Всё никак я не соберусь с силами, чтобы сесть за Москву. Ну вот не знаю я какую систематизацию взять за основу при описании поездов из российской столицы. Всё бы ничего, но на куче направлений все перемешано. То поезда отправлялись с Курского вокзала, то с Казанского. То с Казанского, то с Павелецкого. Ну и понятно, что их было очень много в разные годы. Одна мысль появилась, может быть вечером апробируем.
Ну а пока я последние минуты размышляю над Москвой, то решил проверить, а не было ли случайно когда-нибудь поездов со станции Могоча. У меня с ней есть небольшая личная история из детства. В общем, в 1983 году поехала у меня бабушка к тёте в Находку. Ту распределили туда после техникума, она сделала ей приглашение - тогда на Дальний Восток по-другому не пускали. Села бабушка в Иркутске на "Россию" темно вишневого цвета. На мой взгляд, это была самая благородная окраска из всех фирменных поездов в стране (ну после "Байкала", конечно, который в темно-синей гамме для жителя Иркутска ничего не затмит). И сказала, что будет дорогой писать письма о том, что видит. До Читы-то мне дорога была хорошо известна, а вот дальше по железной дороге я не был. На самолете летал и в Хабаровск, и во Владивосток, и на Сахалин, а вот поездом не доводилось. Так вот первое письмо от нее пришло как раз из Могочи. Там я впервые и прочитал ту самую знаменитую поговорку, что "Бог создал Ялту и Сочи, а черт - Сковородино и Могочу". Пришлось открывать атлас и искать это чёртово творение.
Вообще, вот так посмотришь на фотографии этих мест, и не возникает здесь ощущения суровости.
А вокзал и вовсе достаточно современно выглядит для Транссиба.
Ну климат говорят здесь реально жесткий. Особенно зимой. Так вот, стал я искать, а не ходил ли какой-нибудь поезд с начальной станцией Могоча. Таковой я не нашел, а вот одну интересную деталь нашел.
В 1961 году, а также во все последующие годы поезда делали остановку в Могоче после станции Ксеньевская. В 1961 году лишь № 44 сообщением москва-Хабаровск останавливался еще и на станции Катарангра. А в 80-е годы некоторые уже и на Ксеньевской не останавливались. "Россия", например, или № 42 - обычный скорый сообщением Москва-Владивосток. В Могоче же делали остановку абсолютно все.
Так вот, в 1969 году я обнаружил одну интересную деталь. За 10 км до Могочи есть станция Раздольное. Так вот в справочнике за этот год абсолютно все поезда тормозили на этой станции.
Там до Могочи оставалось 13-15 минут хода. Но все делали эту остановку, Причем, как на пути на Дальний Восток, так и обратно. Причем, ну я бы еще понял, что на каком-нибудь сортировочном разъезде тормознули бы поезда по пути к Могоче, поскольку на последней еще не готовы были морально принять эти поезда. Но нет же! На обратном пути история та же самая!
В 1980 и 1989 году справочники краткие, поэтому понять, были ли у каких-нибудь поездов остановки в Раздольном не представляется возможным: там Ксеньевская и сразу же Могоча без промежуточных остановок. А вот в 1983 году есть промежуточные на этом участке. Но в Раздольном останавливался лишь один единственный поезд №191/192 сообщением Тында-Чита. Та же ситуация в 1995-м году. А в 2004-м году - это Ерофей Павлович - Чита № 391/392. Да там численность постоянного населения сегодня - 7 чел. В принципе, там сохранилось движение пригородных поездов, поэтому добраться можно.
Пытался я найти, что же там такое происходило в "быстром" 1969 году (это по опыту прошлых публикаций год с одними из самых быстрых поездов). Но вся проблема в том, что еще одно Раздольное есть в Приморье. И там оно гораздо более известное. И все отсылки в сети ведут к тому Раздольному. А вот про нужное нам вообще ничего не смог найти. Остается уповать на то, что у меня в читателях есть кто-то из тех мест, кто сможет вспомнить, а что же там такое было в 1969 году. Причем в Могоче абсолютно все поезда стояли 14-15 минут (ну поразительная системность просто). Лишь у пары поездов стоянка была 16 минут (в т.ч. знаменитый Харьков - Владивосток). То есть нельзя сказать, что остановкой в Раздольном пытались как-то разгрузить Могочу.
В общем, вот такая очередная загадка. Наверняка что-то было связано с каким-то ремонтом. Единственное что приходит на ум, что был какой-то ремонт электросети, и к поездам в Раздольном по быстрому цепляли / отцепляли тепловоз до Могочи или наоборот до Ксеньевской. А у Вас есть мысли по этому вопросу?
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!