Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Как НЕ вырастить из ребёнка пограничную личность или клиента с ПРЛ? Пограничная семья.

- Ты сделал плохо! - Говорит мама ребёнку и добавляет: - Ты меня расстроил, и теперь у меня поднялось давление, и болит голова! Совсем маму не любишь и не жалеешь!

Слышали такое от своих родителей? А сами так делаете?

В семье с такими «воспитательными приёмами» будто нет отдельных личностей. Каждый несёт ответственность за чувства и мысли другого.

То есть ребёнку транслируется, что его плохие действия и поступки не вредные сами по себе, или что они нарушают семейные правила, а то, что ребёнок ответственен за эмоциональное состояние и здоровье других.

Здесь нет его отдельности, все члены семьи как единое целое.

А тем временем… Пограничное расстройство личности сегодня ставится психотерапевтами достаточно часто, что, конечно, печально. Почему так сложилось? Что поспособствовало формированию в таком большом количестве людей данного расстройства? А если не расстройства, то как минимум, пограничного уровня организации личности.

О том, что такое ПРЛ и что такое пограничная личность, я писала в предыдущих публикациях. Посмотрите подборку статей на данную тему:

Статьи о ПРЛ и Пограничной личности

Сегодня давайте рассмотрим, в каких семьях вырастают люди с таким проблемным психологическим уровнем организации или расстройством.

Критерии и особенности пограничной семьи:

  1. Размытые границы между «Я» и «другими» - что и описано в начале данной статьи.
  2. Также нет чётких границ между семьёй и близкими родственниками. Бабушка, например, может приходить в семью и вести себя со внуками и их родителями так, как будто она истинная мать семейства, а мама и папа просто старшенькие дети в семье, которых надо контролировать и поучать.
  3. Внутри семьи не определены роли. Например, жена относится к мужу так, будто он её старший сын. То есть муж не имеет свою зону ответственности в семейных делах, а просто «помогает» жене, когда она укажет. Или мать, теряя мужа, делает своего сына «главным мужчиной в семье», фактически своим психологическим мужем.
  4. Дома у членов семьи нет своих мест, личных предметов, двери в комнаты либо не закрываются, либо мама или папа могут войти к детям в комнату в любой момент без стука, каждый может пить из чашки другого, взять поносить трусы или носки другого и тп.

Однако «Пограничная личность» это не только отсутсвие границ. Это в первую очередь организация психики на границе между невротическим и психотическим уровнями. А этому способствует также:

  • Нестабильное поведение родителей. Сегодня что-то можно, а завтра не понятно почему то же самое нельзя. Обещания не выполняются, присутствуют манипуляции, двойные послания (то есть родители могут злиться, но говорят, что им всё равно и они спокойны; или они с унынием играют с ребёнком, но говорят, что им очень интересно и радостно).
  • Ребёнок в такой семье не чувствует в родителях опору. Они не решают вопросы чётко и уверенно, а являют собой хаос, драматургию и невыросших детей.
  • В таких семьях конфликтность и сложные отношения – это стиль жизни. Папа ругается с мамой, мама ругается с бабушкой, бабушка ругается с папой, периодически приезжает в гости или проживает вместе с семьёй какая-нибудь мамина или папина сестра, которая тоже ругается то с бабушкой, то с родителями бедных детей. То есть в семье много аффекта и ненависти. Которые не обязательно прямо транслируются. Часто основная задача таких семейств произвести впечатление благополучия, «явить красивый фасад». Что тоже по сути двойное послание, деструктивно влияющие на формирование психики детей.
  • Аффект, агрессия плотно сочетаются в такой семье со слиянием, с симбиотическими отношениями, где нет «я», а есть «мы».

Отмечу, что родители в таких семьях, вполне возможно, не монстры и не маргинальные персонажи, они могут быть и образованы, и культурны, и желать всего наилучшего своим детям. Просто у них самих всё сложно с психикой, и часто они сами имеют пограничный характер.

Что усваивает ребёнок в такой семье и к чему он будет склонен в будущем?

- Во взрослой жизни он скорее всего не сможет выстраивать стабильные и спокойные отношения с друзьями, коллегами и противоположным полам. Либо это ему сложно даётся.

- Вырастая такие дети не становятся взрослыми, они будто вечные подростки, склонные к расщеплению, аффектам, тревожности, чувству внутренней пустоты.

- Склонность к созависимости. Отношения здорового партнёрства им, как правило, не даются.

- Таких людей часто будет посещать чувство беспомощности, стремление к постоянному поиску опор с невозможностью их найти в самом себе.

- Он будет продолжать традицию нарушения семейных ролей и нарушения границ своих и других близких ему людей. Например, являть опеку там, где не просят, давать советы там, где их не спрашивали, критиковать тех, кто запрос на критику не являл.

Что делать родителям и тем, кто вырос или продолжает жить в семьях с такими особенностями?

В первую очередь осознать и принять такую данность.

А дальше – с этим можно работать. Как минимум не делать так, как описано в пунктах выше. Но это не просто, когда «впитано с молоком матери».

Отказ от таких моделей поведения может вызывать тревожность чувство одиночество и ощущение брошенности, ненужности. Но это тоже можно пережить.

Грамотный психолог вам поможет пройти такой путь, если у вас сформировался на это запрос. Мы с клиентами часто прорабатываем такие темы и я вижу замечательные результаты.

Я сама росла в такой семье. Которую и сейчас очень люблю. Таких семей было и есть очень много. И я знаю как это грамотно и бережно прорабатывать, сопровождая психологическое формирование здоровой личности, и помогая сохранять добрые отношения с родственниками. С теми, с которыми их хочется сохранить. И завершая отношения с теми, с кем они слишком токсичны.

-2

Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru