Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Мог бы лучше

«Мог бы лучше», — в начале каждого учебного года я слышу эту фразу от родителей школьников.

«Мог бы лучше, мог бы сильнее постараться, мог бы иначе, мог бы себя заставить, мог бы...», — раз за разом повторяют себе, оборачиваясь назад в прошлое, взрослые. У взрослых это уже не про школу.

А мог бы?

Вот, к примеру, ученик какого-то класса приносит за контрольную по математике не пятёрку, а четвёрку, не четвёрку, а тройку, а то и вовсе два балла. Причём, ученик этот знает математику на более высоком уровне, чем тот, что засвидетельствован отметкой в дневнике. Это в этот конкретный раз к этой конкретной контрольной он недостаточно подготовился, а то и вовсе не готовился. Почему не готовился? Например, потому что гулял с друзьями, переживал о несчастной любви, завис в компьютерной игре, смотрел сериал, валялся с книжкой или смартфоном на диване... Но мог же отодвинуть от себя переживания, друзей, игры, сериал, чтение, смартфон и диван? Мог же? В ответе на этот вопрос и кроется подвох. В способе отвечать.

Технически более-менее здоровый и относительно нестарый человек может очень многое. Хоть в космос полететь, хоть марафон пробежать, хоть на сцену Большого театра попасть солистом, хоть математику освоить, хоть вокал, хоть идеальные отношения построить, хоть миллионы заработать, хоть вокруг света прокатиться, хоть что. Всем либо известны способы достижения любых целей, либо известны варианты узнать и освоить эти способы достижения. Но достигают не все. Вопрос в цене. Очевидно, что мне для полёта в космос придётся существенно вложиться, от многого отказавшись. Эти вложения и это «многое» — и есть цена вопроса. Технически я могу найти способ и полететь в космос, на практике я не готова заплатить такую цену. Хорошо, что у меня нет желания лететь в космос и не придётся о непосильности это желание осуществить горевать. Впрочем, есть многое другое.

А ещё есть такой нюанс: выбирая удовлетворить одно желание, достигать одной цели, приходится отказываться всегда от много большего, чем получаешь. Так выбрав на завтрак сырники, я отказываюсь не от овсянки или омлета, а и от овсянки, и от омлета, и от многих других вариантов завтрака.

Вернёмся к нашему ученику из примера, который написал контрольную на три балла вместо пяти, хотя знает математику на отлично. Мог ли он реально постараться и подготовиться? Технически — мог. Но какова цена? Цена в отказе от переживаний, прогулки, игры, сериала, книжки, смартфона и дивана... Глазами взрослого эта цена может выглядеть ничтожной. Мелочи какие-то несущественные. Но что, если взглянуть глазами ребёнка? Глазами ребёнка всё перечисленное может быть очень важным и нужным. Тем, от чего очень сложно отказаться. А то и невозможно. Выбирая вложиться в подготовку к контрольной, ученик часто вынужден заплатить очень высокую цену. Это если ученик здоров, не устал, контрольная в этот день всего одна, от него не требуется параллельно готовиться к соревнованиям в спортшколе и следить за младшим братом. Технически, конечно, можно подготовиться. На практике далеко не всегда была возможность заплатить ту цену, которую требовала подготовка.

Если ученика убеждают при этом, что он мог бы лучше, он, вырастая, продолжает на каждом шагу себе это повторять. Он игнорирует свои ограничения. Игнорирует стоимость каждого своего выбора.

В неразрешимых годами внутренних конфликтах часто всё сводится к тому, что человек пытается убедить себя в том, что те или иные выборы, решения, действия ему ничегошеньки не стоят, в то время как на самом деле цена выбора, принятия решения, действия для человека колоссальна.

Но если суметь, всё-таки, признать реальную цену, тогда становится возможен или отказ от выбора и действия, которое обойдётся слишком дорого, и оплакивание этого отказа, или совершение-таки выбора и действия, но с осознанием колоссальной цены.