Найти в Дзене

"Пробелы в знаниях должны восполнять родители или репетиторы". Почему дети бегут из российских школ?

Оглавление

"Замещения не проводят, задания не дают. Дети просто сидят в кабинетах одни"

Кроме онлайн- и частных школ, популярна еще одна форма обучения – семейные классы. Учитель, занимающийся репетиторством, собирает нескольких детей в группы или же родители объединяются и в складчину оплачивают услуги педагога. Эту форму как раз выбирают те, кого не устраивает качество образования в школах. По данным опроса образовательной компании MAXIMUM Education, в 2022 году недовольство качеством школьного образования выражали 87% родителей. В 2019 году, по данным ВЦИОМ, это число было меньше. Удовлетворены качеством образования были 52% родителей.

Некоторых родителей не устраивает засилье пропаганды в школьной программе. С сентября 2023 года во всех учебных заведениях проходят занятия "Разговоры о важном", где школьникам рассказывают в том числе о ситуации в Украине. В Министерстве просвещения заявили, что эти уроки направлены на "формирование у школьников любви к Родине, гордости за страну и патриотизма". Хотя занятия не входят в обязательную программу, родители сообщают, что отказ от их посещения может привести к неприятностям, вплоть до отчисления. В новом учебном году в российских школах на пропаганду планируется выделить около 12% учебного времени.

– Этот рост (числа обучающихся в альтернативных формах. – Прим. С.Р.) был предсказуем. Я об этом говорил еще в сентябре 2022 года, – комментирует Дима Зицер. – Переход на семейную форму образования абсолютно естественный, потому что это самый простой законный выход, уход от всей этой грязной индоктринации (внедрение в массы какой-либо идеи), милитаризации и пропаганды. Основная причина – это преступная индоктринация фашистов, безусловно. Есть в России школы до сих пор, где усилиями директора и педсостава этого не происходит. Но все больше и больше школ, куда индоктринация проникает на разных уровнях. У меня совет последние два с половиной года один: как только появились признаки индоктринации, нужно уходить, потому что это единственный способ как-то спастись. В доме будем говорить одно, а в школе ребенок будет слушать другое. Ребенку это сложно. Особенно если мы говорим про маленьких, про начальную школу, например.

Помимо засилья пропаганды родителей пугает нехватка учителей и переполненность классов. В школе №3 в селе Майма (Республика Алтай) нет учителей по физике, информатике, музыке, истории, обществознанию. Родители не представляют, как дети будут сдавать ЕГЭ. Пока на их обращения и жалобы поступают только отписки: "Мы работаем над решением этой проблемы".

Не многим лучше обстоят дела в республиканских и областных центрах. В Горно-Алтайске в гимназии №3 нет учителей физики, русского языка и литературы. Одна из местных жительниц, не указывая номер школы, жалуется в соцсети, что у ее ребенка в 4-м классе вообще нет классного руководителя: "Уроки ведут разные учителя, друг другу не передавая, что прошли, что нет. Без понятия у кого узнать, какие уроки будут, сообщить о болезни ребенка и т.п. До этого учительница, в конце учебного года "учудила показательные выступления", доведя детей до истерики, родители отказались водить детей последние дни в школу. Оценки у ребёнка стабильно 4/5 были, но последняя четверть 2/3 бесконечные... Думали, с 1 сентября исправится ситуация, но не вышло, класс снова, без приглядные, сами по себе".

В краснодарской школе №70 дети сидят по три-четыре урока из шести без учителей; проблему не могут решить уже второй год. "Замещения не проводят, задания не дают. Дети просто сидят в кабинетах одни", – пишут родители в соцсетях.

В Омске в школе №120 из-за нехватки педагогов расформировали один из классов в шестой параллели. Детей распределили по другим классам, увеличив их численность до 30–32 человек. По состоянию на 2 августа 2024 года в школе открыты девять вакансий учителей.

В городе Кудрово в Ленинградской области в школе, рассчитанной на 1,6 тыс. детей, фактически учится около 5 тысяч. Школа работает в три смены, часть программы передается на "самостоятельное" изучение, иногда уроки проводят прямо в коридорах, что, согласно ответам на обращения из комитета образования Ленинградской области, "не запрещено законом".

Добавьте описание
Добавьте описание

В 2023 году из российских школ уволилось рекордное число учителей: каждый седьмой педагог, или 193,5 тысяч человек. Хуже всего ситуация в Астраханской области – за семь лет количество уволившихся учителей выросло с 1 тысячи до 2,8 тысячи человек (или на 174% больше). Среди регионов Сибири и Дальнего Востока антилидер – Томская область, где рост числа ежегодно увольняющихся учителей составил за семь лет 68,1%. Выросло количество регионов, где уходят больше учителей, чем нанимают новых: если в 2017 году их было 30, то с 2021 года эта цифра не опускается ниже 59. А в прошлом учебном году это был уже 61 регион.

По данным профсоюза "Учитель", на начало 2024 года оклады школьных учителей в 75 регионах России не превышают минимальный размер оплаты труда, в 40% регионов они составляют меньше половины МРОТ. Так, например, в Еврейской автономной области и Горном Алтае средний оклад учителя составляет меньше 5 тысяч рублей. Для повышения заработка педагоги берут дополнительную нагрузку в виде школьных часов или кружков. В прошлом году один учитель в среднем вёл 27 уроков в неделю (1,5 ставки), хотя рекомендуется проводить не больше 18–20. По данным Росстата, средняя зарплата российского учителя в январе – марте 2024 года составляла 58 109 рублей, но фактически зарплату школьным учителям предлагают в два раза ниже – в среднем 28,2 тысячи рублей в месяц.

– Я не верю в те цифры, которые озвучивает Минобр и Росстат, – говорит учитель начальных классов из Новокузнецка Светлана Илюшенко (имя и фамилия изменены). – Я уже 6 лет как на пенсии, но продолжаю работать. Сейчас у меня два класса – второй и четвёртый. То есть я работаю за двоих. И таких у нас половина школы. Нет ни одного, кто взял бы только одну ставку. Но так как дети не сидят без учителя, значит, этой вакансии как бы нет. Я каждый год говорю себе, что с 1 сентября возьму только один класс, без продленки. Но работать некому. Становится жалко детей, и соглашаюсь. Выпускники педучилищ и институтов приходят постоянно, но в лучшем случае отработают год. Чаще бегут после первой четверти. Остаются только те, кто планируют уйти в декрет или у кого проблемный ребенок учится в нашей школе. Бегут из-за зарплаты и нагрузки. Я – учитель вышей категории – в буквальном смысле с утра до ночи в школе, получаю около 50 тысяч рублей. По нашим меркам это хорошая зарплата. Но большинство молодых педагогов получают в лучшем случае 20 с небольшим. Поэтому уходят пилить ногти и наращивать реснички.

У меня в одном классе – 29 человек, в другом – 28. И не все говорят на русском, много мигрантов. Сестра в Новосибирске работает учителем, говорит, у них в классах чуть ли не по 40 человек. Хотя раньше в классе не должно было быть больше 25 человек. Несколько лет назад эту норму убрали. Теперь наполняемость класса – исходя из размеров помещения. Но у нас кабинеты больше не стали. Убрали все шкафы, а парты ставить некуда. Но нужно ведь не только их усадить, но и уроки провести, тетради проверить, заполнить кучу документов, а еще олимпиады, конференции, конкурсы, совещания, родительские собрания. Постоянные требования от учителей, чтобы родители что-то заполнили, что-то скачали, где-то зарегистрировались или проголосовали. Я чувствую себя начальником канцелярии, которая вечно заполняет документы, анкеты. Родители могут и в 11 вечера позвонить, потому что не согласны с оценкой, а еще конфликты с другими учителями и детьми. Раньше с детьми два раза в месяц ездили на экскурсии или в театры, сама готовила праздник букваря или утренник к 8 марта. Сейчас у меня просто нет на это времени. Не говоря уже о силах. Если кто-то из коллег заболел, ставят еще и на замещение: бегаешь в "окно" или в обоих классах даешь самостоятельную, – рассказала Светлана.

16 сентября заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета при президенте России по науке и образованию в очередной раз заявил о необходимости решения проблемы нехватки преподавателей математики и естественно-научных дисциплин в системе общего образования. Пользователи соцсетей тут же ему напомнили совет, который Медведев дал в 2016 году. Тогда он сказал, что педагогика – это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, то нужно идти в бизнес.

Дарья Бегуненко

Так сам Медведев сказал, что если хотите зарабатывать, то идите в бизнес. Ну учителя и ушли.

Елена Хитёва

Дарья, а те кто остались еще не придумали в какой бизнес пойти. Скоро и оставшиеся потянутся.

Елена Жильцова

Дарья, ушли в репетиторство и очень довольны тем, что нет никаких отчётов, эл журналов, регистраций, вебинаров и пр. И самое главное, всё дети в означенное время на месте, а не посещают какие- то тренировки и мероприятия во время твоего урока.

Наталья Васильева

После учителей математики медведев будет призывать учителей физики, химии, биологии.

Елена Машкова

Наталья, химии уже. С мая объявление, и никто не отозвался. Областной центр, свой университет.

Павел Осиновой

И чего он хотел? Все учителя математики, которых сейчас не хватает, прислушались к его же совету, и ушли в бизнес… Аккуратнее надо советы раздавать!

Ольга Стрекаловская

А остальных педагогов как будто целый штат. Скоро вообще никого не будет. На селе точно.

Алик Нуриев

Вся страна знает и помнит сказанное Медведевым: 1. Денег нет, но вы держитесь. 2. Идите в бизнес. В итоге: работать сейчас некому. Притом не только в образовании, везде так.

Юлия Великая

Моя мама вышла на пенсию после 33 лет работы математиком в школе. Учитель высшей категории и прочие регалии. Сейчас в школе, где она работала, не хватает учителей, ей предложили выйти на работу. Но увы, все ее заслуги перед отечеством "ОБНУЛИЛИСЬ", теперь ей предлагают оплату по базовой стартовой ставке, тысяч 17. Отказалась, конечно.

Владимир Иванов

Давайте в школу тоже преподавателей набирать, как на сво, такими зарплатами, подъемными !!

Наталья Алексеевна

Сейчас получить первую и высшую категорию становится все сложнее и сложнее, а это означает фактическое снижение уровня заработной платы учителей и преподавателей, так что нехватка учителей будет расти.

Елена Макарова

В нашем городе дефицит в принципе учителя любого предмета. В школах работают студенты 2-3 курсов. Требования, нагрузка неимоверная. Зарплата копейки.

Чтобы восполнить дефицит кадров, Минпросвещения запустил процедуру нового стандарта среднего профессионального образования: теперь учителей-предметников будут обучать за два года в колледже вместо четырёх лет в вузе. Учителя уверены, что подобное решение не поможет справиться с дефицитом кадров в условиях низких зарплат.

"Решиться на такой шаг министерство явно заставил нарастающий дефицит кадров в учебных заведениях. При этом количество студентов педагогических вузов, наоборот, растёт. Тот факт, что снижение уровня подготовки педагогов может отразиться на качестве образования, похоже, никого не волнует, главное – заткнуть дыры", – говорит кандидат педагогических наук Александр Соколов.

При этом дефицит учителей не сказался на том, в каком количестве их призвали в 2022 году на войну, с которой многие возвращаются в цинковых гробах. Так, в мае этого года в Иркутске простились с учителем информатики Ильей Легкодимовым. А в Барнауле в прошлом году похоронили учителя истории Дмитрия Базанова. Кроме этого, по данным "ОВД-Инфо", не менее 148 преподавателей столкнулись с преследованием из-за антивоенной позиции. Против 23 преподавателей возбудили уголовные дела, в отношении 106 – административные. Уголовные дела возбуждали в том числе по статьям о военных "фейках", о "дискредитации" российской армии и "оправдании" терроризма. Так, пензенскую учительницу английского языка Ирину Ген приговорили к пяти годам условно по делу о военных "фейках" за то, что в разговоре с ученицами она высказалась против вторжения России в Украину. Большинство преподавателей (59%), подвергшихся преследованию, в итоге были уволены (82 случая увольнения, три случая отстранения от преподавания, два случая отстранения с последующим увольнением). Из преследуемых 22 преподавателя эмигрировали.

Добавьте описание
Добавьте описание

"Странно, что эту дырку не заткнули"

Эксперты считают, что в краткосрочном периоде численность детей на семейном обучении продолжит расти. Но массового перехода из классической школы не будет.

– Там действует закон малых чисел. То есть было их 30 тысяч, стало вот 170. Ну, это все несущественные флуктуации. На малых числах это кажется – вот в 10 раз выросло. Ничего себе. А на самом деле это менее 1% от всех школьников. У меня есть знакомые директора частных школ в Новосибирске, которые считают, что, да, это все будет расти. Может, оно и будет расти, но это все равно в каких-то таких объемах. Мы не проснемся через пять лет и не увидим, что в частных, альтернативных этих системах учатся 1,5 или 2 миллиона человек. Больше оно в 10 раз не увеличится. По одной простой причине, что в России население бедное. Этот рынок, он как бы маленький-маленький.

Вот если в России разбогатеет население, то, конечно, и всё будет по-другому. Люди, которые сейчас платят за частные школы, совсем не те, кто платил за частные школы 3 года назад. Они сейчас в Грузии, в Армении, в Казахстане находятся. Кто-то разъехался по Европе. А сейчас кто платит за частные школы? Это чиновники, это гособоронзаказ, это все эти военные. Вся новая элита, у которой сейчас все деньги, – комментирует Сергей Чернышов.

При этом чиновники на местах стали пытаться ограничить количество детей на семейном обучении. Так, начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов недавно потребовал, чтобы "переход на семейное образование должен быть крайней, вынужденной мерой, а не модной тенденцией". К нему присоединился и министр образования Татарстана Ильсур Хадиуллин, который попросил не допускать перехода детей на домашнее обучение. Чиновника беспокоят три вещи: Минобр не всегда знает, почему родители решили обучать ребенка дома, у таких детей нет возможности использовать все школьные технологии, и они хуже социализированы, а еще получают баллы на ЕГЭ ниже, чем те, кто сидел за партами.

– Если ничего не изменится, то произойдет вертикальный взлет количества детей на семейном обучении. Я боюсь об этом говорить, потому что это – явная дырка в законе с точки зрения преступных властей. Даже странно, что ее не заткнули. Я очень-очень боюсь, что через два года не будет никакой семейной формы обучения. Потому что с точки зрения власти российской это было бы логично. Не нужно даже никакой закон новый выпускать, достаточно поправку просто внести. Все довольно просто, к сожалению, – считает Дима Зицер.