Найти в Дзене
EnMørk

Времена года Вивальди в Сириусе

"Времена года" Вивальди играют либо проходимцы, либо признанные гении, интерпретации которых чудесным образом меняют наше представление об этом произведении, тем более, что Вивальди оставил место для импровизации как солиста, так и всего ансамбля. И он был бы вначале очень удивлён, услышав это исполнение, а потом бы очень рад современному свежему звучанию - ведь мы живём сегодня, и хотим слушать актуальную музыку.

Примерно с этих слов началось вступление к концерту в небольшой лекции Романа Насонова.

1 октября, в Международный день музыки, в Сириусе стартовали «Дни барокко». В сотрудничестве с ансамблем Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского идут три концерта с шедеврами эпохи - я сходил 3 октября, когда Questa Musica исполнили «Времена года» — одно из наиболее известных музыкальных произведений как Антонио Вивальди, так и всей эпохи Барокко, выпущены сотни записей, продажи которых установили мировой рекорд в своей области.

"Времена года" играют на сцене и в переходах, перед искушённой публикой и перед толпой подвипивших гуляк - к этой музыке начинаешь привыкать, как к попсе, ровной и громкой. Но у Чижевского получается создать действительно запоминающийся вечер, тонко созданную вуаль из музыки, что накрывает от мира - но позволяет слышать каждый инструмент отдельно и все сразу вместе так, как я не слышал никогда до этого.

-2

Парк науки и искусства "Сириус" - тот самый, перед которым стоит Буран - собрал на полутора сотнях тысяч квадратных метров научные лаборатории, музейные комплексы, концертные залы и ежегодно принимает мировые симфонические оркестры, балетные коллективы и лучших исполнителей классической музыки. Я так часто бывал тут по делам и связям с самим университетом - и вот, наконец, попал в тот самый камерный зал, который мне столько рекламировали.

Зал "Атом" - это камерные концерты, наслаждаться которыми могут любители классической музыки. Здесь великолепно звучат оперные арии, миниатюры на рояле и музыкальные шедевры. Это место, где публика может насладиться выступлениями известных певцов и признанных мастеров музыкальной импровизации.

-3

Перед залом расположена библиотека, но скажу сразу - как доставать книги сверху ещё не решили, штабелёр не прилагается, так что, скорее это элемент интерьера (ничего не напоминает из советского прошлого?).

Сам зал Атом примечателен своей близостью артистов и зрителей, и первым перед ними взял слово Ханс Иоахим Фрай, художественный руководитель Фонда Талант Успех Сириус, с которым я уже сталкивался на исполнении Кармина Бурана, Карла Орфа, поставленной в 2024 году на медальной площади. В этот раз мне довелось сидеть в самом первом ряду, чуть левее Ханса, что только подчёркивало для меня камерность этого зала и всего действия.

-4

Ханс в этот раз говорил на немецком...

400 лет назад появилась музыка ренессанса и затем музыка барокко - музыке же Вивальди уже 300 лет. Столько благодарности Филиппу Чижевскому и ансамблю Questa Musical за осуществление и воплощение в жизнь этого проекта... Они, пожалуй, самый важный ансамбль в этом направлениив России, а музыка барокко - важна для Чижевского, и наша тесная дружба важна для меня, ведь мы ещё знакомы с ним как с директором государственного московского симфонического оркестра имени Светланова - и вы увидите, что Чижевский не просто дирижирует, он танцует.
-5

Филипп Чижевский, каблуки которого эпизодически откаблучивали что-то невероятное, управлял ансамблем не руками, а всем телом, общался как с коллегами, так и с залом.

Леонид Железный, первая скрипка, не просто виртуозно играл - он, казалось, трансформировал этот зал звуками и одушевлял его.

-6

Звуки великолепно перетекали по сцене, создавая трехмерную картинку, музыканты умеют выделять неожиданные места, давать голос каждому и звучать всем вместе. Камерность зала даёт довольно тихий звук - здесь не будет громового удара, но зато здесь слышен самый тихий шёпот каждой струны и мгновенное - или плавное - нарастание от шёпота до звона делает это исполнение одним из самых запоминающихся.

-7

Добро пожаловать в Сириус!

Кстати, вода +23...+24 и шторма, наконец, утихли, и неповторимая смесь моря, гор, науки и искусства манят.