Салют всем физическим и юридическим! Приветствую всех налогоплательщиков и налоговиков, налогоненавистников и налоголюбителей, налогозависимых и независимых, а также интересующихся на канале о налогах и котиках!
Темы о мошенниках не прекращаются. Я тоже вот недавно "освежала".
Мне нравится, как на канале Доброго Психологиста ведется работа по предупреждению подписчиков и читателей. Которые, я уверена, рассылают его статьи о мошенниках своим друзьям и знакомым.
Это очень полезный контент.
Но сегодня я не хочу описывать 1505-й способ мошенничества со стороны преступников. Сегодня будет другая история. И натолкнула меня на написание этой темы моя подруга, которая сейчас мечется по банкам, закрывая кредитные карты, которые набрала её доченька в так называемых "мобильных офисах".
У подруги есть проблема. Её старшая дочь, которой уже больше 20 лет, проходит сейчас МСЭ на инвалидность по психиатрии. Но дееспособности она пока не лишена. И даже пока частично не ограничена.
Папенька девочки был наркоманом. В свое время сидел на так называемом "винте". Давно умер. Но вот они последствия. Девушка выросла. Нигде не учится и не работает. Потому что не может.
Они честно пытались. Ее отовсюду "просят удалиться". Она даже не может запомнить номер кабинета, куда надо провожать клиента в клинике. Вот просто проводить человека по коридору. Реально самые простые функции мышления ей недоступны. Даже уборщицей пробовала работать. И то - недолго.
Она обслуживает себя. С первичными навыками все нормально. На улице сориентируется нормально. А вот буквально все, что дальше........в общем там большие проблемы. Включая панические атаки. Истерики. И прочие "приятности".
Мой папенька в 75 лет и тот спрашивает, что ему позвонили какие-то люди. И возможно это мошенники. И чаще всего так оно и есть.
Но мой папенька в прошлом математик с тремя высшими образованиями и кандидат экономических наук. То есть у него изначально всё было хорошо. И возраст, слава Богу, не так влияет.
А тут изначально всё плохо! И она даже не позвонит никому и не спросит.
А еще многие люди врут
И не только дети и подростки. И не только не здоровые. А любые.
И вот звонит мне подруга с трясущимся голосом и сообщает, что застала дочь с покупкой, на которую явно не могла дать ей денег. Не по Сеньке шапка такая сумма. Так как отца нет. И троих дочерей она воспитывала долгое время одна.
Поскольку психика у девочки незрелая, то мать с сестрами (у двух сестер другой отец без вредных привычек) быстро выудили информацию, что, гуляя где-то в ТЦ, к ней подошли сотрудники банка из так называемого "мобильного офиса". Она дала им паспорт. Они сняли с него копию, выдали ей красивую карточку и она пошла покупать суши и роллы. А потом в магазины.
Ни договора на руках. Ничего. Скорее всего ей присылали на номер телефона коды - и она ими давала согласие на оформление кредитной карты.
Таких "мобильных" услуг много.
Банки в ТЦ и на вокзалах, авиакомпании в аэропорту. Везде есть куча мальчиков и девочек, которые предлагают оформить выгодную кредитную карту. В аэропортах так вообще бегством спасаешься с криками: "У меня все есть!" - , когда за тобой несется какой-нибудь юный представитель компании Севен Эйр, которых там по залу аки тараканов бегает.
Объяснить девушке с ментальными проблемами, но у которой при себе есть паспорт совершеннолетней гражданки Российской Федерации, что такое кредит - ну так себе задача.
Она знает только слова "денежка" и "покупать". Все, что остальное: проценты, грейс-период, погашение, долг и прочее; даже, если ей 100 раз объяснить, то это будет равносильно разговору с рыбкой Дори.
В итоге мать с сёстрами отобрали карту. Средняя сестра забрала телефон и вошла в личный кабинет, где сразу послала заявку на закрытие счета. Суммы долга они загасили. Слава Богу она не успела потратить всю сумму разом. Не приучена. В основном тратила на суши-плюшки-пирожки.
В телефоне динамик хороший. И пока я разговаривала со средней девочкой, то старшая нас слышала:
- (я) Закрывай счет. Но она может иметь другие карты. Это надо выяснить, что и где она еще набрала.
- (крики старшей) Я ничего не брала! Я не вру!
Но оказалось врёт. Или говорит, что не помнит.
Вчера утром позвонила снова мать девушки и сказала:
- (мать) Слушай, Наташ. Мы с младшими её вещи перетрусили. А у неё еще две кредитные карты. Одну она еще не трогала. Вторая привязана к ОЗОНу и там уже минус 1500 рублей. Дочери уже во все её аккаунты зашли, всё отвязали, всё отобрали. Дальше чего делать?
- (я) Берешь ее за шкирку с паспортом и дуете в банки, кто выдавал карты. Устраиваете скандал, зовете управляющего отделением. Так и говоришь, что девка больная. Скоро ее лишат дееспособности и ты вообще ничего гасить не будешь. Пусть её в базу вносят. Пишете заявление на закрытие всего.
Чем в общем-то они вчера и занимались. Ездили по местным отделениям банков. Закрывали счета. Через неделю им обещали справки о закрытии счета.
А как узнать превентивно?
Возникает закономерный вопрос. Как узнать о наличии карт и счетов в будущем?
Говорю:
- Дуй с ней в налоговую завтра. Оформляйте Личный кабинет. Не Госуслуги (упаси Боже с её поведением). А именно ЛК ИФНС с локальным паролем. Отбираешь у нее пароль. Все равно не запомнит. Там в разделе личных данных есть информация о банках и счетах. Не факт, что вы нашли всё. Посмотрите, что еще есть. И, если она опять вляпается, то ты узнаешь ну хотя бы раньше, чем это может вскрыться, когда уже придут имущество описывать.
Госуслуги конечно вещь во многом удобная.
Однако, Личный кабинет с ЛОКАЛЬНЫМ паролем, сгенерированным ФНС России, не даст никому украсть деньги, имущество и так далее. С этим паролем кроме как в ЛК - никуда зайти нельзя. Зато будет доступ к информации.
Подумайте. Сейчас детям выделяют доли в имуществе, открывают детские банковские карты.
То есть по факту, следить за налогами ребенка всё равно обязанность родителей. И открывать Личный кабинет ФНС всё равно полезно.
Так заодно хоть проследите за их счетами. Хоть на ранней стадии проблему можно выявить. А не когда уже приставы и 500% годовых набежало. Или чадо уже набрало кредитов и отдало карты всяким мошенникам.
Ну и, как подсказали здесь, можно бесплатно 2 раза в год через МФЦ запросить кредитную историю. Чтобы не заводить пока таким Госуслуги. Потому что МФО не банковские счета. Их в ЛК ФЛ не видно.
Подходит и для проверки пожилых людей с проблемами деменции. И вообще, для тех членов семьи, которые постоянно умудряются куда-то, но обязательно вляпаться.