До образования СССР на территории Средней Азии и среди узбеков повсеместно были распространены такие варварские обычаи как многожёнство, продажа замуж девочек с раннего возраста за калым (тюрк. qalım — букв. «плата за невесту»), передача женщины в случае смерти мужа брату покойного, похищение или умыкание невест (насильственный брак). За исключительно редкими случаями женщины почти поголовно не умели ни читать, ни писать. Узбечки не могли выходить за пределы ичкари — женской половины дома. Они были совершенно бесправны и всю жизнь подчинялись мужчинам: до замужеству — отцу, после него — мужу. Из-за голода 1918—1923 гг. в Средней Азии многие семьи продавали девочек, цены на женщин резко снизились и были ниже стоимости верблюда, поэтому их (узбечек) покупали партиями.
И вот в регионе была установлена советская власть, а потом в 1924 г. большевиками было принято решение о создании национальных республик, в том числе Узбекской ССР. Надо сказать, что у узбеков не было до этого своего единого национального государства — они входили в состав других государственных образований.
Советская власть в лице русских и русскоязычных жителей молодой республики последовательно проводила и в РСФСР, и на всех национальных окраинах, и во всех нерусских автономиях политику освобождения женщин и предоставления им равных с мужчинами прав и свобод — поэтому и узбечки не могли остаться в стороне. Для защиты прав женщин на территории РСФСР были приняты следующие законодательные акты:
- Декрет о 8-часовом рабочем дне (29 октября (11 ноября) 1917 г.) — запрет ночного труда женщин;
- Декрет о пособии по беременности и родам (14 (27) ноября 1917 г.) — введение отпуска и пособия по беременности и родам;
- Декрет о гражданском браке (18 (31) декабря 1917 г.) — уравнение женских прав в семье и браке с мужскими;
- Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 12 (25) января 1918 III (Объединительного) Всероссийского съезда рабочих, солдатских и крестьянских депутатов провозглашает независимость прав человека от его пола;
- Конституция РСФСР от 10 июля 1918 г. закрепляет право женщин наряду с мужчинами избирать и быть избранными в Советы (ст. 64);
- О заработной плате рабочих и служащих в Советских учреждениях (1 сентября 1918 г.) — установлен минимум заработной платы независимо от пола;
- Декрет о тарифе (17 июня 1920 г.) — введён принцип равной оплаты мужского и женского труда.
Такие же нормы вводились и в законодательство всех союзных республик СССР.
В 1920-е гг. в УзССР были организованы так называемые женотделы (сокращение от Отдел по работе среди женщин, Женский отдел, другое название — Отдел работниц и крестьянок), в которых узбечек обучали правильному уходу за детьми и азам гигиены (использованию мыла и зубного порошка, обеззараживанию, санитарии), а также учили защищать свои права и заодно разъясняли сами эти права. Кроме того, советская власть создала женские и детские медицинские консультации и организовала родильные дома.
Все узбечки носили паранджи и чачваны. Паранджа (от перс. фараджи, в узб. произношении — паранджи) — это широкая верхняя одежда с длинными рукавами. Чачван — это закрывающая лицо женщины прямоугольная густая сетка из чёрного конского волоса.
Поэтому именно паранджа и чачван были объявлены советскими властями «символами угнетения и рабства» женщин Средней Азии и Узбекистана и началась кампания по запрету их ношения под названием Худжум (тюркск. — наступление).
В 1924 г. был опубликован декрет об отмене калыма.
Движение за отмену паранджи в УзССР возглавила узбечка Таджихан/Таджихонапа Ташматовна Шадыева (узб. Тожихон Шодиева; 1905—1981) — дочь шахтёра-узбека и уроженка кишлака Янгичек, в 1918—1920 гг. — рабочая завода в Фергане, в 1920—1921 гг. — слушательница девятимесячной партийной школы в Ташкенте, в 1921—1922 гг. — последовательно ассистент Хорезмской партийной школы, лектор Хорезмского университета и инструктор женского отдела Хорезмского комитета ВКП(б), в 1923—1924 гг. — сотрудница женского отдела Ферганского обкома ВКП(б).
В истории её жизни — весь путь узбекской женщины. Муж с ней спал. А другие его жены её били, пока не пришла другая, новая жена, купленная за два верблюда и восемь баранов... Такой была грязная гаремная экзотика, которая нравилась дешёвым европейским писателям и трогала до слёз почтенных европейских дам... Юлиус Фучик. (Женщины Узбекистана // Смена. — №965. — август 1967.)
Она была чуть ли не самой первой публично отказавшейся от ношения паранджи и чачвана узбечкой и поэтому женское движение за отмену паранджи в Узбекистане и Таджикистане назвали её именем.
Вслед за ней паранджи и чачваны стали снимать в 1924 г. жёны узбеков-рабочих. Узбеки запрещали своим желавшим снять паранджу жёнам посещать советские собрания или парады под угрозой развода, а при выходе из дома к ним относились как к проституткам, тысячи узбечек были избиты и изнасилованы за участие в движении Худжум.
Твоя мать сбросила паранджу, и теперь она превратится в проститутку. Ученик школы хлопкового комитета и комсомолец Кузы Гиясов в присутствии друзей своему однокласснику Набиеву // РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 777. Л. 78–79.
Основной удар центр нашей агитации надо направить на паранджу. Это, понятно, не значит, что всё дело в парандже. Паранджа — только начало большой, длительной упорной работы...<...>... Нельзя говорить о действительном раскрепощении женщин, действительном равноправии, сохраняя паранджу. Пока есть паранджа, до тех пор трудно ставить и решать другие задачи... <...>... Ребёнок, находящийся под паранджой, получает недостаточное количество свежего воздуха, и, кроме того, паранджа изолирует ребёнка от внешнего мира, в результате чего он получает мало впечатлений и раздражений, что задерживает развитие его психики. (Икрамов А. За раскрепощение женщин // Правда Востока. 08.03.1927.)
В Международный женский день 8 марта 1927 г. на площади Регистан в Самарканде сотни узбечек публично сняли с себя паранджи и чачваны, сложили их в кучу и сожгли её. То же самое произошло в тот же день и в г. Андижан. Так началась официально объявленная советскими властями УзССР кампания Худжум, которая до этого велась в основном лишь женщинами-активистками.
Советская власть дала равноправие женщинам. Женщин народов Средней Азии она из бесправных рабов превратила в человека и гражданина великого Союза Советских Социалистических Республик. Постановлении ЦИК УзССР на первой странице «Правды Востока». 08.03.1927.
Мы не ставим вопрос о раскрепощении таким образом, чтобы снимать только паранджу. Здесь вопрос о вовлечении во всю общественную работу, в партию, союзы “Кошчи”, профсоюзы, производство и т.д. (Икрамов А. Вот тебе освобождение // Правда Востока. № 64. С. 3. 18.03.1927.)
Согласно сводке от 20.03.1927 г. в «Правде Востока», в Ташкенте паранджу сняли 1755 узбечек, в Самарканде — ок. 750, в Коканде — 1678.
За следующие три месяца по всей республике носить паранджу и чачваны отказались ещё 90.000 узбечек.
Многим узбекам всё это совершенно не понравилось — до такой степени, уже за первые полгода с 08.03.1927 г. в УзССР мужчины убили 235 снявших паранджу и чачваны женщин.
"За снятие паранджи мы смешаем честь женщины с навозом!" — так кричали насильники и, накрыв обезумевшую от страха женщину халатом, поволокли её в сад, зажали рот рукавом халата, избили её и изнасиловали по очереди. «Правда Востока». 18.03.1927.
Не единичны случаи убийства. Так, в кишлаке Шарихан убиты жена и муж, разрешивший ей сбросить паранджу. Убийцы арестованы. В кишлаке Дурмень убили мужчину за то, что он проводил агитационные работы о раскрепощении женщин. «Правда Востока». 07.04.1927.
В Самарканде муллы (араб. господин, повелитель, владыка — знатоки Корана и религиозных обрядов у мусульман) и ишаны (перс. ishān, чагат. išаn — наследственные руководители суфийских тарикатов (братств)) посылали своих жён в ЦИК с жалобами о принуждении их к снятию паранджи. Снявшие паранджу и чачван женщины и советские работники получали анонимные письма следующего содержания: «Будем закапывать живыми в землю, резать руки, языки и бросать в реку».
Против Худжума выступали сами узбеки-коммунисты:
Власть насильно открывает женщин, но бояться её не надо. Если кто будет вызывать женщин на собрания, этих лиц ловить и убивать, ибо теперь можно ожидать возникновения басмачества. Бог даст, через неделю они появятся. Донос на члена КП(б) УзССС Камбара Али Умара Алиева. Беседа в чайхане кишлака Джан-Джаль Касансайского района Андижанского округа с 20 другими узбеками // РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 1214. Л. 1–5.
Теперь необходимо жениться исключительно на религиозных женщинах, которые никогда не откроются, и говорил о том, что из узбечки никогда не получится полезной общественной работницы из-за её неразвитости. Донос на члена КП(б) УзССР Мирзабая Байбачи Карабашева. Беседа в чайхане Ферганы // РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 1214. Л. 1–5.
Только в 1927—1928 гг. в УзССР мужчинами были убиты более 2.500 женщин из числа активисток женотделов, членов районных и кишлачных советов, учительниц, заведующих женскими клубами и библиотекарш.
Кроме того, в ряде случаев уже на следующий день узбеки приводили своих жён на те же площади, где они сняли с себя и сожгли паранджу и чачван, и заставляли снова надеть их. Большинство снявших в 1927 г. паранджи и чачваны узбечек либо снова надели их, либо снимали их только во время официальных мероприятий. Партийные функционеры из числа узбеков заводили себе "открытых" "советских" жён для официальных мероприятий, а дома имели "закрытых" мусульманских жён в паранджах и чачванах.
Поэтому в октябре 1927 г. XIV пленум Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б) принял постановление о наказании за подобные действия вплоть до исключения из рядов КП(б) УзССР.
В том же октябре 1927 г. состоялся Первый всеузбекский съезд работниц и дехканок в составе 116 делегаток и 300 женщин Самаркандского окружного и республиканского активов. Из 78 делегаток-узбечек 42 были неграмотными. Участники съезда снова говорили о калыме, многожёнстве и фактическом бесправии женщин в УзССР и требовали более решительно исполнять принятые советской властью для защиты женщин законы республики. (ЦГА УзССР, ф. Р-86, on. 1, д. 5133, л. 22—28. Копия.)
В ноябре 1927 г. на V среднеазиатском краевом совещании работников среди женщин был признан провал проведения Худжума:
Кампания по “фактическому раскрепощению” мусульманок провалена, а женотделы получали ложные показатели, что создавало иллюзию успешности. РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 1196. Л. 39–56.
Актриса Узбекского государственного театра Турсуной Саидазимова (1911—1928) как «нарушившая честь семьи» была убита несколькими ножевыми ранениями своим собственным мужем.
Её учитель театрального дела, поэт и драматург, народный поэт УзССР (1926), автор пьес «Проделки Майсары» (1926) и «Тайны паранджи» (1927) с описанием тяжёлой судьбы узбечек, создатель узбекской советской литературы Хамза Хакимзаде Ниязи (1889—1929) посвятил убийству Турсуной Саидазимовой стихотворение «На смерть Турсуной» и сам был убит 18.03.1929 г. Его забросали камнями узбеки кишлака Шахимардан по приказу местного исламского духовенства за организацию празднования Международного женского дня 8 марта, во время которого 23 женщины кишлака сняли паранджу и чачван.
В 1928 г. уголовный кодекс УзССР был дополнен поправкой, вводившей 8 лет заключения за убийство или калечение женщины, связанные с раскрепощением. В 1928 г. в УзССР закрылись женские клубы и школы, прекратилась агитация среди мусульманок, а ташкентский Центральный Отдел перестал получать отчёты с мест о состоянии раскрепощения.
В декабре 1928 г. на VI среднеазиатском совещании женотделов УзССР было принято решение отказаться от принудительного запрета на ношение паранджи "сверху" и сосредоточиться на воспитании самостоятельности женщин и перевоспитании мужчин:
Разве снятие паранджи самое обязательное? Ведь те, кто снимают паранджу, считаются проституткой! Надо сначала массы перевоспитать, сейчас нечего насильно снимать паранджу, кто захочет — сам снимет. Нельзя это ставить обязательным условием, этим мы только отпугнём. РГАСПИ. Ф. 62. Оп. 2. Д. 1717. Л. 77.
В 1929 г. убийство женщины за отказ от паранджи было приравнено к терроризму.
1 июля 1929 г. родной брат Салиходжа убил холодным оружием (совершив «убийство чести») узбекскую актрису Нурхан Юлдашходжаеву (1913—1929) за то, что она танцевала перед публикой с открытым лицом без чачвана. Салиходжа и их отец Юлдашходжа Салимходжаев были приговорены к смертной казни за совершение этого варварского преступления.
Женотделы УзССР были закрыты в январе 1930 г.
В 1934 г. И.В.Сталин публично заявил о решённости «женского вопроса» в СССР.
Но на Первом съезде трудящейся женской молодежи УзССР в начале октября 1935 г. секретарь ЦК комсомола УзССР Исраил Артыков рассказал присутствующим 650 активисткам из Узбекистана и Азербайджана историю узбечки-сироты Ашур-Биби Ташматовой. В 13 лет её выдали замуж восьмой женой за 45-летнего мужчину, который работал советским чиновником в Денау, Она несколько раз от него сбегала и каждый раз он возвращал её домой благодаря своим связям с властями, пока милиция не выявила его контакты с антисоветскими элементами и не расстреляла как врага советской власти. Но Ашур-Биби Ташматову выдали насильно замуж вторично второй женой за главу местного деревенского совета и бывшего богатого бойца Джумамира Насарова, после чего он вскоре взял себе ещё и третью жену. Желая скрыть факт многожёнства, Д. Насаров официально развёлся с двумя первыми жёнами, но заставлял их сожительствовать с ним по-прежнему по нормам шариата. Ашур-Биби Ташматова несколько раз пыталась добиться развода через местный сельский совет, но получала отказ. Ей помог агроном, написавший в райком, комиссия которого арестовала Д. Насарова, но тот бежал из-под стражи и несколько дней пытался убить свою строптивую супругу. Д.Насарова повторно арестовали и депортировали из УзССР.
В 1931 г. Ашур-Биби Ташматова отказалась от ношения паранджи, вступила в комсомол и стала работать в детском саду. Но в 1933 г. её выдали замуж насильно в третий раз за рабочего, комсомольца, помощника директора и секретаря сельсовета Бабаханова. В 1935 г. после его неоднократных угроз он подал на развод, когда она уехала в Ташкент на обучение. Ашур-Биби Ташматова обратилась за помощью в местный комитет комсомола, но ей ничем не помогли.
Добиться повсеместного отказа от ношения паранджи и чачванов в УзССР советская власть смогла только в начале 1940-х гг. во время массовой эвакуации в республику русских и русскоговорящих жителей других республик СССР. Не было при Сталине в УзССР искоренено и многожёнство:
Широко распространено многожёнство, как правило среди наиболее обеспеченной части населения (председатели колхозов, бригадиры, председатели сельсоветов). (Секретарь ЦК ВЛКСМ О. П. Мишакова. Записка секретарям ЦК ВКП(б) И. В. Сталину, Г. М. Маленкову и А. А. Жданову «Об оживлении феодально-байского отношения к женщинам в Узбекской, Туркменской и Киргизской ССР» от 11.01.1946.)
В 1960—1965 гг. в УзССР ежегодно суды рассматривали от 30 до 66 дел о многожёнстве.
Ну и в качестве вишенки на торте посмотрим, как подаётся проведённая в УзССР под давлением русских и русскоязычных в 1920-х—1940-х гг. эмансипация узбекских женщин в современном официальном учебнике истории для старших классов и средних специальных учебных заведений независимой республики Узбекистан:
Быстрое освобождение узбечек от запретов во время кампании Худжум по снятию паранджи и чачванов привело к убийству многих женщин (ок. 2.500 чел.) суеверными фанатиками и в этом (!) виноваты слишком спешившие большевики (с. 71—72). Часто женщин ставили на тяжёлые работы (например, принудительно обучали вождению тракторов) и это вредило их здоровью (с. 73). Потом известные узбечки были репрессированы советской властью (с. 73). Вопреки (!) политике советской власти женщины УзССР стали свободными и сделали много полезного для общества (с. 74).
Источник: Раджабов К., Замонов А. История Узбекистана (1917—1991 годы). Учебник для учащихся 10-классов средних образовательных учреждений и учреждений среднего специального, профессионального образования. — 1-oе издание. [Утверждено Министерством народного образования Республики Узбекистан.] — Ташкент: Издательско-полиграфический творческий дом имени Гафура Гуляма, 2017.