Найти тему

"Мастер" от великих Мастеров

«МАСТЕР» ОТ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ

Мастер / Master, 2012, премия Гильдии актёров Филиппу Сеймуру Хоффманну за лучшую мужскую роль второго плана, победитель Венецианского кинофестиваля (Серебряный лев за лучшую режиссерскую работу ( Пол Томас Андерсон), Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль ( Филип Сеймур Хоффман , Хоакин Феникс), Приз международной ассоциации кинокритиков - лучший фильм, Приз ФИПРЕССИ - конкурсная программа.

«Если придумаешь, как жить без Хозяина, любого Хозяина, дай нам всем знать, хорошо? Потому что ты станешь первым таким человеком в истории»

Ланкастер Додд

Фильм, который, наверное, будет пересматриваться не раз, настолько он сильно захватывает. И «захватывает» здесь не от «захватывающего» сюжета, совсем нет. Просто он чертовски хорош, он, как человек, с которым ты увиделся один раз, но понял сразу - это будет твой друг на долгое-долгое время.

Для начала напомним, что английское Master можно перевести и как «мастер», так и как «хозяин». Итак, перед нами послевоенная Америка. Страна, атмосфера в которой, как сказал режиссёр фильма Пол Томас Андерсон, «благоприятствовала зарождению разного рода духовных движений». Не только зарождению, но и подлинному расцвету, превращению в явление национального масштаба. Вспомнить хотя бы первую Конвенцию АА Билла Уилсона и д-ра Роберта Смита (Кливленд, 1950).  И многие-многие другие, иных уж нет, но некоторые процветают и по сей день. То ли действительно запрос такой был, то ли в стране появилось много неприкаянных бедолаг, которым нужно было на что-то опереться.

И вот с таким бедолагой мы и знакомимся. Отставной военный моряк Фредди Квелл (Хоакин Феникс, кстати, сначала на эту роль Андерсон рассматривал Джереми Реннера, хорошо, что передумал). Изломанный человек, с полностью изуродованной психикой, алкоголик, сексоголик, you name it, как говорится. И на флоте отличался всякими выкрутасами, совершавшимися и по пьяной лавочке, и на трезвую голову. Ну, а теперь, на гражданке - совсем неприкаян, занимается Бог знает чем. Бодяжит какое-то жуткое пойло, от которого люди травятся, желая испытать обещанный Фредди неведомый кайф. И вот в таком раздрызганном состоянии Фредди встречает своего будущего Мастера, иначе говоря, Хозяина.

А таковым становится гуру некоей секты «путешественников во времени», или секты «Пути», как себя именуют её адепты. Это Ланкастер Додд (последняя главная роль маэстро Филиппа Сеймура Хоффманна). Наверное, мы так до конца фильма не сможем ответить на вопрос: who is Mr.Dodd? Мессия? Визионер? Просто талантливый торгаш, как какой-нибудь Ошо? Шарлатан?

Здесь надобно сделать небольшое отступление. Хотя режиссёр и признавал, что частично образ Додда был навеян небезызвестным Роном Хаббардом, основателем скандальной секты сайентологов, но Андерсон не хотел бы, чтобы фильм воспринимался как рассказ о Хаббарде и его сообществе. Нет, всё гораздо шире и объёмнее.

Собственно, весь фильм и строится на странных, парадоксальных, порой болезненных коллизиях отношений Фредди и Ланкастера. Кто они друг другу? Врачеватель и пациент? Друг и враг? Гуру и преданный адепт? Додд обещает Фредди излечение от его психических травм, предлагая «путешествия во времени», обещая вместе с Фредди заглянуть в прошлое отставного моряка. Кстати, ещё одна литературная аллюзия - фермерское отрочество Фредди Андерсон (он же автор сценария) основывал на произведениях Стейнбека. Но параллельно с сеансами этого жесткача идёт и обычная жизнь. Хотя, конечно, в компании такого неординарного человека, как Ланкастер, назвать что-то «обычным» сложно. Всё с приподвывертом, как говорится. Да и семейка та ещё - вздорная дочка Элизабет (Эмбир Чилдерс), зятёк Кларк (Рами Малек, да-да, тот самый, который потом прославится, играя другого Фредди).

И надо сразу сказать, что фильм уж точно не отнесёшь к тем, которые можно «чисса на расслабоне» посмотреть для забавы на выходных. Это серьёзный разговор со зрителем на темы свойства глобального - а что такое мы? Что такое время? Что такое наши воспоминания? И, если ты совершенно погружён в свои идеи (или одурманен ими?), где гарантия, что ты найдёшь отклик?

Конечно, центральные фигуры фильма, Фредди и Ланкастер - очевидные шедевры Феникса и Хоффманна. Не хочу говорить о типичном амплуа, но, если вспомним «Джокера» или «Все страхи Бо», Феникс всегда гениально играет людей, находящихся на грани, на изломе. Ну, а Ланкастер - и Хоффманн великолепно это отыгрывает - типичный эгоманьяк, с одной стороны, с совершенно непобедимой харизмой и обаянием, а с другой - с кучей своих скелетов в шкафу и кризисом самооценки. Не случайно я такое заглавие и поставил - действительно это работа Мастеров.

Так что, если вы готовы погрузиться в очень непростые жизненные перипетии и сложные судьбы героев и одновременно насладиться блестящей игрой великих актёров - добро пожаловать в «Путь»!

«Что за день! Мы бились с днём и мы победили. Мы победили»

Ланкастер Тодд

#мастерфильм

#хоакинфеникс

#филиппсеймурхоффманн

#поландерсон

#американскоекино

#ронхаббард

#masterfilm

#joaquinphoenix

#philippseymourhoffmann

#paulanderson