Город с брендом "третья столица России", который стоит на Волге. История города довольно протяжённа и идёт через Золотую Орду, Казанское Ханство и Российскую империю. Последний период наиболее хорошо закрепился в городе. Когда Иван Грозный захватил Казань, тут построили кремль по лучшим русским традициям и для этого даже пригласили зодчих из Пскова. И архитектура действительно узнаваема.
Очень сильно выдаётся из всего типично русского архитектурного ансамбля большая мечеть Кул-Шариф. Кстати, она довольно новая, её построили уже в 21 веке.
Рядом же с ней есть неприглядные стеклянные сооружения, под которыми можно разглядеть руины зданий времён Казанского ханства и гробницы ханов.
Но отсюда же ещё просто превосходный вид!
На территории Кремля есть и живое сооружение тех времён, но только лишь наполовину. До сих пор непонятно построили башню Сююмбике в 15 веке или в 17. Но эта башня всё равно уникальна. Хотя бы тем, что она наклонена относительно своей оси. Такие башни называют "падающими", хотя её отклонение уже давно приостановлено.
Рядом, как бы в противовес мечети Кул-Шариф, стоит большой православный Благовещенский собор.
Остальное тоже вполне привычные административные и культурные постройки.
Между собором и Присутственными местами есть скверик, где в центре стоит памятник псковским зодчим, которые это всё (почти всё) построили.
А вот во дворе бывшего чиновничьего здания есть просто наимилейший уголочек.
Тут сразу идёт кремлёвская стена, а вдоль неё красиво высажены различные цветущие растения, которые несколько раз в минуту опрыскиваются увлажняющими их фонтанчиками.
В нишах стены выставляют какие-то исторические стенды, художественные композиции и просто что-то интересное.
У Кремля достаточно удобное для созерцания всего красивого расположение. Он находится на холме на берегу реки Казанки, а весь остальной город низменный, так что со всех сторон есть прекраснейшие смотровые.
Вид с другой стороны Кремля не менее интересный.
Красиво и смотреть на сам Кремль снизу.
Ну и продолжим историю. Когда русские пришли в Казань, они переселили всех татар с территории будущего Кремля (там раньше была их крепость) на берег озера Кабан. Так образовалась ныне известная Старо-татарская слобода, расположенная несколькими километрами южнее.
Эта территория полна небольших мечетей, разноцветных деревянных домиков, старых кирпичных зданий. Это очень спокойное и благоустроенное место.
А теперь про одну из главных достопримечательностей Казани – пешеходная улица Баумана. Она тянется от самого Кремля на несколько километров и тут есть на что взглянуть. Если идти от Кремля, то сначала встречаются руины домов 19 века.
Чуть дальше – легендарный персонаж Казанский кот.
Торговля на улице идёт полным ходом. Количество точек продаж чак-чака исчисляется десятками, и сувенирных лавок вместе с этим не меньше.
Главной доминантой улицы является колокольня Богоявленского собора высотой 74 метра.
Другой конец улицы Баумана не такой уж привлекательный. Пешеходная зона упирается в непереходимую дорогу и какой-то уродливый торговый центр. Чтобы попасть на продолжение пешеходной зоны, улицу Петербургскую, нужно спуститься в подземелье.
Улица Петербургская уже более малолюдная и скучная. Но стоит закончиться пешеходной части, становится поинтереснее.
Рядом с заметным зданием театра Экият расположен целый национальный дворик. Много деревянных домиков и лавок, фонтанчик, всё красиво. И главная доминанта – памятник эчпочмаку.
Ну и время показать то, на что лучше смотреть с закрытыми глазами. Большое здание театра кукол Экият выглядит ну очень паршивенько.
Чуть пройти дальше, к станции метро, и тут выставка казанского электротранспорта. В роли экспонатов – старые троллейбусы и трамваи. Есть стенды с историей электротранспорта в городе, а все уже не транспортные средства подписаны.
Это было бы хорошей подводкой к теме транспорта, но о таком я рассказываю в конце. А ещё много чего интересного.
Как известно, Казань – столица национальной республики Татарстан, где татары проживают в большинстве и у них, что логично, есть свой язык, которым они пользуются. Татарский язык – выходец из тюркской группы языков, со схожими правилами и словами, как, например, турецкий или узбекский. И случайному человеку будет трудно различить турецкий и татарский. Преимущественным отличем татарского является кириллица. В городе часто можно встретить надписи на татарском и надо сказать, это действительно необычно, зная то, что это всё ещё Россия.
Но известен город не только своей татарской идентичностью и Кремлём. В позднесоветский период Казань стала неформальной столицей преступности, создав так называемый "казанский феномен". Дети и подростки объединялись в банды, перераставшие в крупные преступные группировки, дрались за территорию ("война за асфальт"), воровали и убивали. Считается, что начало этому феномену положила банда "Тяп-ляп" из микрорайона Теплоконтроль. Я побывал в этом страшноватом местечке, зажатом между промзоной и озером Средний Кабан, чтобы посмотреть как там живут сейчас.
На удивление это не гигантское сборище серых брежневских девятиэтажек, а вполне милый малоэтажный район с трамвайной линией и выходом к водной глади озера.
Среди домов есть небольшое общественное пространство в виде скверика, а дворы домов выглядят довольно неплохо.
Самого завода Теплоконтроль уже вроде как нет, но его здание тоже не страшное.
Реки и озёра
Столица Татарстана стоит на реках Волге и Казанке, а также включает в себя озёрную систему, которая состит из трёх озёр: Нижний Кабан, Средний Кабан и Верхний Кабан. По центру города протекает канал Булак. Если река Казанка хорошо просматривается с популярных туристических точек, то Волга не так очевидна.
Настолько значительная ширина водного пространства объясняется тем, что это часть большого Куйбышевского водохранилища. Это третье по величине в мире водохранилище, которое простирается на 510 километров от Чебоксар до Тольятти по реке Волге. А чтобы такой большой объём воды не попадал во впадающие реки, при впадении их в водохранилище создаются дамбы. На реке Казанке их две. Одна, что ближе к Волге и вторая, поближе к Кремлю. Вот по ней я прогулялся.
И это оказалось прекрасным прогулочным местом. Вид на реку, беспрепятственный выход к воде, крутящиеся лавочки-сиденья, полувелодорожка...
Общественные пространства в Казани в целом стоят отдельной темы. Потому что это действительно то, чем город смог приятно удивить. Например, набережная озера Нижний Кабан, будто слезла с картинки хорошего европейского учебника по урбанистике.
Вдоль береговой линии идёт деревянный помост с практически беспрепятственным выходом к воде. А в северной части есть территория с водяными игрушками, где каждый желающий может взаимодействовать с водой.
Но есть и минусы. Дорогу, которая идёт с другой стороны набережной, перейти почти нельзя. Переходы установлены очень редко. Велодорожка неожиданно прерывается, и начинается типичный русский заборчик. Территория для людей закончилась, хотя и считается полностью благоустроенной набережной.
Рядом с театром им. Камала есть милая территория с фонтанчиками. Открывается вид на озеро и Старо-Татарскую слободу.
Почти на берегу этого самого озера есть ещё один пример прекраснейшего общественного пространства. Это IT-парк имени Башира Рамеева. Выполнен в современном стиле, имеет сквозной проход, коворкинг и ещё немного интересностей.
В интернете пишут, что рояль в коворкинге сам играет музыку, но когда я там был, он не работал.
Такое вот огромное панно с обычными выключателями с удлинителей, которые загораются лампочкой, когда включены. Можно натыкать всё что угодно.
Обычным туристам и горожанам в IT-парке доступен только первый этаж, остальное находится за турникетами. И хоть отталкивающим элементом этого места являются абсолютно ненужные досмотровые зоны на входе, парк достоин посещения, если по пути.
Но а просто шедевр городского пространства для людей и красоты современного искусства – это Национальная библиотека Республики Татарстан. Находится на Кремлёвской набережной и вместе с предыдущей локацией попадает в рубрику "В поисках лучшего коворкинга_Казань".
Со стороны набережной это красивое здание с большущей лестницей без абсолютно всякой безбарьерной среды.
С другой стороны на это смотреть тоже красиво.
При входе большой зал с подвешенными буквами. Символы библиотеки во всех смыслах.
Немного пройти и сразу начинаются книжные стеллажи. Чуть в стороне расположены комнаты, похожие на учебные классы и детская комната.
Спустившись чуть ниже видим ещё больше книг. И места, где их можно почитать.
Среди книжного разнообразия есть стенд с рекомендациями посетителей библиотеки насчёт разных книг. Каждый тут может оставить своё послание. Какие-то московские студенты оставили рекомендацию читать учебник по физике.
Признаться честно, лестниц тут хватает, а за безбарьерной средой я не уследил, тут уж увы. А есть и второй этаж. Он более пустой, но там можно посидеть и почитать с видом на реку.
Есть просторные туалетные комнаты и комната уединения, где можно посидеть в тишине или помолиться.
Помимо книг, тут есть полноценная музыкальная комната с виниловыми пластинками, синтезатором и наушниками, которые нужно обязательно получить у администратора комнаты.
В целом Казань неплохо обеспечен общественными пространствами. Неплохое благоустройство встречалось и около станций метро, и на окраине города.
Прогулка по Казани в принципе завершена, но что насчёт поездок?
Пожалуй, одним из главных объектов транспортной инфраструктуры в Казани является аэропорт. На него первым выльется моё негодование.
Аэропорт находится за пределами Казани и сам по себе достаточно неплохой для города-миллионника. Его отстроили к какой-то там Универсиаде в 2013 году.
И самое ужасное что в нём есть это непозволительно отсутствующая транспортная доступность. Из города сюда идёт пригородная маршрутка с интервалом раз в час. Но даже её мне не удалось застать, потому что она просто не приехала. Но есть электричка, которая ходит вообще всего несколько раз в день, зато за полчаса до города можно бюджетно доехать. На станцию удобно идти из терминала.
И раз уж про железнодорожный транспорт, то посмотрим местный вокзал. И тут всё интересно происходит: помимо небольшого здания вокзала рядом стоит большая коробка с надписью "Транспортно-пересадочный терминал". Видимо, мощностей вокзала не хватает. В этом терминале есть всё, что есть на обычном вокзале. Правда можно запутаться в этажах, лестницах, зонах досмотра, турникетах. По сути там ничего интересного, а вокзал красивенький.
Рядом с вокзалом есть автобусы, троллейбусы и трамваи. А до ближайшей станции метро относительно далековато. Кстати о метро. Казанский метрополитен довольно новый, он открыт в 2005 году, к тысячелетию города. До сих пор тут всего одна линия, но строится ещё одна. Тут катаются поезда типа "Русич", "Москва 2019" и специально построенные к открытию метро поезда "Казань". Чаще всего, встречаются, конечно, Русичи.
Интервал между поездами довольно большой, даже больше пяти минут. А на станциях нет интервальных часов. Информатор работает на трёх языках: русском, татарском и английском. Так объявление растягивается надолго, поэтому было бы неплохо, например, английский спрятать в бегущую строку.
Трамваи и автобусы имеют одинаковую тёмно-красную расцветку. И работают одинаково плохо. Трамваи тащатся медленно, нет нормальных посадочных платформ.
Ещё тут работает самый длинный трамвайный маршрут в России. Он по кольцу огибает весь город. И на нём мне прокатиться не удалось из-за форс-мажорчика. На северо-востоке города произошёл обрыв контактной сети, а я, находясь на юго-западе, пытался на трамвае доехать хоть куда-нибудь. Но трамваев почти не было, а оставшиеся изменили свои маршруты на укороченные. На многих остановках есть электронное табло с бегущей строкой, где о таких событиях оповещают. Но на остальных люди толпились в неведении.
С автобусами тут всё ещё хуже. Они пытаются выглядеть современно, но по факту это сервис уровня маршрутки, которые, кстати, в ходе транспортной реформы из города убрали. Все автобусы обычно останавливаются на расстоянии нескольких метров от остановочного пункта. И в этом есть вина вредных остановочных карманов, которые в городе делать нельзя.
В некоторых автобусах работают кондукторы, а в основной массе общественного транспорта оплата производится с помощью валидатора. Но если в автобусе нет кондуктора и не работают валидаторы, то оплата у водителя при выходе через переднюю дверь.
Троллейбусы в городе имеют те же недостатки, только в них точно нет кондуктора и они недобрендированы. То есть разного цвета и уж точно не красного.
Информатор в транспорте или не работает, или двуязычный (русский и татарский языки).
Короче, Казань действительно большой и интересный город. Я уверен, что не обошёл и большинства интересностей, которые тут есть. Это город с попытавшимся быть реформированным, но очень плохо организованным общественным транспортом. Город с крутейшими общественными пространствами, но в котором забыли удовлетворить базовые удобства для комфорта и безопасности жителей. И всё рассудят оценочки.
Транспорт: 4/10
Чистота: 7/10
Удобство городской среды: 6/10
Что посмотреть: 8/10
Тест на двор: 8/10
Общая оценка: 6,6/10