Русь-матушка издревле славится поразительной красотой природных ландшафтов. Славится она и обилием талантливых людей. Особенно повезло художникам: щедрость русской природы позволяет им запечатлеть мощность горных массивов, загадочность лесов, хрусталь водоёмов, безжалостный холод туманной зимы. Одним из самых успешных художников с выраженной индивидуальностью был Юлий Юльевич Клевер (годы жизни 1850-1924). Выбрав свободу, он не ошибся, и благодаря любимому занятию сделал головокружительную карьеру.
Юлий родился в Дерпте (эстонский город, в настоящее время – Тарту) – в семье, где любили юмор и праздники. Родители мальчика не имели отношения к искусству, отец работал преподавателем химии в институте. Не смотря на это, семья отнеслась к увлечению сына спокойно и помогала в развитии навыков. Когда способности мальчика начали проявляться, родители наняли ему преподавателя – искусного немецкого художника Карла Кюхельгена. Так, Юлий обучался в гимназии и занимался рисованием одновременно.
Мечтой Юлия было поступить в петербургскую Академию Художеств. Он окончил гимназию и собрался ехать в Петербург. Отец поставил ультиматум: он отпустит сына, только если тот получит «настоящую профессию», а не просто будет рисовать. Парень не стал идти наперекор, и в 1868 году поступил на архитектурный факультет академии. Но сердце желало другого: спустя год он перевёлся в пейзажный класс, и учился у Сократа Воробьёва и Михаила Клодта.
Учителя не ценили манеру кисти Клевера, и он решил рискнуть, отчислившись и представив свои труды в Императорском Обществе Поощрения Художеств. Случилось невообразимое: произведения Юлия Клевера понравились элите, у него начали появляться заказчики (среди заказчиков были люди знатных слоёв общества: такие, как граф Павел Строганов (картина «Заброшенное Кладбище Зимой») и княгиня Мария Николаевна (картина «Закат»).
В 1874 году живописец осуществляет собственную персональную выставку в залах Общества (так могли делать только самые известные и профессиональные художники), а в 1876 представляет вторую выставку, тем самым получая уже полноценное признание и популярность. Картины художника стали модой, их расхватывали, как горячие пирожки. Сам он был богат, любил развлекаться и тратить деньги.
В 1890-ых Юлию Клеверу пришлось уехать в Германию: его, как свидетеля, привлекли к делу о коррупции знакомого по имени Петра Исеева. Это неслабо ударило по его репутации. Художник со своей семьёй (жена и пятеро детей) вернулся в Россию в 1915 году. После приезда он путешествовал с творческими визитами. После революции 1917 жил в Петрограде, продолжал писать картины и работать в Академии Художеств, позже в Художественно-Промышленной Академии. Ученики отзывались о нём, как о приятном, простом и добром человеке.
Юлий Клевер скончался в Ленинграде 24 декабря 1924 года, не дожив пяти недель до своего 75 дня рождения. В последние месяцы жизни деятель искусства не жалел ни о каком упущенном времени. Наоборот, с улыбкой вспоминал благополучно прожитые им годы. На данный момент картины великого живописца можно увидеть в крупнейших галереях и музеях России, а также в частных коллекциях.
1 картина. «Зимний Закат в Еловом Лесу»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 143 х 104 сантиметра
- Место нахождения: Иркутский Областной Художественный Музей имени Владимира Платоновича Сукачёва (Иркутск, Россия)
Одной из особенностей, присущих пейзажам Клевера, является уникальное освещение, создаваемое заходящим солнцем. Закат – это одна из любимых тем живописца. Картина «Зимний Закат в Еловом Лесу» яркий тому пример.
Художник погружает зрителя в атмосферу нетронутой природы, в густую чащу зимнего леса. Здесь, среди покрытых снегом высоких деревьев, в полной мере чувствуется покой и безмолвие погружённой в зимний сон природы. Склоняющееся к закату солнце окрашивает нетронутый снег розовым цветом, играет бликами на поверхности замёрзшего ручья, подсвечивает крепкие, стройные стволы высоких елей. Детально выписанный передний край картины создаёт впечатление непосредственного присутствия, погружения в сказочную атмосферу нетронутого леса.
Пейзажу присуща некоторая декоративность, намеренное скопление ярких, воздействующих на воображение деталей: это и ветви деревьев, вытянутые по направлению к зрителю, и вывороченные из земли корни упавшей ели, её ствол с торчащими, обломанными сучьями, ободранная кора стоящего рядом дерева.
Словно здесь шла битва, и один из сражающихся исполинов повержен, а другой ранен. И, конечно же, среди важных пейзажных деталей надо отметить не замёрзший до конца ручей, тёмная вода которого продолжает своё движение по извилистому руслу среди снега и льда. Благодаря этим деталям, картина оставляет впечатление могучего внутреннего движения – жизни, не угасшей, не остановившейся от леденящего дыхания зимы. Встаёт и заходит солнце, расцвечивая белый снег яркими красками, живут своей тайной жизнью ели, не останавливает своё течение и ручей.
Ещё один из парадоксов пейзажа Юлия Клевера: несмотря на то, что пространство картины густо заполнено елями, в ней нет ощущения тесноты, замкнутости, безвыходности. Напротив, здесь чувствуется простор и безграничное величие природы. Такой эффект создаётся за счёт «размытости» дальнего плана творения, солнца и вечернего неба, на фоне которого ели и изображены. «Зимний Закат в Еловом Лесу» написан в конце XIX столетия, но и сейчас, в XXI веке, является одним из популярнейших пейзажей в русской живописи.
2 картина. «Зимний Пейзаж с Избушкой»
- Дата создания: 1899 год
- Размеры: 89 х 58 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
«Зимний Пейзаж с Избушкой» – яркое произведение в творческой карьере Клевера, которое переносит нас в сказочную зимнюю сказку. Основным направлением творчества Клевера было воссоздание зимних природных пейзажей на холстах. В период, когда романтизм начал уступать место модернизму, художник проявил свою творческую активность. Тем не менее, работы Клевера не получили должного признания при его жизни, хотя в большинстве из них, безусловно, прослеживается несомненный талант живописца.
Главным объектом картины является маленькая избушка, которая стоит среди снегов в суровой зимней пустыне. Изба выглядит уютной и тёплой, с дымом, идущим из трубы, что создаёт ощущение, что в ней кто-то живёт и готовит пищу. Однако окружающий её пейзаж сильно контрастирует с этой теплотой – соседние деревья лишены листвы и покрыты снегом, оставляя впечатление заброшенности и одиночества. К избе пробирается путник, шагающий по снегу. Он опирается на палку, но, несмотря на это, его ноги почти полностью тонут в глубоких сугробах.
Высокие деревья, стоящие по обе стороны от избушки, растут вверх, их ветви, наоборот, спускаются к земле, гнутся под тяжестью нависшего снега. Мрачное, с зеленоватым оттенком небо, рассекают крылья птиц. Верхняя часть картины, погружённая во мрак, создаёт контраст с нижней её половиной, которая усыпана пушистым снегом. Пейзаж, изображённый на полотне, словно переносит нас в частично сказочный мир.
Картина символизирует собой не только холод и смерть, но и противопоставляет их элементу жизни и уюту в избушке. Художник хотел передать идею о том, что даже в самые суровые времена люди находят укрытие и тепло, где они могут отдохнуть и восстановиться. «Зимний Пейзаж с Избушкой» – это произведение искусства, которое привлекает своей символической глубиной. Оно напоминает нам о силе духа в сложные времена и способности наслаждаться красотой.
3 картина. «Осенний Парк»
- Дата создания: 1898 год
- Размеры: 53 х 85 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Когда впервые смотришь на картину «Осенний Парк» кисти Юлия Клевера, то сначала нельзя понять, фотография это или же работа художника. Сие произведение искусства является примером пейзажа, который передаёт красоту и умиротворение осенней природы. На полотне можно увидеть парк. На картине много серости, которая свойственна осеннему времени. Художник смог передать всю грусть осени. Это не безысходность, но и не тёплая ностальгия. Не болото, но и не речка. Художник смог вызвать у публики именно чувство лёгкой грусти того, что лето, увы, закончилось.
На картине изображён старый неухоженный парк. Перед нами открывается вид на деревья, которые пестрят яркими листьями разных оттенков красного, жёлтого и оранжевого цветов. Они создают впечатление, будто в парке есть искорки от костра. Центральное место в композиции занимает собой старое дерево – это берёза. Она стоит справа и выделяется относительно других растений. Её ветви, почти лишённые листьев, стремятся к небу, словно хотят дотянуться до последних лучей солнца перед наступлением зимы. Это дерево символизирует силу природы, несмотря на её цикличность и изменчивость.
Вода имеет глубокий зелёно-синий оттенок, который контрастирует с яркостью осенних деревьев. Зарастающий водоём добавляет ощущение спокойствия и гармонии. Вокруг воды виднеется высохшая трава, а также забытая лодочка, которая, наверное, так и не дождётся своего хозяина. А вдалеке можно разглядеть белый мост. Его хочется рассматривать, потому что он красиво обрамлён деревьями.
Художник великолепно передаёт особенности осеннего времени. Он использует яркие цвета, а также показывает серость, чтобы вызвать у зрителя эмоциональный отклик. После просмотра картины остаётся двоякое ощущение грусти, но в то же время и умиротворения.
4 картина. «Зимний Пейзаж с Избами у Реки»
- Дата создания: 1887 год
- Размеры: 140 х 82 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
«Зимний Пейзаж с Избами у Реки» – картина, созданная русским художником Юлием Клевером. Она изображает зимний пейзаж, где на фоне заснеженной реки расположены две старые деревянные избы. Эта картина является прекрасным примером русской художественной традиции, отражающей красоту зимней деревни. Живописец в своём творчестве постоянно обращался к теме сельской жизни, но обычно он изображал не людей, а пейзажи. Как правило, Клевер рисовал либо осень, либо зиму.
В самом центре картины видна широкая река, покрытая у берегов слоем снега. Хоть всё вокруг и говорит нам о том, что пришла холодная зима, река почему-то ещё не замёрзла. Отражение деревьев, крыш и неба на поверхности реки создаёт впечатление мягкой и спокойной водной глади. Река отделена от берега невысокими береговыми откосами, также покрытыми снегом. Избы расположены вдоль реки и создают ощущение уединённости и спокойствия.
Избы изображены с большой детализацией и реализмом. Они деревянные и покрыты снегом, что придаёт им ещё большую аутентичность и подчёркивает зимнюю атмосферу. Каждая изба имеет свою форму и архитектурные особенности, одна чуть больше другой, изба на заднем плане произведения выглядит более старой. Вокруг изб пролегают узкие тропинки в снегу, также можно увидеть играющих в сугробах детей. Из трубы валит дым, что создаёт ощущение уюта и защищённости.
Вокруг изб и реки видны заснеженные деревья, которые создают общий фон картины. Они придают дополнительную глубину и текстуру, хвойные деревья стоят все в снегу и создают ощущение одновременно и суровости, и чего-то очень родного. Освещение на картине является ключевым моментом, который задаёт настроение. Солнце будто недавно скрылось за горизонтом, поэтому остались мягкие тени и оттенки на снегу. Уже вечер, но картина не кажется тёмной, потому что небо розоватого оттенка, на нём виден светлый дым из труб. Также небо отражается в чистой реке. Зимние картины зачастую бывают серыми и вгоняют зрителя в тоску. Об этом полотне такого не скажешь, потому что художник изобразил всё буйство красок зимы. Показал, что и она может быть очень яркой.
5 картина. «Зимний Пейзаж»
- Дата создания: 1881 год
- Размеры: 23 х 28 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Юлий Юльевич Клевер – русский живописец, один из выдающихся мастеров пейзажного направления. Его картина «Зимний Пейзаж» вызывает глубокие эмоции и передаёт всю красоту этого времени года. На первый взгляд, картина выглядит очень просто. На ней изображены заснеженные поля, деревья и небо. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что каждая деталь на этой работе продумана и создана с большим мастерством.
Главная особенность картины – это точная передача атмосферы зимнего времени года. Клевер с лёгкостью создаёт чувство холода, тишины и спокойствия, которые так характерны для зимы. Он использует мягкие и спокойные оттенки синего, серого и белого цветов, чтобы передать холод. Деревья на картинах Клевера зимнего периода часто символизируют собой силу и неуязвимость природы. Несмотря на снег и холод, они стоят прямо. Деревья занесены снегом, покрыты инеем, но не прогнулись под этим грузом и стойко терпят зимние невзгоды. Сугробы демонстрируют нам, что суровая зима продолжает своё наступление, но всё равно, природа продолжает жить и отчаянно борется с холодом.
Одна из главных черт картин Клевера – это естественность и реалистичность передачи природы. Каждый элемент картины изображён с большой точностью. Каждое дерево, травинка, облако на картине выглядят очень реалистично. Часто художник изображал закаты. На данной картине закат вызывает чувство умиротворения и спокойствия.
Картина «Зимний Пейзаж» Юлия Клевера является примером живописи, которая не просто передаёт натуральную красоту зимнего пейзажа, но также даёт нам и особое настроение. Она заставляет задуматься о непреходящей красоте природы и её могучей силе. Благодаря таланту и мастерству Клевера, зрители смогут наслаждаться этой красотой на протяжении многих поколений.
6 картина. «Зимний Пейзаж с Соснами»
- Дата создания: 1896 год
- Размеры: 61 х 50 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
«Зимний Пейзаж с Соснами» – это очередная картина кисти Клевера. Данное произведение является ярким примером русского пейзажного художественного искусства. Тема полотен Клевера – это северная природа, которая не тронута человеком. Изображал художник природу во всей её суровой красе. Юлий Юльевич в основе своей писал осенние или зимние пейзажи, которые передают грусть и тоску, но также приносят и спокойствие.
На картине изображён зимний лес, который виднеется по обе стороны от реки. Небо перед закатом яркое от солнца. Художник отчётливо передал с помощью цвета ощущение свежести и прозрачности морозного воздуха. Основным сюжетным элементом картины являются сосны – высокие и гибкие деревья, покрытые белым снегом. Они создают вертикальные линии на фоне горизонтального пейзажа, призывая зрителя проникнуться гармонией природы.
На переднем плане творения стоит одинокая, согнувшаяся сосна. За ней расстилается покров снега, который создаёт эффект спокойствия и тишины. Клевер прекрасно передаёт с помощью светотеней снег, показывая его кристаллическую текстуру. Белый цвет снега контрастирует с ярким небом и с тёмной водой в реке.
Чуть поодаль можно увидеть деревенские избы, которые стоят кучкой. Дома тёмные и старые, их бы не было заметно, если бы крыши не занесло снегом. Деревня у леса – это образ чего-то далёкого, но такого родного для каждого человека. К деревне символично ведёт узенькая тропинка. Клевер использовал аккуратные кистевые штрихи, чтобы зафиксировать детали природы, а также показать зрителю свою любовь к родному краю и его невероятной красоте. Картина «Зимний Пейзаж с Соснами» передаёт спокойствие и гармонию, при этом завораживая и притягивая своей неповторимой эстетикой зимнего деревенского пейзажа.
7 картина. «Закат Солнца Зимой»
- Дата создания: 1891 год
- Размеры: 110 х 73 сантиметра
- Место нахождения: Калужский Музей Изобразительных Искусств (Калуга, Россия)
Картина «Закат Солнца Зимой» от художника Юлия Клевера является прекрасным примером реализма в живописи. Произведение выглядит даже немного по-космически, потому что почти полностью виден диск солнца. Пейзаж на картине заполняет большую часть холста, перенося зрителя в сказочные зимние просторы. Морозный воздух практически ощущается, даже несмотря на то, что это всего лишь двумерное изображение.
Центральным элементом произведения является солнце, уже уходящее за горизонт. Оно покрывается тёплым оранжевым оттенком, который плавно переходит в холодные синие и белые тона. Художник использует акриловые краски и масло для передачи цветов. Он хотел наиболее ярко показать нам зимний закат. Белый снег и ледяные деревья создают контраст и подчёркивают огромную мощь и красоту природы.
Все детали на картине тщательно проработаны. Деревья, покрытые снегом, выглядят очень реалистично. Вдалеке можно увидеть возникшую из-за холода дымку, которая придаёт картине особую атмосферу. Старенький деревянный дом не сразу бросается в глаза. Он кажется заброшенным, но если присмотреться, то можно увидеть струйку дыма, идущую из трубы.
Когда смотришь на картину, возникает чувство одиночества и грусти. Возможно, художник так чувствовал себя, когда писал картину, поэтому и изобразил данный дом, который стоит на берегу реки, а вокруг нет ничего, кроме леса. Картина «Закат Солнца Зимой» обладает красотой и передаёт мастерство художника в передаче зимнего пейзажа. Клевер создал произведение искусства, которое заставляет зрителей чувствовать себя частью удивительной зимней природы. Эта картина позволяет окунуться в сказочный мир, где каждый может насладиться невероятной красотой и гармонией зимнего заката.
8 картина. «Зимний Пейзаж в Лучах Вечернего Солнца»
- Дата создания: 1897 год
- Размеры: 85 х 51 сантиметр
- Место нахождения: частная коллекция
«Зимний Пейзаж в Лучах Вечернего Солнца» – это произведение искусства является ярким примером романтического пейзажа, который привлекает внимание зрителя своей простой и доступной красотой. Художник сумел передать не только визуальные аспекты зимнего пейзажа, но и его эмоциональную силу. Зритель может почувствовать тишину и спокойствие, которые царят в этот момент времени, а также восхититься красотой природы и увидеть её совершенство.
На картине изображён зимний вечер, солнце уже начинает садиться за горизонт. Его последние лучи покрывают собой заснеженную природу золотистым светом, создавая волшебную атмосферу и придавая всему окружающему особую мягкость и тепло. Главным элементом картины является лес, который занимает большую часть композиции. Деревья, покрытые снегом, выглядят особенно красиво под вечерним солнцем. Золотистые лучи проникают сквозь ветви, создавая игру света и тени. Лес выглядит таинственным и загадочным, приковывая к себе внимание. Вдали на заднем плане композиции виднеется деревня, тоже окружённая снегом. Дома стоят с заснеженными крышами, выделяются на фоне белого покрова за счёт заборов и старой древесины. Избы среди белого снега создают ощущение уюта и тепла, несмотря на холодную зимнюю погоду.
На переднем плане картины художник изобразил не замёрзшую до конца речушку. Где-то на ней уже есть лёд, он покрыт тонким слоем снега. В реке отражается солнце, получается, что картина вся светлая. И небо всё ещё освещено солнцем, и на снег попадают его лучи, и в воде оно отражается. Именно это и делает произведение тёплым и очень добрым, даже несмотря на то, что на нём изображена зима. Работа «Зимний Пейзаж в Лучах Вечернего Солнца» вызывает у зрителя положительные эмоции и позволяет увидеть зиму с хорошей стороны. Картина передаёт гармонию и красоту природы, а также напоминает о том, что даже в холодные, зимние дни можно найти тепло и уют.
9 картина. «Зимний Пейзаж с Рекой и Домами»
- Дата создания: 1914 год
- Размеры: 111 х 77 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Картина «Зимний Пейзаж с Рекой и Домами» показывает нам, какой бывает зима с её особыми красками, настроением и атмосферой. Юлий Юльевич Клевер был одним из представителей русской школы живописи и славился своими работами в стиле реализма. Клевер умел передать красоту и настроение природы, особенно зимних и осенних пейзажей.
На картине изображены заснеженная деревня и лес, расположенные вдали от города. В центре композиции находится река, покрытая тонким слоем льда. Река, будучи замёрзшей, создаёт ощущение спокойствия и безмятежности. Вокруг реки расположены небольшие деревянные домики, которые выглядят уютно и тепло на фоне заснеженного пейзажа. Домики – это убежища от холода и морозов. Их дымовые трубы указывают на то, что внутри домов тепло, скорее всего, хозяева готовят пищу, это создаёт ощущение уединения и комфорта.
Картина выполнена в характерном для Клевера стиле, который отличается мягкими и тёплыми оттенками. Художник использовал пастельные и приглушённые цвета, дабы передать тем самым атмосферу зимнего дня. Белые и голубые тона доминируют, создавая ощущение холода и свежести. Разве что алый закат, который спускается на зимнюю деревню, кажется ярче и отвлекает внимание зрителя от снега.
Изображение зимнего пейзажа с рекой и домами несёт в себе глубокий смысл. Оно символизирует собой спокойствие и умиротворение, которые могут быть найдены даже в самые холодные и суровые времена года. Картина поможет зрителю насладиться красотой зимнего пейзажа и отдохнуть от повседневных забот и проблем. Это одна из самых известных работ в творчестве Клевера, которая до сих пор восхищает своей красотой и глубиной. Произведение является прекрасным примером того, как искусство может передать не только внешнюю красоту природы, но и её внутреннюю суть.