Часто бывают ситуации, когда человек просто платит. И неважно чем – временем, деньгами или собственными силами.
Он просто платит, а результат себе не присваивает.
Например, покупает очередной курс.
Ааа, классно, сейчас как приступлю…
И курс отправляется на полочку.
Или делает для пожилой мамы какую-то работу.
Воот, сейчас, наконец, оценит…
А вот нет, не ценит.
И знаете что? Я хорошо видела изнутри эту ловушку. Тебе потом даже могут сказать типа:
«Да ладно, тебя же вон, похвалила мама. Ты разве не слышала?»
А ты как бы и слышала, но как какой-то информационный шум. До глубины не дошло. Внутренний Станиславский сказал свое сокровенное:
«Не. Верю».
Знаете, нам раньше только и делали, что в связи с этой ситуацией рассказывали про дофамин. Что якобы человек, который вкладывает, то есть, платит, «сидит на дофаминовой игле удовольствия», что он-де такой важный и незаменимый. И он что-то делает.
Вот только это не дофаминовая игла. Это самая настоящая проблема.
И касается она низкой самоценности. И «растет» она из треугольника Карпмана, который сложился еще с детства.
Тут нельзя сказать, что такое случается только у отличников, которые больше работали «на оценку» и точно так же, как сейчас похвалы, эту «пятерку» не чувствовали.
Нет, троечники тоже часто страдают от низкой самоценности. Особенно те, у кого «тройки» появлялись потому, что просто не было возможности вникать в учёбу, потому что приходилось всё время прислушиваться к ссорам родителей.
Причины у каждого свои. И устранять их можно только в индивидуальной работе.
Если работать с психикой по ее закономерностям, то самоценность развивается и растет. А вместе с этим исчезают и ситуации, когда кто-то может вас использовать, манипулировать и так далее.
А у вас с этим как? Чувствуете ценность того, что вы делаете?