Найти тему
ЭраАвто

Утильсбор на автомобили в России вырос на 80%: последствия для владельцев машин

Оглавление

В России с 1 октября вступил в силу указ об индексации утилизационного сбора на автомобили. Ставка сбора была увеличена на 70–85%, и ожидается, что она будет расти ежегодно до 2030 года. Правительство утверждает, что эта мера направлена на поддержку российского автопрома.

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM
Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM

Что такое утилизационный сбор

Утилизационный сбор был введён в России в 2012 году после присоединения страны к Всемирной торговой организации (ВТО). Первоначально этот платёж касался только импортируемых автомобилей. Но с 2014 года он стал распространяться и на российских производителей, а также на покупателей машин. Правительство объясняло, что эти средства предназначены для оплаты переработки автомобилей после их использования.

В России утилизацией машин занимаются организации, имеющие лицензию Росприроднадзора или уполномоченные Минпромторгом.

Точное количество автомобилей, утилизируемых в России за год, неизвестно. По предварительным оценкам, всего за 12 месяцев из эксплуатации выводится около 400 тысяч машин — легковых, грузовых, спецтехники и автобусов. Однако не все эти автомобили отправляются на промышленную переработку, некоторые из них разбираются для других целей.

На сколько вырастет утилизационный сбор

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

Для легковых автомобилей, которые ввозятся для перепродажи и оснащены двигателями объёмом до 1 литра, новая ставка утилизационного сбора составила 150 200 рублей (предыдущая ставка — 81 200 рублей).

Одной из самых популярных категорий новых автомобилей сейчас являются модели с двигателями объёмом от 1 до 2 литров. Для таких машин утилизационный сбор с 1 октября вырос с 306 000 до 556 200 рублей. С 2025 года ставка для этих моделей составит около 667 000 рублей.

За автомобиль с двигателем объёмом от 2 до 3 литров с 1 октября нужно заплатить внушительные 1 562 800 рублей. С 1 января 2025 года эта сумма увеличится до 1 875 600 рублей. Предыдущая ставка для таких машин составляла 844 800 рублей.

Для автомобилей с двигателем объёмом от 3 до 3,5 литров ставка утилизационного сбора этой осенью увеличилась с 970 000 до 1 974 000 рублей. В следующем году нужно будет заплатить уже 2 153 400 рублей.

На машины с двигателем объёмом более 3,5 литров действует новая ставка утилизационного сбора — 2 285 200 рублей вместо 1 235 200 рублей. С 2025 года эта сумма увеличится до 2 742 300 рублей.

Индексация утилизационного сбора затронет не только легковые автомобили, но и коммерческий транспорт: грузовые автомобили, прицепы, автобусы и спецтехнику. Однако произойдёт это не сразу — сбор для дорожно-строительной техники увеличится только с 2025 года и будет расти на 15% ежегодно.

Почему это важно для обычных водителей

Все расходы, связанные с уплатой утилизационного сбора, продавцы обычно включают в стоимость автомобиля. Поэтому после 1 октября рост цен на машины — лишь вопрос времени.

Например, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что с увеличением утильсбора цены на китайские модели даже в базовых версиях вырастут примерно на 300 тысяч рублей. Это около 10–20% от текущей стоимости таких машин. Эксперт напомнил, что ставка на импортные автомобили теперь будет повышаться каждый год, поэтому на нашем рынке будет устойчивый тренд на рост цен.

Другие эксперты и участники рынка прогнозируют похожий рост цен. Например, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша ожидает увеличения стоимости автомобилей в четвёртом квартале 2024 года на 10–15%.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов заявил, что осенью текущего года новые автомобили могут подорожать на 10%. Аналогичного мнения придерживается президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.

Что будет с локализованными машинами

Фото: MIT Russia / Global Look Press
Фото: MIT Russia / Global Look Press

В настоящее время в России представлено 40 китайских автомобильных брендов. Однако лишь некоторые из них имеют собственное производство в нашей стране. К таким брендам относятся Haval, Kaiyi, BAIC, SWM, Foton, JMC, Forthing, DFSK и Jetour.

Также в Москве налажено производство автомобилей под маркой «Москвич», которые представляют собой китайские модели JAC.

Представители Минпромторга сообщили, что индексация утилизационного сбора не окажет существенного влияния на стоимость отечественных автомобилей. Они пояснили, что локализованным в России производителям доступны различные меры государственной поддержки.

Следует напомнить, что за локализацию производства компаниям начисляются баллы. Чем больше баллов, тем больше государственная поддержка в соответствии с подписанным специнвестконтрактом.

Например, за локализацию сварки и окраски кузова или кабины начисляется 400 и 500 баллов соответственно. За штамповку не менее 30% начисляется 100 баллов, а за штамповку не менее 70% — 300 баллов (за исключением автобусов). За использование российского металла, включая алюминий, не менее 70% общей массы кузова начисляется 200 баллов. Важно отметить, что на данный момент только АвтоВАЗ имеет высокий уровень локализации производства.

По мнению Шапарина, компании с собственным производством в России также не смогут сохранить текущие цены на свои автомобили. Он отметил, что утильсбор является мощным фактором инфляции.

«Поэтому автопроизводителям, выпускающим автомобили в нашей стране, придётся скорректировать цены в сторону повышения», — подчеркнул он.

Ограничения для серых импортеров

Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM
Фото: alexgo.photography / Shutterstock / FOTODOM

Новое постановление, помимо увеличения ставок утилизационного сбора, нанесло ещё один удар по так называемому серому импорту. Многие продавцы использовали различные схемы для снижения таможенной стоимости автомобилей, чтобы сделать их более привлекательными для покупателей.

Одним из таких способов было оформление автомобиля в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), чаще всего в Белоруссии или Казахстане, а затем его продажа в России. Однако теперь правительство решило закрыть эту лазейку. С 1 октября, если автомобиль был ввезён в ЕАЭС менее года назад, при его ввозе в Россию утилизационный сбор будет рассчитываться на коммерческих условиях. Это особенно сильно ударит по тем, кто заказывает новые или подержанные автомобили из Европы.

Авто
5,66 млн интересуются