В 1982 году украинская девушка Лида по примеру многих своих сверстниц приехала в наши края на заработки. Хорошие деньги можно было получить всего за один сезон на прополке и уборке свеклы. Многие девушки потом оставались навсегда, выйдя замуж за местных парней. Наша героиня тоже нашла здесь свою судьбу.
— Я ведь у себя на родине после школы год старшей вожатой отработала, — рассказывает Лидия Михайловна. — Все советовали в пединститут поступать, но мне захотелось больших денег заработать. Никого не послушала и уехала с подругами в Россию.
Работа свекловичницы нелегкая, но сельская девчонка никакого труда не боялась. Да и платили, действительно, хорошо.
Собеседница вспоминает, как в былые времена за сезон (а он длился с мая по октябрь) могла заработать три тысячи рублей, да еще несколько мешков сахара и две-три тонны зерна домой привозила.
Лидия была в своих краях завидной невестой: симпатичная, бойкая, всегда горой стоявшая за правду, да к тому же настоящая рукодельница и хорошая хозяйка! Словом, мечта для любого парня, решившего завести семью. Эти качества девушки сразу оценил и ее будущий муж из добринского села Александровка.
Виктор на четыре года младше своей избранницы. Был еще школьником, когда как-то вечером вместе с друзьями отправился в общежитие знакомиться с девушками-украинками, приехавшими на свеклу.
Ту первую встречу оба вспоминают с улыбкой.
— Зашел кудрявый, черноволосый паренек в кримпленовом костюме, — рассказывает Лидия Михайловна. — Выглядел старше своих лет, хотя на самом деле тогда учился в десятом классе. Только взглянула на него и сразу про себя решила: вот этого я «закружу». Но, узнав про возраст, передумала. А тут бригадирша подначивать стала: «Чего же ты?». Да и сам Виктор настойчивым оказался. Словом, стали с ним встречаться…
— Пришли мы к девчатам, — вступил в разговор Виктор Витальевич, — смотрю: кто чем занимается. Одни красоту наводят, другие просто так сидят. А Лида вышивает. В голове сразу мысль пронеслась: хорошая жена из нее выйдет.
— Вечера длинные, — добавляет Лидия Михайловна. — Чтобы скоротать время, я тогда вышивала простынь себе в приданое. Без дела сидеть никогда не любила.
Это сейчас мамы девочек уже с ранних лет воспитывают их настоящими «принцессами». Главное для женщины, по их мнению, всегда выглядеть на все сто. Остальное, мол, само собой приложится. Но, увы, что заложено в нас с детства — остается с нами на всю жизнь. Потому-то поколение наших мам и бабушек прививало своим дочкам, прежде всего, трудолюбие, учило вести хозяйство. Словом, воспитывало будущих хороших жен и мам. Лидия, как и большинство ее ровесниц, тоже с детства все умела делать по дому и, конечно, рукодельничать. Лет с десяти уже на домашнем ткацком станке сама работала.
Самодельные рушники, покрывала, собственноручно вышитые в молодости полотенца по сей день в обиходе у Пикуновых.
— Льняным полотенцам уже больше сорока лет, но мужу они больше новых нравятся, — продолжает умелица, — лучше влагу впитывают.
Но вернемся в далекие восьмидесятые. На второй год, когда снова пришла пора свекловичницам возвращаться домой, Виктор не отпустил со всеми свою Лиду. Она отправила в октябре домой заработанное зерно, а сама не приехала. Мать девушки долго плакала: «Все вернулись, а нашей нет…». А та без родителей решила свою судьбу.
Расписались молодые осенью 1983-го, когда жениху еще и 18-ти не исполнилось (у него день рождения только в январе был), и стали жить в доме его родителей. Виктор учился в Грязях на водителя, а Лида устроилась работать на Александровский комплексный приемный пункт бытового обслуживания. Весной мужа призвали в армию. Проводив его, молодая жена уехала к маме. Там и жила, пока супруг два года служил в Германии. Приходил в отпуск, когда родилась дочка Таня. А еще через год демобилизовался и приехал к теще за семьей.
Та принялась уговаривать зятя с дочкой: «Оставайтесь у нас. Дом построим, машину купим…». Семья Лидии тогда жила на небольшом хуторе за селом, где в середине восьмидесятых в домах все еще были керосиновые лампы. Виктор все же решил увезти супругу на свою малую родину. Тем более, что в Александровке председатель колхоза предложил ему работу водителя и обещал выделить квартиру.
И Пикуновы окончательно поселились в нашем районе. Им дали жилье, которое впоследствии хозяева значительно расширили. В 87-ом году у них родился сын Сергей.
Лидия Михайловна, действительно, оказалась хорошей женой и хозяйкой. Пикуновы сразу же обзавелись подворьем, которое в начале 90-х (зарплату тогда практически никто не получал) кормило семью и приносило неплохой доход. Супруги даже открыли свой кооператив: держали несколько коров, быков, поросят. Молоко, сметану, творог и сыр собственного изготовления развозили по окрестным селам, домашним мясом торговали на рынке в Грязях.
А ведь Лидия еще и работала: пару лет в столовой, приемщицей в КБО и больше двадцати лет ухаживала за пожилыми односельчанами. Соцработницей была ответственной, добросовестной. Недаром ее подопечные говорили: «Ни к кому не пойдем от Лиды».
При этом своего увлечения рукоделием собеседница никогда не бросала. На любимое занятие у нее оставались ночные часы. Вязала детям носочки, свитера. Держала пуховых коз, специально, чтобы теплые платки вязать. Одно время из веревочек сумки мастерила…
— Мне нравится учиться чему-то новому, — делится Лидия Михайловна. — Что задумаю — обязательно сделаю. Сейчас вот пуховыми подушками занялась. Обеспечила ими семьи детей.
А вот с большим хозяйством уже пришлось распрощаться. Здоровье и силы уже не те, что в молодости были. Да и сын — главный помощник, не так давно решил в город переехать. На подворье по-прежнему есть бычки и поросята, но это уже для своей семьи. Лидия Михайловна признается: они с мужем питаются в основном тем, что сами выращивают. Разве что за хлебом и крупами в магазин ходят. Правда, когда внуки (а их пятеро) гостят у дедушки с бабушкой, ассортимент покупок значительно расширяется. Хотя, справедливости ради, стоит сказать: бабушкина стряпня у детворы идет на ура: вкуснейшие голубцы, отбивные, домашняя колбаска, пироги… Даже чай у бабушки Лиды совсем не такой, как в городе. Она собирает для него на лугу самые разные травки: чабрец, зверобой, иван-чай, мяту, мелиссу… Ими же лечит семью от простуды.
Об одном сожалеет наша героиня: у подрастающего поколения нет интереса к рукоделию. Внучки хоть и рассматривают с удовольствием бабушкины изделия, сами учиться этому не хотят. А жаль, наставница у них была бы очень хорошая.