Перед нами наш нынешний век, нацеленный на уничтожение мифа. Современный человек, лишённый мифа, испытывает голод среди всего своего прошлого и должен отчаянно искать корни.
Мы живём в то время, когда наука и технологии в значительной степени уменьшили наши физические страдания. Но можно ли то же самое сказать о наших психологических страданиях?
Несмотря на то, что продолжительность нашей жизни была продлена, а многие болезни искоренены, это не изменило нашего экзистенциального положения.
Как и любой другой мужчина или женщина, ходившие по этой земле, мы рождаемся, мы умрём, всё и все, кого мы знаем, обратятся в прах, и если мы не будем одними из немногих, наше наследие будет жить самое большее поколение.
Размышления об этих фактах не приносят нам радости. Но если мы будем размышлять об этих фактах и в то же время чувствовать, что нашей жизни недостаёт смысла, тогда мы будем страдать от острой психологической боли.
Но, хотя наука и технологии могут многое предложить, нет приложения, устройства, уравнения или фармацевтического препарата, которые могли бы наполнить нашу жизнь смыслом. Скорее, эту роль традиционно играл миф. Запад, однако, оказывается в трудном положении в этом отношении.
Ибо, согласно Фридриху Ницше и Карлу Юнгу, закат христианства привёл Запад к периоду отсутствия мифов, в котором он пребывает по сей день. И это отсутствие мифа, независимо от всех достижений науки и техники, затруднило нам столкновение с нашим экзистенциальным затруднением и увеличило нашу склонность к психологическим страданиям.
«Среди так называемых невротиков наших дней немало таких, кто в другие эпохи не был бы невротиком, то есть разделённым по отношению к самим себе. Если бы они жили в эпоху… когда человек всё ещё был связан мифом с миром предков… они были бы избавлены от этого внутреннего разделения». (Карл Юнг, «Воспоминания, Мечты, размышления»).
Как миф помогает нам нести наше экзистенциальное бремя и облегчать наши психологические страдания? Не являются ли мифы просто примитивными попытками объяснить устройство мира природы или вымышленными историями, прославляющими истоки культуры? Разве мы не вышли за рамки нашей потребности в мифе с развитием науки? Согласно Ницше и Юнгу, мы этого не сделали.
Наука и миф затрагивают разные вопросы. Научный метод имеет дело с причиной и следствием и помогает нам понять, как устроен мир природы. С другой стороны, мифы — это повествования, которые передают способы поведения, модели действий и способы познания мира, способствующие здоровому психологическому развитию и осмысленной жизни.
Другими словами, миф воплощает мудрость прошлых поколений, предлагая решения нашей общей экзистенциальной дилеммы и помогая объединить культуру в рамках общего видения.
Когда общество теряет свой миф, члены этого общества не теряют потребности писать истории о своей жизни. Скорее, эта потребность настолько неотъемлема от нашего благополучия, что это то, что мы делаем с помощью мифа или без него.
Мы подчёркиваем определённые события прошлого, отрицаем другие и даже фабрикуем определённые элементы истории нашей жизни, и мы делаем это, чтобы понять, кто мы такие и куда идём. Но когда «горизонты общества окружены мифами» (Ницше), процесс построения значимой истории жизни, способствующей нашему психологическому развитию, значительно облегчается.
Чтобы понять, как миф достигает этого подвига, нам нужно изучить роль мифологического символа. Ибо именно символы мифа действуют, по словам Ницше, как «незаметные вездесущие… стражи, под защитой которых растёт юная душа…».
В отличие от знака, который указывает на известную сущность или представляет её, символ, по словам учёного-юнгианца Эдварда Эдингера, — это «образ или репрезентация, которая указывает на нечто по существу неизвестное, тайну». (Эдвард Эдингер, «Эго и архетип»).
Религии — богатейший источник символов. Будь то крест в христианстве, мандала в индуизме или колесо дхармы в буддизме, символ действует телеологически, побуждая нас двигаться вперёд к целям, которые мы понимаем лишь частично.
«Роль религиозных символов заключается в придании смысла жизни человека. Индейцы Пуэбло верят, что они сыновья Отца Солнца, и эта вера придаёт их жизни перспективу (и цель), которая выходит далеко за рамки их ограниченного существования. Это даёт им достаточно пространства для раскрытия личности и позволяет им жить полноценной жизнью как полноценным личностям. Их положение бесконечно более удовлетворительно, чем положение человека в нашей собственной цивилизации, который знает, что он есть (и останется) не более чем неудачником, не имеющим внутреннего смысла в своей жизни». (Карл Юнг, «Человек и его символы»).
Отказ от мифа отчасти был реакцией против символа. Почему мы должны верить во что-то, что, рассматриваемое объективно, через призму нашего более просвещённого научного разума, не имеет под собой реальной основы?
Но роль символа заключается не в том, чтобы помогать нам манипулировать или понимать внешний мир, скорее, его основная цель — помочь нам психологически развиваться, и он выполняет эту задачу независимо от своей внешней ценности истины.
«Рассматриваемый с точки зрения реализма, символ, конечно, не является внешней истиной, но он психологически верен, поскольку он был и остаётся мостом ко всему лучшему, что есть в человечестве». (Карл Юнг, «Символы трансформации»).
Однако не все мифы одинаково ценны или подходят для всех этапов человеческой истории. Некоторые мифы лучше отражают борьбу мужчин и женщин в разные эпохи и предоставляют лучший набор символов, помогающих нам справиться с нашей экзистенциальной дилеммой.
Ницше не любил христианский миф – он рассматривал христианство как миф, отрицающий жизнь, в отличие от его более любимых трагических мифов Древней Греции. Юнг был менее критичен к христианству. Христианство было одним из множества религиозных мифов, которые, по его мнению, имели огромную ценность для личности:
«Религиозный миф — одно из величайших и наиболее значительных достижений человека, дающее ему безопасность и внутреннюю силу, чтобы не быть раздавленным чудовищностью вселенной». (Карл Юнг, «Символы трансформации»)
Продолжение в следующей статье — следите за выпусками.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа