Довольно часто встречаются истории, когда семейный бюджет является камнем преткновения. Супруги ссорятся из-за того, кто же должен быть у руля семейной кубышки. Одни считают, что бюджетом должна распоряжаться жена, другие уверены, что у мужчины это лучше получится, третьи смогли договориться и бюджет – обоюдная ответственность.
Кто прав?
По сути, семейный бюджет – это тот же бюджет, как у государства, города, какого-нибудь предприятия. Бюджет должен быть пополняемым, планируемым, с обязательными статьями расходов. Ровно также, должен быть человек, который отвечает за семейный бюджет. Кто возьмет на себя функцию рулевого – личное дело каждой семьи. Однако, что бы избежать возможных конфликтов, нужно кое-что учесть.
4 основные правила:
1. Заранее, прямо в начале семейных отношений договоритесь о том, как будете вести бюджет. Возможно, будете записывать все расходы, может быть, составите четкий план – когда и за что платить. Если семейный бюджет будете вести раздельно, договоритесь о том, как будете оплачивать необходимое – коммунальные платежи, кредит на семейный автомобиль и т.п.
2. Уважение. Еще раз уважение. 100 раз уважение! Даже когда речь идет о любви и семье, уважение встает на первое место. Если в вашей семье бюджетом заведует либо муж, либо жена, ни в коем случае не заставляйте партнера клянчить деньги на какие-то небольшие расходы: маникюр, парикмахер, подгузники для ребенка, запчасти для авто и т.д. У каждого в семье должна быть возможность оплатить необходимые «мелочи» без заморочек. Только неплохо было бы заранее определить границу стоимости «мелочей». Для одной семьи – это 2000 рублей в месяц, для другой 10000 руб.
3. Совместное принятие решений. При любых обстоятельствах крупные покупки планируете и обсуждаете совместно. Будь то телевизор или автомобиль. Пользоваться все равно вместе будете, поэтому покупка должна устраивать всех.
4. Попробуйте определить, кто в семье транжира. В принципе, это не сложно. Кто чаще покупает ненужные вещи, тот и склонен потратить лишнее без необходимости. Договоритесь – либо тот, кто тратит необдуманно, общего бюджета не касается (за исключением необходимых трат из п. 2), либо необходимо прибегнуть к усиленному контролю. В общем, снова – нужно договариваться. Как вариант, посчитайте, сколько потрачено в месяц на товары, которые в принципе можно было не покупать. Это должно стать аргументом для обеих сторон. И тут либо тратите меньше, либо бюджет в руках у более рационального супруга.
Плюсы и минусы
Семейный бюджет у одного из супругов.
Плюсы. Этот способ явно выигрывает, если один из супругов склонен к неконтролируемым тратам. Нет путаницы, кто платит за свет, садик, кредит или ипотеку и т.п. (это обязательные затраты из общего бюджета)
Минусы. В основном, минусы психологические. Один из супругов вынужден просить на какие-то расходы, которые вышли за рамки «мелочей». Чувство повышенной ответственности за семейный бюджет может тяготить, при этом не важно, кто больше зарабатывает.
Совместный, общий бюджет.
Плюсы. Супруги не выпрашивают друг у друга на какие-то расходы. Максимум, если что-то незапланированное, то можно обсудить. Оба супруга имеют контроль над финансами. Совместное принятие решений о покупках.
Минусы. Вероятность возникновения разногласий по поводу того, как распределять деньги, особенно если у супругов разные приоритеты.
В каждой семье ведение бюджета – история сугубо индивидуальная. И в любом возрасте, на любом этапе можно вносить изменения в финансовую жизнь. Главное – чтоб то устраивало обоих супругов и не вносило раздор. Все моменты, в т.ч. и денежные, обязательно должны обсуждаться.