Молодая женщина – С., 32 года (согласие на данную публикацию получено) состоит со мной в терапевтических отношениях . На последней встрече запрос на сессию звучал неопределенно: - Не знаю, что я хочу в работе… - Вообще не особенно знаю, кто я… - Трудно себя самопрезентовать - нет единой картинки… - В смятении из-за мамы…
На последней фразе клиентка поменялась в голосе: исчезла уверенность, веселость. Вспомнился последний эпизод в общении с матерью : - Не могу смотреть ей в глаза… (слезы, растерянность). Пояснила, что впервые за несколько последних месяцев мать сама предприняла попытку к примирению, нарушила долгое молчание коротким сообщением: «Доброе утро! Хорошего дня тебе! Целую!».
Клиентка ранее находилась в длительной терапии, одним из запросов была сепарация с матерью. Эти отношения складывались непросто и в детстве, и во взрослой жизни клиентки. Мать часто прибегала к манипуляциям, устраивала так называемые «пытки» молчанием, вызывая тем самым у дочери хроническое чувство вины.
- Как сейчас твое состояние?
- Я в смятении, меня дико злит то, что происходит, я и хочу общения с ней и не хочу одновременно. Она чувствует за собой вину - делает первый шаг, я не хочу отвергать. Я это ценю. Но я не готова сделать вид, что ничего не произошло.
Обратите внимание, как мощно развернут внутриличностный конфликт, как четко и полярно разложены аргументы « за» и «против»
…Я не могу понять, что это за эмоция. Как будто обесценивают мою обиду. И это даже обидно.
- Какой ты при этом себя ощущаешь?
- Раненая, отверженная, преданная, слабая, потерянная - на все 8 баллов.
Такое сочетание подводит к предположению о тревожно-амбивалентном типе привязанности у клиентки.
По Фалбергу: «привязанность - это близкая связь между двумя людьми, не зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником их эмоциональной близости».
Для тревожно-амбивалентного типа привязанности характерны: чрезмерное беспокойство по поводу отношений, чрезмерная потребность в одобрении, пренебрежение признаками неблагополучия в отношениях, страх отпугнуть людей, страх быть брошенным, отвергнутым, боязнь критики, навязчивое проявление заботы, покорность, уступчивость, внушаемость.
Особенно привлекает внимание характеристика «преданная». Одним из показателей, вариантов развития сепарационного процесса является ситуация, когда "взрослый ребенок" расценивает родителя, как предателя, который перестает давать эмоциональную подпитку, заботу и внимание. Это болезненный, эмоционально сложный период в жизни человека. И, если рассмотреть предательство как возможность к отделению, как отказ от своих детский ожиданий - это верный путь к обретению своей индивидуальности.
- Тогда каков твой запрос? (продолжительная пауза)
Он связан с поиском и установлением какой-то приемлемой дистанции между вами? Возможно, речь идет о личных границах в этих отношениях?
( Снова меняется в голосе: появляется твердость, решительность.)
- Есть понимание того, что она не может мне дать того, что хочется. Я смирилась с отвержением, и я отпустила ситуацию.
Здесь признаки одной из фаз сепарационного процесса - отчаяния, связанного с печалью и гореванием.
Продолжает…
- Это угроза. Как будто меня хотят посадить в дом и навесить свое .. О Обратите внимание, как часть личности клиентки реагирует на попытку возврата к прошлому, которое в буквальном смысле ассоциируется у нее с домом (в контексте родительским) и ощущение как что-то пытаются сделать над ней.
Далее - усиление, тон и поза клиентки приобретают все более решительный вид и звучание.
- Как будто мне ставят условие - хочешь общаться - сдай свои предметы самообороны!
- Что это за предметы? Какие они?
- Пистолет - его нужно сдать. Он в кобуре, он реальный, настоящий. Но благодаря качествам владельца - им ни разу не пользовались, это средство самообороны. Этот револьвер не для наступления. Он полностью заряжен, к бою готов, но его достаточно только показать! Он может стрелять по боевым точкам, но его цель - предупреждение!
Оружие – это символ автономии, способ обозначения и защиты своих границ, это и разрешение на проявление агрессии в случае нарушения их целостности. Предполагается, что человек обозначает, что он может обороняться.
Интересен выбор такого оружия и его характеристики. Так, чем меньше степень поражения оружия, тем меньше выражена потребность обозначения своих границ. Выбор пистолета (а не холодного оружия или оружия дальнего поражения, к примеру) может свидетельствовать об ощущении относительной свободы и отсутствия сильного давления со стороны. Тем не менее, в случае необходимости, есть готовность отстаивать собственную автономию и реальная возможность для этого - клиентка уточнила, что пистолет боевой, заряжен, хотя и хранится в кобуре, но в любой момент может действовать по назначению.
В жестах, интонации, мимике, общем тоне клиентки в этой части беседы проявляются признаки завершающей фазы сепарации - отчуждения/отрицания, связанного как раз с защитой.
- Я правильно понимаю, есть ты - другая С.?
С большим воодушевлением.
- Очень строгая, ей сразу верят и повторять не нужно! Есть последовательность – если сказал, нужно делать!
- Как еще это может звучать?
- Такое отношение ко мне неприемлемо! Мне так не подходит! Так со мной нельзя!
- Как это ощущается в теле?
- Как стержень и опора внутри по позвоночнику. И я очень крепкая! Ощущается как крепость, гибкость и подвижность одновременно! И как призыв: - Идти и делать!
- Хорошо, звучит очень метко и прицельно! Если чуть обернутся назад, к тем твоим состояниям, о которых ты говорила в начале сессии, похожих как на смятение, что сейчас с ними?
- Не близко, осталось далеко, по шкале не больше единицы.
Хорошая динамика по результатам работы показатели по отрицательной шкале самоопределений снизились с 8 до 1 балла.
- Как ты думаешь, что поможет сохранить или развить такие ощущения силы, гибкости и подвижности ?
- Спорт, и скорее всего это будет борьба. Мне говорили, что я очень сильная, думаю, у меня неплохо получится!
На этом наша работа была завершена. Нахожу данную сессию прекрасной иллюстрацией завершающегося сепарационного процесса, где клиенткой был сделан важный шаг в укреплении своей автономности и независимости.
Автор: Орешина Екатерина Николаевна
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru