22 марта 1994 года. В кресле пилота лайнера Airbus A310 Аэрофлота сидит 15-летний Эльдар, предоставленный сам себе. Мальчик удерживает штурвал наперекор автопилоту, что пытается выровнять горизонт. Приняв сопротивление пилота за команду, в 0:55 боковой канал автопилота отключается, больше не управляя горизонтальным полетом. Три летчика этого не замечают...
Автопилот на Airbus A310 не отличался от автопилотов на самолетах СССР. Кроме одной способности - вертикальный (высота) и боковой (горизонт, поворот) каналы автопилота могли отключаться раздельно. И когда автоматическое управление поворотом отключалось, автопилот продолжал управлять высотой.
По сути, автопилот мог работать наполовину, на случай если другая его половина поломалась и ее заменяет человек. Но чтобы это произошло, пилоты должны намеренно противодействовать автопилоту, удерживая штурвал силой. В СССР противодействие летчика автопилоту отключало оба канала одновременно и весь автопилот.
Раздельное отключение автопилота пилотами Запада никогда не использовалось. И во Франции летчиков "Аэрофлота" особенности западных автопилотов даже не обучали. И конечно, они не знали об этом.
Но даже это вряд ли бы привело к катастрофе, если бы не коварная особенность Эйрбаса 1983 года выпуска. Все дело в том, что отключение половины автопилота не сопровождалось звуковым и световым сигналом. Поэтому в кабине никто не понял, что лайнер наполовину предоставлен сам себе, а точнее штурвалам летчиков.
В 00:55 летчиками являлись мальчик Эльдар и второй пилот Пискарев, сидящие в двух креслах. Но вопреки инструкции Пискарев отодвинул кресло назад, далеко от штурвала, и единственным летчиком стал сын капитана. Дальнейшие события менялись с головокружительной быстротой...
Как только боковой канал отключился, автопилот перестал компенсировать повернутый вправо Эльдаром штурвал. Это привело к мгновенному нарастанию крена вправо. За 36 секунд Airbus A310 накренился на 40 градусов, но никто из пилотов этого не заметил, Кудринский ласково сказал дочке: "Яна, будете спать в салоне 1-го класса, только не шумите там".
В 00:55:36. черный ящик записал вопрос Эльдара: "Папа, почему он поворачивает?" Мальчик, не экипаж, заподозрил неладное. - Сам поворачивается? - спросил отец - Да. - А почему? Не знаю, - ответил мальчик отцу. "Мы входим в зону ожидания!", - предположил второй пилот Пискарев и летчик Макаров, летящий пассажиром рейса.
За 14 дальнейших секунд угол крена самолета превысил 45 градусов, крылья не могли поддерживать подъемную силу и самолет начал снижаться. Все еще работающий вертикальный автопилот, что поддерживал высоту 10 100 метров, отреагировал поднятием носа вверх и ревом моторов для усиления тяги. Не управляя больше поворотом, автоматика делала что могла.
По мере того, как самолет входил в поворот, росла перегрузка, вдавливая людей в пол. "РЕБЯЯЯТАА!" - раздался встревоженный голос летчика-пассажира Макарова. Три пилота Аэрофлота в 00:55:50 мгновенно осознали возникшую опасность ...
Когда вертикальный автопилот усилил тягу и задрал нос, угол атаки Эйрбаса стал нарастать. Если угол атаки становится неприемлемым, воздух не проходит над верхушками крыльев, это приводит к ударам воздуха в корпус - на большой скорости он вязкий и плотный как вода.
После ударов начинается торможение, затем аэродинамический срыв, поскольку крылья теряют способность создавать подъемную силу. Далее самолет достигает порога сваливания, сваливание переходит в штопор, когда самолет кружится и падает вниз, из штопора могут выйти лишь асы.
Но Airbus A310 управлял мальчик Эльдар, не ас и даже не второй пилот. Пискарев слишком далеко отодвинул кресло и сейчас боролся с перегрузкой 4,8 G, пытаясь добраться до второго штурвала. При взлете авиалайнера пассажиры испытывают перегрузку в 1,5 G. Предельно допустимое значение перегрузок для гражданской авиации 2,5 G. На борту рейса 593 сейчас перегрузка 4,8 G, а значит второй пилот Пискарев и два летчика позади боролись с весом в 4,8 раза больше собственного...
ДАЛЬШЕ: глава 6 < (жми) I Оглавление ниже:
Больше моих статей можно читать по платной подписке на "Дзен-Премиум". Новые материалы раннего выпуска и эксклюзив выходят регулярно. Спасибо что читаете меня.