Найти тему

К отопительному сезону 2024-2025 годов, готов???

Сергей Креков
Сергей Креков

Индексация тарифов ЖКХ с 1 июля 2025 года составит в среднем 11,9%, следует из прогноза социально-экономического развития России на ближайшие три года. Он был внесен в Госдуму вместе с проектом бюджета. Согласно документу, тарифы на газ со следующего года проиндексируют на 10,3%, на электроэнергию — на 12,6%. На вопросы о сложившейся ситуации в ЖКХ и росте тарифов в преддверии отопительного сезона 2024-2025 ответил лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков:

- Сделала ли власть выводы по итогам ЧП в коммунальном секторе, произошедших в прошлый отопительный сезон?

Вывод был сделан сразу по окончании отопительного сезона 2023-2024 годов на заседании Правительства России его председателем Михаилом Мишустиным: «В целом предприятия электро-энергетики и жилищно-коммунального хозяйства прошли его в штатном режиме, но не без аварий, которые в первую очередь были вызваны аномальными климатическими условиями.»

Было отмечено, что в текущем отопительном периоде произошло порядка 9 тыс. аварий на объектах ЖКХ, из которых почти 4 тыс. – в сфере теплоснабжения. Премьер отметил, что на 18% снижается среднее время устранения аварий на объектах ЖКХ!

Видимо, природная скромность вице-премьера Марата Хуснуллина и его подопечного министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина привела к тому, что от общественности был скрыт тот факт, что в отопительных сезонах 2020-2021 и 2021-2022 годов фиксировалось по 9,5 тыс. аварий, а уже в отопительном сезоне 2023-2024 годов они смогли снизить количество аварий на 5%!!!

По итогам заседания Правительства России было предложено:

- ввести риск-ориентированный подход к внеплановым проверкам, обязательное участие представителей органов власти региона, Ростехнадзора и органов Государственной жилищной инспекции в оценке готовности к отопительному периоду, установление критериев обязательной выездной проверки объекта теплоснабжения, а также административная ответственность для организаций, не получивших паспорт готовности.

- усилить лицензионные требования к управляющим компаниям, создавать государственные управляющие организации в коммунальной сфере.

- повысить контроль реализации концессионных соглашений и ввести обязательность инвестиционных программ.

В свою очередь, Государственная Дума в мае 2024 года увеличила размер штрафов за предоставление некачественных услуг ЖКХ, вместо действовавших ранее штрафов в размере 10 тысяч рублей была введена двухступенчатая система: первый штраф 50, второй 100 тысяч рублей.

Из всего вышеизложенного говорить о том, что власть сделала хоть какие-то выводы из ЧП в коммунальном секторе не приходится! Более того, следует отметить, что окончание отопительного сезона 2023-2024 годов не только не привело к сокращению количества аварий. Сферу энергетики и ЖКХ продолжало лихорадить, и только пришедшее в Россию с наступлением весны тепло не привело к серьезным последствиям.

Никаких принципиальных изменений в подходе к организации проведения работ по подготовке к отопительному периоду 2024-2025 годов не произошло, а объем финансирования этих работ был сильно сокращен ввиду роста задолженности за оплату услуг ЖКХ.

Пока мы не признаем, что наступающая климатическая зима в России не является аномалией, рассчитывать на изменение ситуации в энергетике и ЖКХ не стоит. С опасением жду старта отопительного сезона 2024-2025 годов!

- Второй вопрос - в регионах цена за газ растёт вдвое быстрее тарифа на отопление. Например, в Свердловской области тариф вырастет на 10%, цена на газ - на 20%. Участники рынка предупреждают, что такая диспропорция может привести к банкротствам ресурсников и новым авариям. Есть такая опасность?

В 2022 году движение «Народный жилищный инспектор» провело сравнительный анализ действующих в России тарифов на газ, подробнее внашей статье "Карман жителей - национальное достояние!". Мы обратили внимание на диспропорцию в тарифах. Так, самый высокий - на Камчатке - 10,39 р. за 1 м.куб., а самый низкий - в Ямало-Ненецком АО - 5,15 р. за 1 м.куб. Двукратная разница может объясняться стоимостью доставки газа с месторождений, однако это не так. Например:

1. В Москве тариф за 1 м.куб. составляет 8,09 рублей, а в Московской области, окружающей столицу со всех сторон, за 1 куб.м. - 6,92 рублей. Разница между тарифами составляет почти 17%!

2. В Калининградской области стоимость 1 куб.м. составляет 10,04 рублей, в то же время в Тверской области - 9,77 рублей, разница всего 27 копеек, а расстояние между регионами более 1000 км., более того газ проходит через территории иностранных государств.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что тарифная политика при определении стоимости трубопроводного газа не опирается на стоимость добычи и транспортировки природного газа, а неравномерный темп индексации по регионам говорит о том, что величину тарифа и размер индексации устанавливают произвольно.

Обращение в ФАС России с результатами нашего исследования ни к чему не привело. С нашими выводами в антимонопольном ведомстве не согласились, не аргументируя свою позицию.

В 2022 году «Газпром» сократил объём экспорта газа в дальнее зарубежье на 46%. Резкие темпы индексации тарифов на газ – это одна из мер Правительства России по стабилизации финансового-экономических показателей компании. Во многом такой подход обусловлен мнением о заниженном уровне тарифов на газ, действующих на внутреннем рынке России.

Следует напомнить позицию одного видного государственного деятеля Анатолия Чубайса, который заявил буквально следующее – низкие цены на газ и электроэнергию являются фундаментальной проблемой, которая сдерживает развитие энергетики, машиностроения и всей экономики в целом.

Очевидно, что непропорциональный рост тарифов на газ, являющийся основной статьей расходов при теплогенерации, и тарифов на отопление, ставит теплоснабжающие компании на грань выживания. Ситуация для них стремительно ухудшается в связи с резким ростом задолженности за услуги ЖКХ!