Найти тему
Люди в окнах

Тьютор Наташа Майорова: «Стать причиной себя»

Оглавление

Мы с Наташей Майоровой выбрали занятную головоломку — рассказать о том, кто такой тьютор. Дело в том, что эта головоломка со множеством решений. Определение в Википедии отсылает к английскому слову tutor — «наставник», «репетитор», «преподаватель», «частный педагог». Все это может быть верным, но не отражает всей глубины метапрофессии, в которой сошлись педагогика, философия, психология, культурология, этика, эстетика — и этот ряд можно продолжать почти бесконечно. В статье я опишу части головоломки, которые собрала в разговоре с Наташей, а как сложить загадку воедино — решать вам, читателям. Прочтение каждого раздела подарит бонусы — приятную пищу для ума и необычный взгляд на привычные вещи.

Надо — значит надо, или?..

Женя (два высших образования) пришла к Наташе с запросом: «Мне капец как нужен тьютор». А если конкретно, то «Я знаю, куда я хочу, но не знаю, с чего лучше начать». Наташа предложила Жене (тьюторанту) три сценария: «Три смысла для Золушки», «Селф-форсайт с персональными фишками и ловушками» и «Когда „надо“ важнее…». И Женя оказалась в ситуации выбора :-) Она поняла, что ей стоит выделить время, внимательно прочитать сценарии (желательно с компьютера, потому что с телефона неудобно) и подумать, какой сценарий ей больше откликается, то есть Женя столкнулась с самоопределением. Для непосвященных слово забавное, но оно очень тьюторское. Самоопределиться — значит выбрать то, что для тебя в данный момент важно. И Женя выбрала «Три смысла для Золушки», так как второй вариант ей был непонятен, а в третьем «напрягли эти „надо“». Наташа по-тьюторски приняла выбор Жени и задумалась, почему «надо» так пугает.

На самом деле «надо» — это дверь в деятельность. Как говорит Наташа, нам как «человекам» нужно в себе что-то преодолевать, чтобы двигаться. Через «надо» мы выходим в деятельность. А тьютор — про деятельность. Говорить и генерить смыслы можно сколько угодно, но гораздо важнее проверить их реальностью. Тьютор отличается от других антропопрактиков тем, что создает проактивную и вариативную среду. Такая среда, с одной стороны, ставит тьюторанта перед проблемой выбора, с другой — обеспечивает свободу выбора.

И вот первый пазл задачки. Тьютор — это тот, кто приводит человека к решению запроса через действия, которые мы так или иначе совершаем через преодоление, через то самое «надо». И тут очень интересная штука — «надо» бывают разными.

Первое — внешнее, нам его навязали, мы его не выбирали. Следуя не своему решению, мы включаем силу воли в небезопасном для себя пространстве, берем у себя взаймы, растрачиваем, а потом восстанавливаем физиологические, ментальные, психические ресурсы.

Второе — внутреннее, оно находится в зоне нашего влияния. Это область того, что мы не делаем, потому что не умеем, не знаем как, не пробовали, нам неизвестно, что из этого получится. Над нами висит это «надо», мы откладываем его до понедельника, но именно тут находится территория нашего движения. Задача тьютора — вывести на это внутреннее «надо» и, если нужно, сопроводить на пути к цели. Когда ты сам определил чего хочешь, нашел ресурсы, которые готов использовать, понимаешь, зачем танцевать этот новый танец, ты попадаешь в безопасную зону своего интереса. Туда, где не надо переворачивать валуны на пути к цели, где можно идти вперед по дороге перспективы, прилагая разумные, осознанные усилия. Кроме того, у тебя есть тьютор, который всегда рядом.

Не такой как все

Вопрос преодоления — один из весомых маркеров, который показывает, что человек становится личностью или становится субъектным. Субъектность, а также индивидуализация — важные понятия в тьюторском сопровождении и ценные части нашей головоломки.

-2

Субъектность

Наташа объясняет это понятие ребусом. Объект — это тот, на кого направлено действие. Субъект — это тот, кто направляет действие. Субъектность — это направленное действие на самого себя. Человек сам ставит себе цели, формулирует свое «надо», а для этого необходимо понимать, знать себя. Это не про ответы на вечные вопросы, вроде «Кто я в этом мире, звезда, вспышка, частица Вселенной?». Это про то, как именно мне действовать в моей жизни, какие селф-скилы или навыки управления собой развивать, будь то навык активного слушания или ремонта двигателя автомобиля.

Индивидуализация

Как именно вы ставите цели, как именно вам комфортно идти к ним? Какие ресурсы вы задействуете? Как вы любите учиться: онлайн, офлайн, с «корочками», без них, быстро или основательно и т. д. Это можно сравнить с выбором одежды в начале 90-х и сейчас. Тогда рынок предлагал одинаковую одежду, отличие было лишь в цвете. Человек приходил на рынок, на котором продавали одни и те же вещи просто разных цветов. Люди одевались одинаково, выглядели одинаково. Сегодня же мы покупаем вещи, которые соответствуют внутреннему миру, интересам либо же вообще ничему не соответствует, если человеку это не важно. Это и есть индивидуализация — выбор запроса, дорожки к нему исходя из человека здесь и сейчас.

Образуй себя сам

Тьюторство — это персональное, индивидуальное обучение в соответствии с образовательными привычками человека. Поколение миллениалов (годы рождения примерно 1980–2000 гг.) воспитывались в то время, когда нужно было прилагать усилия, чтобы получить результат. Поэтому большинству рожденных на исходе СССР и в первую десятилетку после его распада сложно даются онлайн-марафоны, удаленные курсы, любые программы, где нет промежуточной и итоговой аттестации. Им комфортнее и важнее получать фундаментальное образование или заканчивать курсы, которые по форме напоминают такое образование. У последующих поколений образовательные привычки иные, им многое доступно, поэтому выбирать курсы без аттестаций и корочек для них естественно. Но это опять же обобщение — тьютор может предположить, что год рождения влияет на привычки, но все индивидуально. Кроме того, все меняется: многие успешно идут по пути адаптации привычек к ритму нового времени. Ключевой момент тут в том, что в зависимости от привычек (и не только образовательных) мы по-разному входим в то, чему мы хотим научиться, и по-разному используем ресурсы, которые у нас есть. И вот следующая часть головоломки: тьютор составляет индивидуальную образовательную программу.

-3

Чему вы хотите научиться?

С этого вопроса Наташа часто начинает диалог с человеком, который обращается к ней за тьюторским сопровождением. Этот вопрос имеет эффект будильника и может вызывать шок сопротивление, так как многими вспоминается школа. Ведь нам часто говорили, что нужно учить и как нужно учиться. Но тьютор не так прост. Его цель — наша инициатива, «думание» и действия.

-4

Ответы показывают, насколько человек готов двигаться. Помогают и другие вопросы, прежде всего те, которые тьюторант задает тьютору. А знакомство Наташа предпочитает начинать на баскетбольной площадке, катке, выставке, в кино или в процессе любой другой активности, выбор которой — тоже про действия.

В своей работе Наташа как диджей — миксует техники и подходы, методики, инструменты. Например:

  • «Вопросный взрыв», инструмент интерактивного вопрошания. Когда тьюторант к своему основному вопросу в течение ограниченного времени задает другие вопросы. Ответы здесь не нужны. Вопрос на вопрос, что многим кажется странным, превращает гусеницу запроса в первой редакции в бабочку истинного интереса.
  • Игры. Один из вариантов — «Веселые картишки» (Avgvst cards х НЭН). Это карты для общения с детьми, там много неожиданных вопросов из разряда «Почему у осьминога столько ног?» Наташа подбирает карточки к ситуациям и создает неожиданный для взрослых эффект раскрепощения, когда можно рассуждать и говорить о каких-то глупостях, двигаясь к своим образовательным интересам.
  • Инструменты из технологии развития критического мышления. Например, в работе с Егором, сценаристом мультимедийных инсталляций, была задача «найти суть сути», то есть выделить из всего многообразия идей и находок тьюторанта то общее, что будет все это многообразие объединять. Наташа предложила выбрать тематическое видео, которое особенно нравилось Егору, и создать таблицу, где в первом столбике было то, на что он обратил внимание, а во втором — почему именно на это обратил внимание. Анализ таблицы показал ту самую суть сути.

Еще один пример. Настя (36 лет) хотела найти комфортный для нее способ представляться на нетворкингах. Сначала Наташа вместе с Настей записали все-все-все фразы, пришедшие в голову, которые люди используют во время нетворкинга. Здесь важно отметить тьюторскую позицию Наташи. Она заключается в том, что фраз от Наташи как от тьютора было существенно меньше, чем фраз от Насти. Это делалось для того, чтобы, с одной стороны, не навязывать свою картину мира, с другой — показать, что мысли, идеи, суждения Насти важны и имеют значение. Затем Наташа попросила Настю оценить эти фразы с позиции «моя / не моя»? Проанализировав их таким образом, Настя выделила те, которые ей комфортны, и вместе с ними отправилась на очередной нетворкинг. И да, она попробовала входить в общение с незнакомыми людьми через свои фразы. Одна из которых, например, была «Привет, меня зовут Настя, я двигатель в компании N, обеспечиваю передачу крутящегося элемента на колеса». Помимо этого, Настя прислушивалась к тому, что говорят люди и какие вопросы задают другие. Этим она дополнила свой список. Таким образом, у нее получился «пенал» средств, которые подходят именно ей.

Наташа использует еще много всего: загадки, правополушарное рисование, ИИ, работу с текстами. Она всегда дает выбор средств тьюторанту и уже тут провоцирует на действия.

После того как человек прошел тьюториал, он возвращается в свою обычную жизнь, которая скрыта от тьютора. Может случиться, что то, что наработали, «поцелуется» с обычной жизнью, а может, нет. И это тоже предмет для дальнейшей работы.

-5

Личность и опыт

Все части нашей головоломки перетекают друг в друга, как фигуры на полотнах Дали. Но для общей картины нам важна еще одна часть — сам тьютор. По первому образованию Наташа — учитель немецкого языка. Она работала в HR, клиентском сервисе и маркетинге. В 2017 ушла с «жирной» позиции с хорошим окладом в никуда. Она маялась, преодолевала, пробовала, пока в какой-то момент не поняла, что можно заниматься делом в зоне своего призвания. Делать то, что зажигало сердце в детстве, то, чем мы охотно и с удовольствием занимались, когда были маленькими. Наташа хотела быть учителем. Вспомнив об этом, огонек вновь зажегся, а благодаря обучению в тьюторской магистратуре МГПУ разгорелся. Сейчас Наташа работает тьютором со взрослыми и планирует посвятить этому мастерству как минимум ближайшие годы.

-6

Наташа много изучала и свою силу воли, и сопротивление, всматривалась в свои образовательные привычки, применяла техники и методики для изучения и понимания себя, находила свое надо, выходила в деятельность. Получается, Наташа сама прошла путь тьюториала жизнью. Призывать вас бежать в тьюториал с Наташей не буду, а вот поиграть с ней в баскетбол и сходить в кино — очень даже. Одна встреча даст вам понять, нужно ли продолжение, и, сделав выбор, вы сможете совершить действие.

Фото: Андрей Смирнов www.fotozdance.ru