собственная статистическая служба есть практически во всех странах мира. Чтобы сведения были объективны вне зависимости от континента, мировая статистика строится на основополагающих принципах ООН. В России за официальную статистическую информацию отвечает Федеральная служба государственной статистики.
По сути, современная статистика – это наука, изучающая процессы, происходящие в обществе, оценивающая их количественные и качественные параметры. Сегодня статистика используется для принятия серьезных решений, таких как планирование работы пассажирского транспорта. Государству,

Работа по анализу и прогнозированию в транспортной отрасли, тем более в масштабах страны или макрорегиона, не обходится без большого объема статистических данных.

Термин «Статистика» зародился от латинского слова «status» – положение или состояние дел и вещей. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Он представлял статистику как совокупность сведений о государствах и народах.

Собственная статистическая служба есть практически во всех странах мира. Чтобы сведения были объективны вне зависимости от континента, мировая статистика строится на основополагающих
принципах ООН. В России за официальную статистическую информацию отвечает Федеральная служба государственной статистики.
По сути, современная статистика – это наука, изучающая процессы, происходящие в обществе, оценивающая их количественные и качественные параметры.

Сегодня статистика используется для принятия серьезных решений, таких как планирование работы пассажирского транспорта.

Государству, органам власти официальная статистическая информация позволяет видеть полную картину состояния общества, тенденции его развития, существующие проблемы. Например, как обстоит дело с демографической ситуацией в России, загруженностью дорожной инфраструктуры, объемами пассажирских и грузовых перевозок различными видами транспорта в разрезе регионов. Затем на основе имеющихся данных органы власти могут вырабатывать комплекс мер по решению выявленных проблем, создавать государственные программы.

С ее помощью можно определить необходимое количество транспортных средств (самолетов, автобусов, поездов), первоочередные задачи и направления по развитию транспортной пассажирской инфраструктуры, объемы пассажирских перевозок между регионами и в другие страны за предыдущие годы и тд. Однако только транспортной статистики совершенно недостаточно. Ведь количество пассажирских перевозок зависит от многих факторов — таких, как: уровень жизни, платежеспособность, численность населения, туристическая, деловая и транзитная привлекательность региона.

-2

Поэтому при построении моделей межрегиональных пассажиропотоков используются такие социально-экономические и демографические показатели, как численность экономически активного населения региона; валовый региональный продукт (ВРП); средняя зарплата в регионе; уровень автомобилизации (количество легковых автомобилей на тысячу жителей) и тд. Большинство этих статистических данных содержатся в таблицах Росстата.

-3

Но даже категории данных, представленные в удобных для дальнейшего использования таблицах, необходимо сначала обработать. Например, экономические показатели – среднюю зарплату, ВРП желательно привести к ценам какого-то одного года. Тысяча рублей сейчас и двадцать лет назад – абсолютно разные величины с разной покупательной способностью. Соответственно, сравнивать денежные показатели разных лет в их номинальном значении некорректно. Для того, чтобы использовать денежные показатели в рамках общей модели, их приводят к «общему знаменателю» — выражают в ценах одного базового года с помощью специальных дефляторов.

-4

На базе десятков исходных таблиц, статистические данные в которых прошли все этапы предварительной обработки, строится Транспортно-экономический баланс Российской Федерации (ТЭБ) – огромная многомерная таблица (гиперкуб), которая содержит фактические и прогнозные объемы грузовых перевозок (корреспонденции между различными регионами страны для внутренних перевозок, а также между регионами и другими странами для экспортных и импортных перевозок) в разрезе видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, внутренний водный и морской) и родов грузов (по гармонизированной номенклатуре грузов ТЭБ).

https://nacmt.ru/analitics/transport-balance
https://nacmt.ru/analitics/transport-balance

«Чтобы грамотно инвестировать, экономить на развитии транспортной инфраструктуры, надо планировать ее развитие в соответствии с текущей и будущей загрузкой, для этого нужно моделировать, прогнозировать и оценивать эффективность. Со всем этим справится ТЭБ», — комментирует доктор технических наук Олег Евсеев, научный руководитель Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России.