Достаточно часто на приеме еще до начала обследования ребенка мама дает характеристику понимания "на бытовом уровне". Обычно если определение звучит именно так, то предварительно у меня в голове формируется уровень крайне сложного ребенка способного в лучшем случае выхватить отдельные слова из слышимого потока, в худшем вообще не воспринимающего речь, и ориентирующегося лишь на бытовые ситуации.
Другая характеристика "он понимает все, вот только речи почему-то нет, или наоборот она представлена эхолалией". Здесь уже картина иная, как минимум такой ребенок скорее всего понимает существительные и глаголы, возможно есть объем прилагательных, но скорее всего абстрактная форма мышления ему недоступна и стоит поменять очевидный речевой оборот, выйти от человек бежит, на бежит ручей, или бежит вода из крана, как понимание речи у такого малыша сразу пропадет. Словарь понятий его внутренней речи крайне скуден, поэтому и речь бедна. Компенсацию недобора словаря такие дети часто восполняют при помощи эхолаличных оборотов из мультика или книг.
А вот еще одна характеристика: "Да у него же аутизм, поэтому он не обращает внимание на окружающий мир, может одеть шлепки зимой и пойти на улицу"... Ох, дорогие мои подписчики, как далека эта мысль от реальности. Проблема здесь не в игнорировании окружающего мира, а в недостатке знаний о нем, неспособности построить даже самое примитивное суждение и умозаключение, идущее далее двух пунктов проводимых параллелей. Зима - это холодно, значит одеться нужно тепло, чтобы не замерзнуть. Для нас, здоровых людей подобное суждение кажется мелочью, повседневной нормой. А вот для ребенка с отставанием это сложный и долгий процесс. Освоил он всего лишь прямые доступные обороты. Зима- мороз, холод, снег, кататься с горки, лепить снеговиков. Но снеговика можно слепит и осенью, если, например вдруг выпал мокрый снег в достаточном количестве. Чтобы слепить снеговика нужен хороший материал и соответствующая погода, но для нашего ребенка -это уже слишком сложная мысль. Слишком много в ней абстрактных переменных, так мыслит он еще пока не умеет.
Помните то закоренелое мнение научить чему-то ребенка с нарушением в работе головного мозга очень сложно, но уж если он что-то освоил, то освоил намертво. Если научили такого ребенка переходить улицу на зеленый свет, он будет упрямо стоять у столба, даже если светофор сломался, и вообще ничего не показывает. Ребенок не сможет оценить данную ситуацию и будет ждать, когда загорится зеленый.
Так как же работает процесс по формированию мышления, и можно ли вообще выстроить его в искусственном порядке? Выстроить можно именно этим и занимаются клинические логопеды, а также педагоги-дефектологи, однако в коррекционной работе как специалистов, так и родителей всегда можно найти множество ошибок, что нещадно тормозят данный процесс. Давайте разберем данный ошибки.
Первая и самая очевидная, та с которой я встречаюсь чаще всего у детей любого возраста, наработанных детей- это чрезмерная увлеченность зрительным восприятием. Вместо того, чтобы дать ребенку долгий и сложный маршрут выхода на слышимую речь, педагоги часто натаскивают таких малышей на видимое изображение. Именно вот эта чрезмерная зрительная поддержка полностью тормозит процесс формирования внутренней речи и абстрактного мышления. Доходит до абсурда, на вопросы по тексту ребенок приучен искать ответ в том же тексте. Стоит немного изменить смысл вопроса, например, спросить не какая была собачка (ответ хромая по тексту), а спросить была ли собака больна? Ребенок тут же потеряется он настолько не привык обрабатывать слышимую речь, что даже на такую примитивную параллель не знает что ответить. Да и как ему создавать данные параллели, ведь учить его анализировать слышимую и читаемую речь никто не спешит. Самый кошмар в том, что данные нарушения встречаются сплошь и рядом, и даже у детей средней, а порой и старшей возрастной группы.
Вторая не менее важная вещь -полное игнорирование двойственного смысла слова, или явления. К сожалению, детям совершенно не дают контекста. Изучая глаголы, ребенок учится анализировать их исключительно в прямом смысле. Например, глагол стоит для такого ребенка относится исключительно к движению человека или животного, происходит тотальное игнорирование наполнения абстрактного, внутреннего словаря. Ведь стоять может и здание, и время, а еще и вода в колодце. Как малышу понять все это, если подобные шаблоны никто даже не думал ему давать.
Третий не менее важный момент, относящийся к нарушениям восприятия математических действий, это естественно натаскивание детей на предметный счет, подкрепленный видимыми объектами. Подобная система идет в полнейший разрез с азами выхода и коррекции дискалькулии. Она не только не предусматривает тренировку внутренней речи и профилактику нарушения, но и принципиально игнорирует его. Если здоровый ребенок, сможет быстро сориентироваться на месте и перейти в систему абстрактного мышления еще в первом классе, то больной застрянет на предметном счете пальцем, не понимая ни опорных слов (вперед, назад, д, за, между, после, через, следующий, предыдущий, первый, последний) , характеризующих внутренние переходы, просто повиснет в системе подсчета видимых объектов на глаз.
Четвертый пункт выведем из третьего. Понимание предлогов и приставок в изменяющемся контексте, понимание вводных слов. К сожалению, в основном ко мне идут дети, работающие по принципу "покажи кошку в коробке". В лучше случае ребенок отточил значение предлога в очевидной, наглядной ситуации, в худшем вообще ориентируется на слово коробка, полностью не понимая и игнорируя предлог. Сложно такому ребенку будет понять абстрактное значение фразы "попасть в затруднительную ситуацию". Слишком много в нем слов, наполненным абстрактным, внутренним смыслом.
Естественно, процесс формирования понимания происходит не мгновенно, мы тренируем и наполняем мышление на протяжении всей жизни. Добавляя в него новые термины и выводя параллели. Однако накопление стандартных шаблонов внутренней и внешней речи, формируется в соответствии с возрастными группами. Как думаете откуда взялось вот этот критерий для здоровых детей знать времена года в 3 года, и что за ним стоит? Нет, это далеко не только способность дать список банальных характеристик, выстроенный в учебниках и развивающих играх, а целый комплекс первых параллелей суждения у умозаключений об окружающем мире, связанный с формированием восприятия реальности и отношения к нему. Здоровый малыш не выходит гулять в босоножках зимой, знает он, что ножки замерзнут, а больному малышу важно помочь, вовремя выявить проблему и правильно компенсировать ее.
А вы сталкивались с подобными нарушениями?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.