Найти в Дзене

Бизнес – модель Александра Остервальдера

Оглавление

Бизнес – модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.

Для удобной визуализации бизнес – модели вашей компании лучше всего подходит шаблон бизнес модели Александра Остервальдера.

По концепции Остервальдера описание любой бизнес модели должно включать девять блоков, которые отражают логику действий компании, направленных на получение прибыли. Эти девять блоков охватывают четыре основные сферы бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктура и финансовая эффективность компании. Бизнес-модель подобна стратегическому плану, который претворяется в жизнь через организационные структуры, процессы и системы.

Структурные блоки

Девять структурных блоков в модели Остервальдера:

1. Потребительские сегменты. Компания может обслуживать один или несколько потребительских сегментов. В этом структурном блоке определяется, какие группы людей и организаций предприятие рассчитывает привлекать и обслуживать. Организация должна сделать выбор, решая, какие сегменты обслуживать, а от каких отказаться. Когда решение принято, можно строить бизнес модель, опираясь на четкое понимание специфических нужд клиентов избранных сегментов.

2. Ценностные предложения. Блок включает описание товаров и услуг, которые представляют ценность для определенного потребительского сегмента. Ваш бизнес старается решить проблемы и удовлетворить потребности клиентов, делая им определенные ценностные предложения. Ценностные предложения – причина, почему клиенты отдают предпочтение одной компании перед другой.

3. Каналы сбыта. Этот блок описывает, как компании взаимодействуют с потребительскими сегментами и доносят до них свои ценностные предложения. Ценностные предложения поступают к потребителю через информационные, дистрибьюторские и торговые сети.

4. Взаимоотношения с клиентами. Блок описывает типы отношений, которые устанавливаются у компании с отдельными потребительскими сегментами. Взаимоотношения с клиентами устанавливаются и поддерживаются всеми службами по работе с клиентами.

5. Потоки поступления доходов. Поступление прибыли возникает благодаря успеху ценностных предложений, сделанных клиентам. Блок включает материальную прибыль, которую компания получает от каждого потребительского сегмента.

6. Ключевые ресурсы. Ключевые ресурсы – средства, необходимые для предложения и доставки ранее описанных элементов. В этом блоке описываются наиболее важные активы, необходимые для функционирования бизнес – модели.

7. Ключевые виды деятельности. Главные действия компании от разработки продукта до доставки клиенту. Ключевые виды деятельности, как и ключевые ресурсы, - обязательный компонент процесса создания и реализации ценностных предложений, выхода на рынок, поддержания взаимоотношений с клиентами и получения доходов.

8. Ключевые партнеры. Какие-то виды деятельности передаются на аутсорсинг, а ресурсы – привлекаются со стороны. Блок описывает сеть поставщиков и партнеров, благодаря которым функционирует бизнес-модель.

9. Структура издержек. Структура издержек – результат взаимодействия всех элементов бизнес – модели. Блок описывает расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес модели. Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности ключевых партнеров

Все эти блоки, так или иначе, связаны между собой.

Этапы разработки

Разработка бизнес модели включает в себя 5 стадий:

1. Подготовка.

2. Понимание. Исследование и анализ элементов, необходимых для разработки.

3. Создание и проверка жизнеспособных вариантов бизнес-моделей и выбор лучшего.

4. Применение. Создание и проверка жизнеспособных вариантов бизнес моделей и выбор лучшего.

5. Управление. Адаптация и модификация бизнес – модели в соответствии с реакцией рынка на нее.

Преодоление всех этих стадий часто не настолько последовательно, как в списке. Стадии понимания и создания вариантов обычно идут вместе.

Чтобы сделать правильный выбор при создании вариантов необходимо правильно понимать своего клиента. Так же важная задача может состоять в том, чтобы точно определить, на каких именно потребителей следует работать, а каких можно проигнорировать.

Надеюсь, что данная статья значительно облегчила понимания бизнес – модели. Так же, оставлю шаблон бизнес модели для вашего пользования.

Шаблон бизнес - модели Александра Остервальдера.
Шаблон бизнес - модели Александра Остервальдера.