Еще совсем недавно театр был очень закрытым пространством, куда зритель попадал исключительно через парадный вход, проходя фойе и оказывался в зале. Но театр, как и все вокруг, стремительно меняется. В данный момент заядлым театралам по всей России доступны и иммерсивные спектакли, и творческие неформальные встречи с артистами, и даже экскурсии в закулисье, которые пользуются особой популярностью. Но если вы еще не были на такой экскурсии и не знаете из чего состоит сцена изнутри – мы вам об этом расскажем!
Начать стоит с того, что вся сцена состоит из верхней и нижней машинерии. К верхней относят колосники – сетчатое пространство над сценой, где властвуют различные виды креплений, тросов, осветительного оборудования и многого другого. Колосники могут представлять собой даже несколько этажей «сетки», между ними сотрудники театра перемещаются по специальным мостикам и лестницам.
Ниже располагается планшет сцены – это то, что видит зритель перед собой, сценическое покрытие пола по которому ходят артисты. Планшет может быть цельным, разборным или же механизированным. Последний – самый сложный вид, он представляет из себя один или несколько поворотных кругов, подъемные и спускающие механизмы, люки, плунжеры и многое другое.
Еще ниже, под сценой – трюм. Именно туда попадают актеры, когда бросаются в морскую пучину или неожиданно исчезают. Здесь же располагается суфлерская будка – редкий театральный атавизм, который, пожалуй, сейчас найдется разве что в Малом театре.
А теперь расскажем о всем, что вокруг!
Зеркало сцены — это пространство, которое зрители видят. По сути, здесь можно было бы поставить точку, потому что зеркало сцены – это и есть та сцена, которую принято сценой называть.
Авансцена — это часть сцены, расположенная между зрительным залом и занавесом. В драматическом, и иногда в музыкальном театре, на авансцене происходят небольшие фрагменты представления, необходимые для перехода от акта к акту, от картины к картине. В это время за закрытым занавесом зачастую происходит монтаж декораций.
Арьерсцена – то, чего зритель никогда не видит из зала. Пространство за задником, которое зачастую используется для хранения декораций, и изредка – для увеличения глубины сцены во время масштабных спектаклей, которым не хватает обычного сценического пространства.
Карман сцены – это боковые помещения с двух сторон от сцены связанные с ней проходом. В них хранятся собранные декорации, которые в любой момент готовы выехать на рельсах или с помощью сотрудников театра на планшет сцены.
Кулисы – это часть одежды сцены, которая скрывает боковые карманы, стены и артистов, которые готовятся к своему выходу
Падуга – верхняя горизонтальная полоска ткани над сценой, скрывающая осветительные фермы и колосники.
Штанкет — это незаменимый элемент любой сцены. На него крепятся все декорации, которые должны подниматься и опускаться во время представления. Штанкет представляет собой прочную и длинную алюминиевую раму, закреплённую на подвесах. Штанкет прячется среди колосников, это часть верхней машинерии сцены.
Задник – художественный или же проекционный художественный элемент, который несет в себе как техническую задачу, так и творческую. Это часть декорации, закрывающая собой арьерсцену, на котором изображен фон, который лучше всего подходит цельному художественному оформлению спектакля. Задники всегда меняются от спектакля к спектаклю, а иногда – от картины к картине в одном спектакле.
Сцена – это не только место, где работают артисты, но и сложный механизм, для контроля над которым требуется множество сотрудников театра. Практически в каждом театре есть структура под названием «машинно-декорационный цех» в задачи которого входит техническое обслуживание сцены и кооперация сил с режиссерами для решения творческо-технических вопросов. Также с машинерией сцены взаимодействуют светотехнический и звукотехнический цеха театра.