У некоторых из вас есть особое место в сердечке для этой серии, подарившей многим игрокам не только весёлые мемы, но и запоминающееся детство. Многим, но не нам. Так получилось, что автор этих строк в своё время максимально далеко обошёл эту серию стороной и даже, когда вернулся к HD версии спустя годы, просто не смог её запустить на современном компьютере.
Так что, познакомиться с первоисточником мемов про долгоносика получилось только недавно с появлением Stronghold: Definitive Edition. Правильно ли это, делать обзор человеку, который не играл в оригинал? Абсолютно. Давайте начистоту, если вы фанат, то уже давно купили новое издание и вовсю наслаждаетесь игрой. Остальным же придется оценивать проект без розовых очков ностальгии.
Так что, давайте вместе разбираться, прошла ли Stronghold проверку временем.
Начнём мы с небольшого ликбеза для тех, кто ни разу не слышал фразу:
«Наш хмель пожрал долгоносик... Урожай погиб, милорд!».
Или сотню его вариантов. Во-первых, кто вы люди, люди ли вы вообще, вы прибыли на Землю для завоевания или мы пока в безопасности? Ладно, представим, что вы последние 15 лет провели в безвылазной экспедиции в Антарктиде и перейдём к делу.
Сначала определимся с жанром игры. Одни называют Stronghold RTC, другие говорят более объёмно - военно-экономическая стратегия. Мы же считаем это первым симулятором точечной застройки. Чуть дальше поймете, почему.
Основная цель игры - освоить новую провинцию и защитить её от соседа. Для этого нужно организовать поставки строительных материалов, наладить производство провизии, заручиться поддержкой населения, выстроить налоговую базу, отстроить оборонительные заграждения, скрафтить военную экипировку и нанять небольшую армию.
Всё это надо сделать на крохотных клочках земли со своими особенностями - холмистой территорией, не плодородными участками почвы, открытой для врага местностью или же с недостатком ценных ресурсов для строительства. В итоге самое главное решение игрок должен принять прямо в начале партии - где поставить замок так, чтобы можно было его защитить от набегов, при этом не повредив экономической логистике. С последней вы ещё намучаетесь в первые часы, так как игре явно не хватает наглядности. Понять какое количество построек будет оптимально для той или иной ситуации можно только после пары проигранных партий. Добавили бы условные цифры производства и было бы удобнее. Но видимо это слишком упростит игру.
Ещё одна загадка для новичка
Оптимальное расстояние между складом и промышленным зданием и радиус действия объектов запугивания. Эффективность любого здания с определённой дистанции стремится к нулю, но с какой именно - это большой вопрос. Так что, возвращаясь к теме точечной застройки, проще строить все здания и украшения максимально близко, нежели разбираться с предельными расстояниями.
Другой фактор, который мог бы подтянуть Stronghold: Definitive Edition, но не стал - интерфейс строительства.
Смотреть на это неорганизованное месиво в 2023 году просто-напросто больно. Благо, для того, чтобы разобраться со всеми аспектами игры и привыкнуть к интерфейсу у вас есть три компании: две боевые и одна экономическая. Надо признаться, сделаны они отлично. Оригинальная компания так и вовсе может дать урок современным играм о том, как надо развлекать игрока.
Она справляется сразу с тремя задачами - обучает игрока азам, поочерёдно знакомя последнего с новыми механиками игры. Рассказывает интересную историю с сюжетными поворотами уровня «Игры престолов». Так ещё представляет огромный спектр миссий с различными заданиями и условиями, не давая заскучать ни на минуту. А в конце сюжета придётся сдавать настоящий экзамен на знание и умение играть, так как финальные миссии в плане сложности явно сделаны по стандартам старой школы.
Разработчики приготовили новую компанию для ветеранов серии.
Если для игрока и этого будет мало, разработчики приготовили новую компанию для ветеранов серии, которая запустит пятую точку играющего на орбиту быстрее ракет SpaceX. Можете погрузиться в более спокойную, но не менее интересную экономическую кампанию со своим набором миссий или просто почилить в песочнице.
Геймплейного разнообразия здесь предостаточно.
Есть даже варианты для тех, кто вообще не хочет заниматься строительством - режим осад, где можно поэкспериментировать с разными видами войск, их сочетаниями и различными условиями проведения битв.
Однако тут вы узнаете об ещё одной проблеме игры - искусственный интеллект противника безбожно устарел. Он до безобразия прямолинеен, что позволяет частично манипулировать им при помощи стен, рвов и стрелецких башен. Конечно вам всё ещё нужно накопить достаточное количество ресурсов и многое подготовить для таких махинаций, что не всегда случается. Но если вы всё успели сделать вовремя, то с большинством угроз можно справиться даже не вспотев. Может быть это часть шарма оригинальной части, но буквально пара правок пошла бы игре явно на пользу.
Если хочется сразиться с кем-то поумнее, то Definitive Edition может похвастаться онлайн мультиплеером, который теперь работает сразу внутри игры без необходимости устанавливать сторонние программы и шаманить с бубном. Но далеко инструмент не убирайте, даже тут разработчики сумели накосячить. Во-первых, сервера игры очень часто лагают и мешают в полной мере насладиться сражениями с друзьями, что обещали исправить в первых же патчах. Во-вторых, сетевому режиму явно не помешало бы наличие дополнительных настроек, запрет определённых юнитов и сооружений, возможность добавить ИИ на свободные слоты противника, функциональные опции для наглядности состояния коннекта и развития партии. Насчёт этого разработчики пока никаких комментариев не давали.
Противоречивое ощущение вызывает и подход Definitive Edition к апгрейду визуального стиля и озвучки.
Разработчики заслуживают отдельной похвалы, что смогли сохранить оригинальную русскую звуковую дорожку и перенести её в новое издание, дополнив своей для новых миссий. Однако видеовставки могли бы хоть как-то поднять по качеству, а не просто растягивать по размеру экрана, превращая картинку в набор пикселей. Визуальное преображение игровых спрайтов тоже не везде одинаковое. Деревянные постройки и украшения прекрасно облагородили, а вот на каменные сооружения явно оставалось меньше времени, поэтому они выглядят менее привлекательно. Только к звуку у нас почти нет претензий. А вот у визуала есть как свои плюсы, так и минусы.
Поиграв Stronghold: Definitive Edition недельку легко понять, как игра стала в своё время по-настоящему культовой для огромного числа геймеров.
Куча режимов, бескрайнее число тактик, множество деталей и уникальная атмосфера Средневековья позволит с лёгкостью оставить в проекте не один десяток, а то и сотню часов вашего времени. На каждый аспект, сделанный на отлично, приходится по две проблемы, что исправлены в Definitive Edition наполовину, либо оставлены в плачевном состоянии предшественника без изменений. Кажется, что бюджет переиздания закончился аккурат в середине разработки и оставшиеся изменения делали наспех нанятые за буханку хлеба бомжи.
Вывод:
Возможно ещё через 10 лет мы увидим тот самый ремастер со всеми необходимыми изменениями. Но, даже если брать то, что есть сейчас, оно с лихвой перекрывает ценник Definitive Edition в 500 руб. Так что если в своё время вам, как и нам, не удалось приобщиться к Stronghold, то самое время это исправить.